ВАРПЭ – иностранный агент?
Сегодня состоится очередное заседание Совета ВАРПЭ, поэтому важно понимать юридическую обоснованность существования этого органа управления Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.
Дело в том, что уже в течение нескольких лет правовая основа существования Совета ВАРПЭ, а следовательно и принимаемые им решения, не соответствуют нормам российского законодательства о некоммерческих организациях.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», высшим органом управления некоммерческой организации (НКО) для ассоциации (союза) является общее собрание членов. К исключительной компетенции такого органа относится утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, а также утверждение финансового плана некоммерческой организации. Согласно статье 30 закона о некоммерческих организациях исполнительный орган НКО осуществляет текущее руководство деятельностью организации и подотчетен высшему органу управления.
Однако, как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, устав Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров содержит грубое нарушение действующего законодательства. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» прямо указывает, что только общее собрание утверждает приоритетные направления деятельности организации. Однако в соответствии с пунктом 5.1 устава ВАРПЭ «Совет определяет основные направления, приоритеты и формы практической деятельности Ассоциации по реализации ее уставных целей, рассматривает и утверждает годовые отчеты о работе Ассоциации, определяет размеры и порядок уплаты вступительных, членских и целевых взносов участников, принимает решения о создании фондов Ассоциации и определяет порядок их использования, утверждает структуру и смету расходов Ассоциации».
Налицо явное нарушение двух статей ФЗ «О некоммерческих организациях». Внутри ВАРПЭ в нарушение федерального закона существует орган управления, который присвоил себе исключительные полномочия общего собрания.
Это не единственное расхождение устава ассоциации с действующим законодательством. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ассоциации и союзы как форма некоммерческой организации могут быть созданы только для реализации целей, имеющих некоммерческий характер. Более того, закон прямо исключил из целей создания некоммерческой организации такую функцию, как «координация предпринимательской деятельности». Однако устав ВАРПЭ содержит девять видов деятельности, которые относятся к координации предпринимательской деятельности и прямо запрещены федеральным законом.
Согласно пункту 2.1 устава ВАРПЭ к целям ассоциации относятся «организация и осуществление консультаций по оформлению внешнеторговых сделок на рыбопродукцию». В соответствии с пунктом 2.2 устава эта организация «проводит постоянную работу по координации внешнеэкономической деятельности участников Ассоциации; вырабатывает предложения по вопросам: лимитов вылова по предприятиям рыбного хозяйства на основе их реальных производственных мощностей; оказывает агентские услуги в области внешнеэкономической деятельности, а также оказывает помощь участникам ассоциации в создании совместных предприятий с участием иностранных партнеров; оказывает участникам Ассоциации и другим заинтересованным организациям в Российской Федерации и за рубежом консультационные услуги по управленческим, валютно-финансовым, договорно-правовым вопросам, по рекламе и сбыту продукции, участию в ярмарках и выставках, инжинирингу, сервисному обслуживанию».
Но самым откровенным игнорированием российского законодательства со стороны руководства ВАРПЭ является участие в составе этой организации иностранного предприятия – «Ниппорос корпорейшн». По всем статьям ВАРПЭ должна быть признана некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Напомним, что в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» под НКО, выполняющей функции иностранного агента, понимается «российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников».
Согласно статье 32 федерального закона «годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, подлежит обязательному аудиту». НКО, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений». Однако ВАРПЭ не уведомила Управление юстиции Москвы о том, что получает денежные средства от иностранной организации и не ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных лиц.
Согласно статье 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях», учредительные документы ассоциаций (союзов), созданных до дня вступления в силу настоящего федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами части первой ГК РФ, до приведения в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса действуют в части, не противоречащей указанным нормам. На основании указанной нормы руководство ВАРПЭ было обязано внести исправления в Устав ассоциации и прекратить противоречащую закону деятельность Совета, который фактически является незаконным органом управления. Однако этого не происходит. Несмотря на прямое указание федерального закона, ВАРПЭ не приводит действующий устав в соответствие с федеральным законодательством и сохраняет порядок управления, который грубо противоречит Гражданскому кодексу и Федеральному закону «О некоммерческих организациях».
В сложившейся ситуации не исключено, что некоторые члены ассоциации на основании Федерального закона «О некоммерческих организациях» направят в Управление юстиции Москвы ходатайство с требованием назначить внеплановую проверку этой организации и обратятся в Арбитражный суд Москвы с иском о понуждении руководства ВАРПЭ привести в соответствие с действующим законодательством Устав этой организации и порядок ее управления.
РИА Fishnews.ru
Добавить комментарий