Российский краб расширяет возможности на рынке Китая
В октябре добытчики краба из России попробовали интересный формат продвижения своей продукции на китайском рынке. Впервые в Шанхае прошел Фестиваль российского краба. Его организовали совместно с китайским партнером группы компаний «Сигма Марин Технолоджи», «Антей» и «Русский краб». Праздник для любителей морепродуктов освещался в российских и китайских СМИ. Позитивную оценку фестиваль получил и у городских властей: в тематическом мероприятии участвовали сотни кулинарных критиков и местных жителей, говорилось в пресс-релизе правительства Шанхая. Компании — организаторы фестиваля рассказали Fishnews о своем опыте и перспективах, которые видят для краба на рынке Поднебесной.
Российский бизнес ищет новые возможности для поставок крабовой продукции в Китай. По данным Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, одна из перспективных ниш для развития на китайском рынке — мороженый краб. «Сейчас китайцы покупают главным образом живого краба в каналах HoReCa, однако каналы ритейла и интернет-доставки проявляют интерес к мороженому крабу», — отмечал президент ВАРПЭ Герман Зверев.
«Нашей основой целью на фестивале было познакомить китайского потребителя с мороженой продукцией — из камчатского краба и стригуна опилио», — рассказал заместитель генерального директора компании «Антей» Иван Новиков. Для китайцев привычно, когда в ресторанах предлагается живой краб и его могут приготовить по заказу посетителей. Мероприятие в Шанхае [https://fishnews.ru/news/48542] было организовано таким образом, чтобы показать: можно покупать мороженую продукцию и вкусно готовить из нее дома. Для этого проводились мастер-классы, повара общались с гостями праздника, подчеркнул представитель «Антея».
«Нам важно убедить китайского потребителя, что замороженный краб такой же свежий, вкусный и полезный и ничем не хуже, чем живой», — прокомментировала коммерческий директор компании «Север» («Сигма Марин Технолоджи») Елизавета Мизерницкая.
Сейчас в Китае нет культуры потребления мороженых конечностей краба, в то время как потребление живого краба в сегменте HoReCa за последнее десятилетие набирает популярность, а объем продаж ежегодно растет, не требуя применения специализированных маркетинговых инструментов, обратила внимание коммерческий директор «Севера».
«Мы ставим перед собой цель популяризовать в Китае культуру потребления именно краба судовой заморозки, которого обычный житель может попробовать не только в ресторане, но и у себя дома. Для этого необходимо сделать мороженого краба доступным для китайского потребителя, когда ему достаточно лишь зайти в ближайший супермаркет или же заказать упаковку с крабовой продукцией, готовой для употребления, через курьерскую доставку на дом», — добавила собеседница Fishnews.
В нынешних условиях поставки дальневосточного живого краба в КНР — приоритетное направление для компании, но традиционно работа выстраивается с акцентом на диверсификацию видов продукции и рынков сбыта, отметила Елизавета Мизерницкая. В связи с этим ставится цель популяризировать потребление крабовых конечностей судовой заморозки в Китае.
Участие в Фестивале российского краба подтвердило, что запрос на розничный формат есть, однако потребительский опыт использования замороженного краба в домашних условиях требует развития, рассказала заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ГК «Русский краб» Юлия Юрова.
В группе компаний обратили внимание на то, что покупатели секций или мяса краба интересуются способами приготовления и рецептами. Учитывая это, холдинг планирует в своем продвижении использовать активности с участием профессиональных поваров, мастер-классы и другие подходящие форматы.
Продвижение требует общих усилий
Работа по популяризации краба из России за рубежом требует комплексного, планомерного подхода. Акцентированное продвижение российской продукции в Китае по большому счету только начинается, отметила Юлия Юрова. «Наши добытчики всегда занимались поставками, но не продвижением, в отличие от поставщиков из США. Неудивительно, что сегодня 90% конечных потребителей краба в Китае не знают, что они едят российского краба. Они уверены, что краб на их столах — это Red King Crab с Аляски. И это при том, что Россия исторически является крупнейшим поставщиком краба в Китай», — заявила заместитель генерального директора группы компаний «Русский краб».
