Российские рыбаки сталкиваются с дискриминацией?
Инцидент с судном «Борис Зайцев», задержанным норвежской береговой охраной по подозрению в незаконном выбросе рыбы, вновь заставляет представителей рыбной отрасли говорить о политике двойных стандартов.
Морозильный траулер «Борис Зайцев», принадлежащий ОАО «Мурманский траловый флот», находился на промысле трески и пикши в экономической зоне Норвегии (НЭЗ). 8 февраля судно было проверено инспекторами Береговой охраной Норвегии, прибывшими на борт с корабля «Нордкапп», на следующий день траулер был задержан и отконвоирован в норвежский порт Тромсе в связи с подозрением в незаконном выбросе рыбы.
После прибытия судна в порт и окончания следственных действий капитану и судовладельцу было предъявлено обвинение в нарушении законодательства Норвегии в области рыболовства. Норвежские власти вынесли постановления о привлечении капитана и судовладельца к уголовной ответственности, предусматривающей штрафные санкции в размере 275 тыс. норв. крон (порядка 1,5 млн. рублей).
Как рассказали РИА Fishnews.ru в ОАО «МТФ», после ознакомления с предъявленными обвинениями капитан судна и судовладелец отказались признавать свою вину. Дело будет рассматриваться в районном суде первой инстанции Тромсе в апреле 2013 г. После выставления гарантии траулер вернулся на промысел.
В чем же обвиняют капитана и «Мурманский траловый флот»? Этот вопрос информагентству прокомментировал представитель компании: «Во время промысла трески и пикши в НЭЗ после срабатывания обоих датчиков улова (датчики трала, срабатывающие при установленном объеме улова) капитан «Бориса Зайцева» начал поднимать донный трал. При поднятии оказалось, что орудие лова было повреждено о грунт, в результате чего часть улова вышла из трала еще до подъема на борт судна. После поднятия выяснилось, что часть мешка трала была разорвана.
Необходимо сразу отметить, что размер улова, даже с учетом примерного объема рыбы, ушедшей из орудия лова, не представлял каких-либо проблем для качественной обработки на фабрике траулера. Весь фактически улов был полностью переработан и заявлен в соответствии с требованиями правил рыболовства.
Однако, несмотря на явные доказательства отсутствия вины капитана, Береговая охрана Норвегии обвиняет его в выбросе рыбы и начинает проведение предварительных следственных действий на борту судна. После составления протокола «Борису Зайцеву» было приказано следовать в порт Тромсе.
По мнению капитана и судовладельца, речь идет о событии, которое капитан никак не мог и не должен был предвидеть, что полностью исключает вину капитана и ответственность судовладельца. На это обстоятельство указывалось и при допросе капитана в полиции Тромсе.
Помимо обвинений в выбросе, инспектор БОХР Норвегии потребовал от капитана подготовить некий план по обработке отходов на фабрике судна без использования измельчителя (устройства, размалывающего отходы). Фактически это требование означает приказ демонтировать измельчитель, что приводит к полной невозможности выброса отходов и неработоспособности фабрики. Судно, таким образом, не может быть использовано по своему назначению – как рыболовное.
Ранее аналогичные требования по демонтажу измельчителя выдвигались другому судну ОАО «МТФ», построенному по тому же проекту, что и «Борис Зайцев».
Необходимо отметить, что устройства, которые Береговая охрана Норвегии считает незаконными, были предусмотрены на судах типа «Иван Шаньков» с момента постройки 15 лет назад (судно построено по проекту норвежского КБ) и всегда использовались на этом траулере для измельчения отходов, т. к. их выброс через забортный шпигат невозможен (фабрика находится ниже ватерлинии). Выброс отходов без измельчения через шпигат полностью противоречит требованиям безопасности мореплавания (конвенции СОЛАС) и может привести к потере судна и гибели экипажа.
Ранее представитель «Мурманского тралового флота» связывался с БОХР Норвегии по поводу данных требований и получил устные разъяснения о том, что речь не идет о демонтаже оборудования на судне. Письменных разъяснений, невзирая на обращение судовладельца, получено не было. Несмотря на ранее полученные устные разъяснения, инспектор БОХР Норвегии приказывает капитану «Бориса Зайцева» демонтировать оборудование.
В результате получения таких невыполнимых требований ОАО «МТФ» было вынуждено обратиться к представителю Росрыболовства в Норвегии, для того чтобы донести свою озабоченность до норвежского министерства рыболовства.
Хотелось бы также отметить, что практика задержания российских рыболовных судов означает, что российские судовладельцы несут большие потери в связи со снятием судна с промысла, переходом в норвежский порт и простоем во время следственных действий. Эти убытки, фактически являясь опосредованным штрафом, очень сложно компенсировать даже в случае признания капитана и судовладельца невиновными. При этом норвежские суда практически никогда не задерживаются даже в случае грубых нарушений правил рыболовства.
Ранее, в августе 2012 г., норвежские и российские СМИ сообщали о том, что с норвежского траулера (название судна не раскрывалось) было выброшено порядка 5 тонн рыбы донных пород, причем выброс осуществлялся в присутствии инспектора Директората рыболовства Норвегии. После опубликования видеоматериала, показывающего выброс, норвежские власти заявили о том, речь идет о «нечастном случае». Следственные же действия были начаты более чем через год после данного инцидента.
В связи с такими отдельными инцидентами складывается впечатление, что правоприменительная практика в отношении российских и норвежских рыболовных судов существенно различается, что может указывать на дискриминационный подход при осуществлении контроля промысла в районах норвежской рыболовной юрисдикции».
РИА Fishnews.ru
Добавить комментарий