От K-FISH до фестиваля русского краба: популяризация морепродуктов по-южнокорейски

 
3 августа 2023 08:00   316 просмотров
 

Республика Корея является одной из ведущих стран в мире по объемам производства и потребления морепродуктов. В среднем кореец съедает около 68,4 кг рыбы в год (данные за 2020 год), а доля даров моря на общем рынке сельхозпродуктов составляет без малого 11%. При этом по прогнозам южнокорейских специалистов к 2025 году производство морепродуктов в стране должно вырасти до 13,8 трлн вон, или около 10,6 млрд долларов США.
Несмотря на впечатляющие результаты, достигнутые рыбным хозяйством страны [https://fishnews.ru/rubric/krupnyim-planom/11426], правительство считает важным развитие не только производства, но и внутреннего потребления морепродуктов. К примеру, согласно «Плану содействия развитию рыбной и пищевой промышленности на 2022 год», опубликованному Министерством морских дел и рыболовства Южной Кореи, потребление морепродуктов к 2025 году должно вырасти до 74 кг в год на душу населения, что значительно превысит прогнозируемые 23,4 кг в среднем по миру.

Для достижения этой амбициозной цели правительство разработало широкий спектр мер, направленных на популяризацию морепродуктов среди населения страны. О них и пойдет речь.

Пару лет назад во Владивостоке я впервые увидел грузовичок с нанесенным на него незнакомым словом — «K-FISH». Что такое «K-pop», ваш покорный слуга уже знал, но «K-FISH»?

Оказалось, что для продвижения южнокорейских морепродуктов как в самой Южной Корее, так и за рубежом еще в 2016 году была запущена специальная правительственная программа [https://fishnews.ru/news/31326]. Идея проста и не нова: государство обеспечивает продвижение национального бренда «K-FISH» на мировом рынке [https://fishnews.ru/news/37854], а южнокорейские производители могут пользоваться им совершенно бесплатно в течение трех лет при соблюдении ряда условий, в том числе проверки качества продукции и безопасности ее производства. Отвечает за всю эту работу упомянутое выше отраслевое министерство. Оно же занимается пропагандой потребления морепродуктов на национальном уровне.

Кроме поддержки бренда «K-FISH», министерство, к примеру, выступает соорганизатором крупнейших международных выставок морепродуктов на территории Южной Кореи — Seoul International Seafood Show и Busan International Seafood& Fisheries EXPO. Оба этих события безусловно играют важную роль, в том числе в популяризации потребления морепродуктов в Южной Корее, так как кроме экспертов и бизнесменов их традиционно посещает большое число простых сеульцев, пусанцев и жителей близлежащих городов, специально приезжающих поглазеть на новинки отрасли, поучаствовать в многочисленных дегустациях и приобрести деликатесы со всего мира по умеренным ценам. Про освещение хода мероприятия в СМИ и говорить не стоит.

Еще одним способом продвижения в народные массы идеи употребления морепродуктов являются различные общенациональные кампании. Одним из ярких примеров служит слоган «Среда — рыбный день», работающий на игре слов или, скорее, иероглифов, так как оба слова — «среда» и «морепродукты», — относящиеся к так называемой «сино-корейской лексике», начинаются с символа «вода» (если записывать их иероглифами). Этот слоган очень напоминает советский «рыбный четверг» и был создан с той же целью — повысить потребление рыбы населением страны. Его можно встретить повсеместно, в том числе на входе в главный сеульский рыбный рынок Норянчжин. Его же задействуют всякий раз, когда хотят подстегнуть потребление морепродуктов, в том числе в учебных заведениях и на предприятиях.

Широко используются и такие проверенные временем рыночные инструменты, как распродажи [https://fishnews.ru/news/46964]. К примеру, в октябре 2022 года [https://fishnews.ru/news/45567] в течение 17 дней жители и гости Южной Кореи могли приобрести некоторые сезонные морепродукты со скидкой до 40%! В качестве каналов сбыта использовались как традиционные сети распространения — рынки исупермаркеты, так и появившиеся сравнительно недавно, но уже завоевавшие большую популярность среди корейцев онлайн-площадки. Важно отметить, что распродажа коснулась любимых населением страны осенних морепродуктов — минтая, скумбрии, кальмаров, рыбы-сабли, желтого горбыля, сушеного анчоуса, ложного палтуса, морского окуня, а также креветок, голубого краба и т.д.

Условия акции были достаточно просты: министерство оплачивало скидочный купон до 20% на покупку морепродуктов (не более 10 тыс. вон, или около 8 долларов США на человека) и сопоставимый дисконт давал сам продавец, что в некоторых случаях позволяло покупателям сохранить у себя в кармане до 40% от первоначальной стоимости продукта. Таким образом, государство и бизнес практически в равной доле вкладывались в общее дело по продвижению морепродуктов на внутреннем рынке. Стоит отметить, что такое распределение нагрузки в целом является вполне обыденной практикой в Южной Корее.

Только в 2022 году в акции приняли участие 12 сетей супермаркетов, в том числе такие гиганты, как E-Mart, Home Plus, Lotte-Mart и Hanaro-Mart, а также 21 онлайн-площадка. Не остались в стороне и многочисленные традиционные рынки, все еще очень популярные среди южных корейцев.

Периодически проходят на национальном уровне и кампании, призванные сгладить эффект от «черных лебедей», таких как авария на АЭС «Фукусима-1» [https://fishnews.ru/news/47577]. В таких акциях часто принимают участие местные знаменитости и крупные чиновники, которые своим примером демонстрируют, что морепродукты не только безопасны, но и чрезвычайно полезны и вкусны.