Американский страновой бренд создавался усилиями национальных отраслевых ассоциаций. В их задачи входило создание общего положительного имиджа американского продукта, подготовка дистрибьюции для торговых марок, централизованная маркетинговая поддержка, обратили внимание в холдинге.
Учитывая объем экспортной выручки, которую обеспечивают продажи краба, представляется необходимым создание мощной профессиональной отраслевой ассоциации с государственным участием, которая сможет экспертно исследовать огромный рынок и определить стратегию продвижения продукта, считает Юлия Юрова.
Отечественные поставщики сотрудничают с Российским экспортным центром (РЭЦ), и такая государственная поддержка очень значима, она обеспечивает возможность презентации российских продуктов на площадках ключевых международных выставок, рассказала представитель группы компаний. «Но для уверенного позиционирования и закрепления на рынке необходима системная, ежедневная работа сразу в нескольких направлениях — исследования, маркетинг, реклама, дистрибьюция и GR», — подчеркнула она.
Фестивалям хотят придать регулярный характер
Добытчики краба выражают интерес к тому, чтобы продолжить практику проведения фестивалей. Такой формат хорошо помогает коммуницировать с людьми, чьи предпочтения в конечном итоге и формируют рынок. «Фестивали — это общение с конечным потребителем», — подчеркнул Иван Новиков.
«Сегодня Китай представляет собой динамичный и растущий рынок, который с готовностью предоставляет российскому производителю возможности по освоению новых провинций и продвижению крабовой продукции из России на качественно новом уровне. Идея проведения Фестиваля краба в Китае, безусловно, отличная и нужная для российских крабодобывающих предприятий. Уже сейчас мы ставим перед собой цель провести как минимум еще два-три крабовых фестиваля в Китае в следующем году, делая упор на те провинции, где потребитель пока еще не знаком с нашим продуктом», — поделилась планами Елизавета Мизерницкая.
В группе компаний «Антей» хотели бы попробовать свои силы в развитии рынка центрального Китая, где потребитель традиционно предпочитает морепродуктам мясо (в плане потребления такая большая страна, как КНР, неоднородна). «В качестве места для проведения второго фестиваля мы сейчас рассматриваем Чэнду — это один из крупнейших городов Китая», — рассказал Иван Новиков. Местные жители в основном едят мясную продукцию, поэтому в планах — попробовать несколько сместить пропорции потребления в пользу рыбы. Возможно, следующий фестиваль пройдет уже весной, отметил заместитель генерального директора компании «Антей».
Опыт первого мероприятия краболовные компании хотят использовать для дальнейшего совершенствования формата. «Появилась идея привнести в фестивальную программу что-то, что привлечет большее внимание потребителей к продукту. Например, задействовать рестораны, пригласить не только китайских, но и ведущих российских шеф-поваров. Это поможет разнообразить фестивальное меню, наполнить его не только стритфудом, но и показать продукт с его лучшей стороны. Ведь краба можно готовить очень по-разному, использование разных частей краба позволяет готовить различные по доступности и вкусу блюда», — обратила внимание Юлия Юрова.
«Наша компания удовлетворена форматом фестиваля как методом популяризации российского краба в Китае. Мы рассматриваем различные перспективные варианты развития рынка и поддерживаем идею ежегодного проведения Фестиваля краба в Китае», — солидарна с коллегами Елизавета Мизерницкая.
Для продвижения российского краба за рубежом предприятия отрасли используют и возможности специализированных выставок. Осенью после пандемийного перерыва возобновила свою работу [https://fishnews.ru/news/48500] международная рыбопромышленная выставка в Циндао. Здесь акцент уже делается на взаимодействие с профессиональными участниками рынка.
«За время проведения выставки мы отметили повышенный интерес китайского потребителя к крабовой продукции из России, а также высокий уровень и серьезный деловой настрой посетителей выставки из КНР», — рассказала коммерческий директор компании «Север».
Краб остается одной из важнейших статей российского экспорта рыбы и морепродуктов в Китай. И отечественные поставщики прилагают серьезные усилия к тому, чтобы развиваться на этом рынке.
Маргарита КРЮЧКОВА, Газета «Fishnews Дайджест»
Декабрь 2023 г.
Добавить комментарий