Крабовый промысел все больше погружается в административные игры
Запрет на промысел камчатского, синего и волосатого четырехугольного крабов в подзоне Приморье, южнее мыса Золотой, до сих пор не снят. Экономика Приморского края несет убытки.
Компании, выигравшие аукционы по продаже долей квот вылова этих видов краба, до сих пор не могут начать промысел, хотя судебные разбирательства по торгам только начались, сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru. Более того, по мнению экспертов, крабовое дело может рассматриваться разными судебными инстанциями более года. При этом отраслевая наука считает, что численность краба в подзоне Приморья достигла историческом максимума и, если не возобновить промысел, популяции крабов будут «утеряны» для добычи.
По данным ТИНРО-Центра, сейчас популяции промысловых крабов в Приморье после более чем 10-летнего запрета промысла находятся на самом пике численности. Промысловая численность краба-стригуна опилио в 2007-2008 гг. значительно превысила уровень, наблюдавшийся, когда этот объект был охвачен промыслом в начале 1990 гг. На сегодня запас этого краба оценивается в 29,3 тыс. тонн, что позволяет рекомендовать к вылову в 2013 г. 4,27 тыс. тонн.
Более того, некогда неприметный по своей численности в Приморье волосатый краб также стал стабильно восстанавливаться и к 2013 г. его промзапас составляет 4,9 тыс. тонн, что соответствует уровню первой половины 1990 гг. При этом особи волосатого краба стали достигать невероятно крупных для этого вида размеров, значительно превышающих промысловую меру (80 мм по длине головогрудного панциря) – в среднем 108 мм при среднем весе 0,96 кг.
Запасы промысловых особей синего краба в приморских водах превысили уровень начала 1990 гг. Сейчас они насчитывают 3,823 тыс. тонн и состоят из весьма крупных особей со средним весом 2,64 кг. Такого не отмечалось за последние 20 лет наблюдений. Что касается камчатского краба в Приморье, его оцененный промысловый запас составляет 5,798 тыс. тонн. При самых больших средних размерах самцов за последние 15-20 лет, средний вес краба в 2012 г. составил 3,2 кг. Однако уже начали появляться признаки старения крупноразмерных крабов, которые, если их уже сейчас не изымать промыслом, благополучно умрут естественной смертью. Поэтому после 10-летнего запрета наука открыла промысел крабов. Сегодня разрешено к вылову 10-15% от промзапаса, или до 25% от запаса только так называемых «коммерческих» крабов – крупных, совершенно целых особей с высоким наполнением конечностей мясом, которые по факту и изымаются промыслом.
Однако суда стоят на приколе, а экипажи только мечтают выйти в море. В Правила рыболовства для Дальневосточного бассейна не внесены поправки, снимающие запрет на промысел, что связано с переходом полномочий по изданию нормативно-правовых актов в сфере рыболовства от Росрыболовства к Минсельхозу. Как объяснить бездействие нынешнего профильного министерства, ни рыбаки, ни представители Росрыболовства не знают.
Напомним, что в начале ноября в Приморском крае прошли аукционы по продаже права на заключение договоров о закреплении долей квот добычи краба волосатого четырехугольного, краба камчатского и краба синего в подзоне Приморье, южнее мыса Золотой, для осуществления прибрежного рыболовства. Государство реализовало на торгах право на добычу 465 тонн камчатского краба, 355 тонн синего и 224 тонн волосатого.
В конце прошлого года администрация Приморского края выполнила все необходимые формальности. Заключила договоры с победителями и внесла компании в качестве владельцев, выигравших лоты, в рыбохозяйственный реестр.
Еще раньше Дальневосточный научно-промысловый совет проголосовал за новую редакцию Правил рыболовства для Дальневосточного бассейна, где запреты на промысел указанных видов краба были сняты. 7 декабря глава Росрыболовства подписывает приказ для изменения правил рыболовства, в котором запрет на промысел трех видов крабов в подзоне Приморья отменен. Но регистрацию в Минюсте этот документ так не прошел, а представители Минсельхоза никак не комментируют свое бездействие.
Возможно, это связано с тем, что прокуратура Приморского края направила в краевой арбитражный суд иск, в котором ответчиками выступают администрация Приморья и победители аукционов. Но в 2010 г. подобные иски уже подавала компания «ПБТФ» и сахалинская фирма «Пилигрим». Последняя дошла до Высшего арбитражного суда, но также проиграла.
Тем временем рыбаки несут значительные убытки. Так, в ООО «Тайфун» (компания стала победителем по лотам «волосатый краб», «камчатский краб» и «синий краб») ситуацию обрисовали как критическую и не совсем понятную.
«Наша компания с 2004 года занимается добычей крабов в подзоне Приморья, севернее мыса Золотого. Для участия в аукционе были привлечены денежные средства под договоры поставки на декабрь 2012 и 2013 годы. Нами в бюджет уплачено около 130 000 000 рублей. Для компании это значительные деньги. Суда простаивают, а работники не в состоянии заработать семье на кусок хлеба», – утверждает генеральный директор Михаил Козюхин.
Связаны ли между собой снятие запрета на промысел крабов и попытки одной группы бизнеса оспорить итоги торгов, поставив под сомнение до сих пор действующее федеральное законодательство? Возможно. Вот только, даже после шквала критики, наличие критерия «научной» истории лова у претендентов на крабовый ресурс (части 1 и 4 статьи 57 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов») является действующей нормой закона, а значит, подлежит исполнению.
Об этом говорили участники заседания Приморского рыбохозяйственного совета, когда поддержали необходимость внесения изменений в федеральный закон. По мнению и.о. директора департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края Сергей Наставшева, «доработки статьи 57 помогут сделать процедуру распределения квот более понятной». Участники совещания предложили исключить часть 1 статьи 57 ФЗ «О рыболовстве…», которая говорит о том, что у лиц, осуществлявших рыболовство до 31 декабря 2008 г., право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом, если иное не установлено настоящей статьей.
Как быстро изменится нормативная база? На этот вопрос не ответят ни чиновники, ни рыбопромышленники. Но пока закон действует в прежней редакции и подлежит применению всеми государственными структурами и хозяйствующими субъектами.
РИА Fishnews.ru
Добавить комментарий