Однако одними лишь выставками и акциями стимулировать потребление морепродуктов было бы сложно, поэтому южнокорейское правительство старается повышать осведомленность населения о пользе рыбного меню.

Ежегодно государственные институты, такие как Korean Maritime Institute или National Institute of Fisheries Science, проводят исследования, посвященные выявлению лечебных свойств тех или иных морепродуктов и определению полезного эффекта от употребления в пищу даров моря. Их результаты активно освещаются через СМИ. К примеру, в 2022 году одним из трендов стала популяризация так называемой blue food, или диеты с преобладанием морепродуктов.

Стоит отметить, что в самой Корее существует весьма богатая традиция использования морепродуктов в пищу, однако вестернизация общества привела к значительному росту популярности так называемой junk food (вредной пищи) среди молодежи, с чем сейчас также активно борются на самом высоком уровне.

Одним из путей такой борьбы стала разработка инновационных здоровых продуктов на основе гидробионтов: полезных снеков и полуфабрикатов из водорослей, рыбы и моллюсков, которые начинают пользоваться популярностью и в Корее, и за рубежом. Таким образом государство делает употребление морепродуктов модным и прогрессивным, включая в клуб любителей даров моря всё более широкие слои населения.

Однако ошибкой будет полагать, что продвижение рыбной диеты среди жителей Южной Кореи — дело рук лишь столичных чиновников. Очень активно на этом направлении работают и власти прибрежных и даже некоторых внутренних регионов.

Обширная береговая линия Южной Кореи исторически определила наличие здесь значительного числа местных фирменных блюд из морепродуктов. Остров Уллындо — это кальмары, порты восточного побережья — краб-стригун, а знаменитый «мандариновый остров» Чечжудо прочно связан с образом моллюска морское ушко и рыбы-сабли… и этот список можно продолжать бесконечно. Поэтому местные администрации на всех уровнях стремятся использовать уже сложившиеся исторически бренды для привлечения туристов и создания новых рабочих мест, внося при этом немалую лепту в популяризацию употребления морепродуктов.

На этом уровне власть обычно вкладывается в развитие инфраструктуры в самом широком смысле этого слова — от создания технопарков, заточенных под переработку и транспортировку морепродуктов, до строительства рыбных рынков или небольших торговых площадок непосредственно перед пирсами, где выгружается улов.

Настоящий рыбный рынок с торговыми рядами, ресторанчиками и соответствующими службами проверки качества есть практически в каждом южнокорейском рыбном порту!

Наличие такой развитой инфраструктуры создает поток внутренних туристов в прибрежные регионы. Люди едут с одной целью — отведать местных морепродуктов. В Корее буквально на каждых выходных в течение календарного года можно совершать небольшое гастрономическое путешествие в один из рыбных портов. А поддерживается постоянный интерес к местным морским деликатесам различными шоу на ТВ, многие из которых фактически являются проплаченной на региональном или национальном уровне рекламой.

Следующим шагом в борьбе за потребителя, конечно, является проведение тематических фестивалей. В Южной Корее их настолько много, что даже простое перечисление названий заняло бы несколько страниц текста без иллюстраций. В качестве примера хотелось бы привести близкие к нам как географически, так и с точки зрения традиции употребления фестивали краба-стригуна.

Два главных крабовых празднества — «Фестиваль красного краба-стригуна» в Ульчжине и «Йондокский фестиваль краба-стригуна» в одноименном уезде — обычно проходят в феврале. В нынешнем году, по информации организаторов, в первом из них поучаствовало 50 тыс. человек, а во втором — более 60 тыс. человек. В программу развлечений этих фестивалей традиционно входят дегустации, парады, шуточные эстафеты и, конечно, ловля краба в специальном бассейне. Однако главной целью их проведения является приобщение посетителей к культуре употребления краба, что в значительной мере способствует уничтожению его стереотипного восприятия как дорогого деликатеса, доступного только богачам.

В нынешнем году свой фестиваль краба провели и в Тонхэ [https://fishnews.ru/news/47214] — единственном южнокорейском порту, поддерживающем паромное сообщение с российским Дальним Востоком. Через Тонхэ в Южную Корею ввозится почти 90% российского живого краба, что в абсолютных объемах составляет примерно 15 тыс. тонн в год при ежегодной собственной добыче около 2 тыс. тонн.

Здесь даже есть свой центр русского краба, открывшийся в ноябре 2019 года, где можно приобрести и отведать настоящего краба из России. Первый фестиваль, который назвали — «Фестиваль краба-короля», прошел в мае. Организаторами этого мероприятия стали мэрия города, Фонд культуры и туризма Тонхэ, Агентство промышленности и логистики в северном направлении, а также крупный южнокорейский импортер краба — компания Gold Crab.

Для участия в открытии фестиваля пригласили знаменитых южнокорейских музыкантов. Жители и гости города пробовали здесь различные блюда из краба за полцены. Кроме того, 600 крабов-стригунов опилио и 1000 порций крабового супа организаторы раздали бесплатно. В рамках фестиваля прошли встречи формата B2B и B2C, распродажи, соревнования по ловле краба удочкой и голыми руками, шуточные аукционы и другие мероприятия.

Таким образом, популяризация морепродуктов в Южной Корее является важной государственной задачей, за которую отвечают чиновники на всех уровнях — от национального до муниципального. Работу эту координирует отраслевое министерство, ежегодно формирующее планы по стимуляции потребления морепродуктов в рамках долгосрочной стратегии и выделяющее на них значительные бюджетные деньги.

Вадим АКУЛЕНКО, журнал «Fishnews — Новости рыболовства»

Август 2023 г.

Читать полный текст новости Источник: https://fishnews.ru/rubric/krupnyim-planom/30231
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.