Рыбацкая общественность обсудила ключевые проблемы отрасли
Совет ВАРПЭ высказался в поддержку создания Минрыбхоза, обсудил проблемы законодательного регулирования «прибрежки» и новую версию «квот под киль», а также определил дату внеочередного собрания ассоциации.
14 февраля в Москве состоялось заседание Совета Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ). На встречу были приглашены советник руководителя Росрыболовства Вячеслав Бычков, заместитель директора Департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России Григорий Шаляпин, управляющий директор управления по взаимодействию с отраслевыми объединениями РСПП Игорь Кукушкин.
Совет ВАРПЭ попытался выработать оценку тенденций формирования новых структур управления рыбной отраслью. Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, руководство ассоциации заявило о необходимости восстановления самостоятельного органа власти, ответственного за рыбохозяйственный комплекс в ранге министерства. «Речь идет о самостоятельном органе государственного управления рыбным хозяйством страны, причем не просто по названию, а с функциями», – уточнил президент ВАРПЭ Юрий Кокорев.
Однако в определении, что это за орган, мнения рыбацкого сообщества разделились. Часть членов совета высказалась в поддержку решения III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства, рекомендовавшего воссоздание Минрыбхоза. Тогда как по мнению председателя правления ассоциации «Росрыбхоз» Василия Глущенко, Правительство уже выполнило решение съезда, повысив уровень органа управления отраслью до Минсельхоза.
«Нам повысили уровень, дали статус министерства, не ликвидировав при этом и Росрыболовство. Скажите честно, как называется орган управления рыболовством в Китае? Он называется министерство сельского хозяйства. Разве это название мешает развитию? На 99% все зависит от людей, насколько добросовестно будут работать чиновники, и как президент, в конце концов, будет спрашивать с них», – уверен Василий Глущенко.
«Нам все равно, только быстрее. Без разницы, как оно будет называться», – согласился с ним председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко. По его словам, камчатские рыбаки именно по этой причине приветствовали инициативу Росрыболовства о создании Министерства возобновляемых природных ресурсов. Принципиальный момент только один – руководитель федерального агентства должен быть заместителем министра. Это гарантирует прямой выход с законодательной инициативой.
Горячим вопросом в повестке дня стал поиск путей разрешения наболевшей ситуации с прибрежным рыболовством. Хотя в Госдуму поступило уже полдесятка законопроектов, направлены на урегулирование правового статуса «прибрежки», ни один из них не дошел даже до стадии первого чтения. У Государственно-правового управления Президента РФ и ФСБ России к предложенным поправкам примерно одинаковые претензии. Во-первых, что производство рыбной продукции на судах создаст предпосылки для переориентации производства с береговых территорий в море и приведет к сокращению рабочих мест. И во-вторых, что необходимо разработать концепцию прибрежного рыболовства, прежде чем вносить в базовый закон очередную порцию поправок-«заплаток».
Вице-президент ВАРПЭ Андрей Гармашов представил два варианта промежуточного решения проблемы «прибрежки». Это либо издание методических указаний с описанием степень обработки, которая допускается для каждого объекта промысла, либо внесение изменений в Правила рыболовства, предусматривающих введение ограничений по обработке ВБР. Оба пути, на взгляд руководителя ВНИРО Михаила Глубоковского, не лишены недостатков и не отменяют необходимости дальнейшей доработки закона о рыболовстве. Однако они позволяют временно закрыть пробел в законодательстве и позволить рыбакам-прибрежникам спокойно вести промысел, не опасаясь ареста.
В то же время, как справедливо указал Сергей Тимошенко, стоит сопоставлять реальные возможности береговых мощностей по обработке уловов ВБР с объемом прибрежных квот. На Камчатке такая работа уже выполнена, остальным регионам рекомендовано провести аналогичную ревизию.
Рыбацкое сообщество беспокоит и продолжающаяся разработка законопроекта о внесудебном расторжении договоров пользования долями квот на добычу ВБР при наличии неурегулированной задолженности по гражданско-правовым обязательствам перед Российской Федерацией. Несмотря на заверения чиновников, что работа эта носит формальный характер и задолженность сахалинских и камчатских предприятий по 27 судам перед Внешэкономбанком уже урегулирована, рыбаки всерьез опасаются появления очередного инструмента по изъятию квот.
Особую тревогу вызывает возможность одностороннего внесудебного расторжения договоров пользования долями квот вылова ВБР, например, при возникновении у предприятия задолженности перед федеральным бюджетом. «Нельзя давать российскому чиновнику такие права», – уверен председатель правления Росрыбколхозсоюза Борис Блажко. Работа над законопроектом ведется в рамках конкретного поручения правительства, чтобы снять его, Минсельхозу необходимо иметь весомые аргументы. Например, договоры предприятий с банком о реструктуризации и выплате задолженности, предоставить которые ВАРПЭ уже просили, напомнил собравшимся Григорий Шаляпин.
Вездесущие «квоты под киль» вновь заявили о себе, на этот раз в связи с утверждением государственной программы «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.». И хотя власти теперь стараются избегать этой формулировки, вызывающей у рыбаков глухое раздражение, смысл предлагаемых решений от этого не меняется. «Суть предложений Минпромторга заключается в выделении специального вида квот, которыми будут наделяться суда, построенные на российских верфях», – отметил Юрий Кокорев.
Если рыбопромышленники не хотят жаловаться, что опять все решили без них, им пора брать дело в свои руки, считают эксперты. В связи с этим ВАРПЭ подготовила ряд контрпредложений. Например, не допускать опережающего выделения квот под не построенные суда и в то же время закрепить приоритет судовладельцев, которые уже имеют промысловую историю и получают суда из новостроя с одновременным списанием старого флота. А поскольку возможности отечественного рыболовного судостроения даже при благоприятном сценарии развития ограничены, право на дополнительные квоты должны получить и тех предприятия, которые будут строить ввозить новые суда из-за рубежа.
«Вопрос стоит о стимулировании отечественных рыбаков к строительству флота, а «квоты под киль» – это не стимулирование, а понуждение. Никогда не будет судостроительная компания конкурентоспособной, если она знает, что я вынужденно и задорого приду и любой хлам возьму. Не хороните еще не созданное отечественное судостроение квотами», – предостерег Сергей Тимошенко.
На другом подходе к «квотам под киль» заострил внимание главный инженер ОАО «Гипрорыбфлот» Виктор Красавцев. Он подчеркнул, что на текущий момент существующего флота достаточно для полного освоения шести-семи высокорентабельных валютоемких объектов промысла. «Поэтому сегодня в первую очередь надо вести речь о высокоэффективных судах для необлавливаемых, недоиспользуемых объектов, а под них квоты выделять, причем выделять на весь срок окупаемости, большой проблемы не представляет», – указал специалист. По расчетам «Гипрорыбфлота», срок окупаемости таких судов составит не 5-7 лет, а скорее 10-15 лет, но на «неодуемых» видах ВБР, что избавляет отрасль от угрозы передела квот.
Кроме того, на заседании было принято решение о проведении 14 марта совета ВАРПЭ, который утвердит дату и повестку дня внеочередного отчетно-выборного собрания ассоциации. Планируется, что оно пройдет 26 марта.
РИА Fishnews.ru
Добавить комментарий