Регистр разъяснил вопросы освидетельствования маломерного флота
При классификации и освидетельствовании всех судов, включая маломерные, приоритетной характеристикой является безопасность людей, находящихся на борту, подчеркнули в Российском морском регистре судоходства.
Российский морской регистр судоходства (РМРС) распространил памятку для владельцев маломерных судов, используемых в коммерческих целях. Многочисленные вопросы, которые возникли среди судовладельцев в связи с изменениями в сфере госрегистрации, классификации и освидетельствования маломерного флота [http://www.fishnews.ru/news/18649], потребовали разъяснений.
В частности, РМРС напомнил о том, что он осуществляет классификацию и освидетельствование судов для эксплуатации в морских районах с удаленностью от мест убежищ или берега свыше 12 миль, аналогичный функции в отношении флота для эксплуатации на внутренних водных путях осуществляет Российский речной регистр. Если речь идет о морских районах с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль включительно, то решение о том, кто будет осуществлять классификацию и освидетельствование, принимает судовладелец.
Маломерный флот, используемый в коммерческих целях, подлежит регистрации в Государственном судовом реестре. Эти полномочия возложены на капитанов морских портов и администрации бассейнов внутренних водных путей. Согласно разъяснениям РМРС, судовой билет, выдаваемый на судно при государственной регистрации, удостоверяет право плавания под Государственным флагом РФ, право собственности на судно и годность его к плаванию. «Таким образом, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания судовой билет не удостоверяет соответствие маломерного судна правилам классификации и постройки морских судов и не является подтверждением наличия у маломерного судна класса РС», – сообщили РИА Fishnews.ru в ФАУ «Российский морского регистр судоходства».
В учреждении также обращают внимание на то, что в настоящий момент введено Временное руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов [http://rs-class.org/ru/register/services/smallcraft/docs/sc_2012.pdf].
Виды освидетельствования, как отметили в РМРС, максимально гармонизированы с Правилами ГИМС. Первоначальное освидетельствование проводится после регистрации маломерного судна и прав на него; очередное – в расширенном объеме, проводится на берегу и на плаву с периодичностью в 5 лет; ежегодное – осуществляется в период между первоначальным и очередным или между очередными. Внеочередное проводится при устранении повреждений, после ремонта или модернизации, после выполнения требований, выставленных при других освидетельствованиях. Кроме того, такая процедура предусмотрена для флота, ранее не зарегистрированного в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, перед государственной регистрацией – для подтверждения фактического соответствия судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах, и классификации судна как маломерного для госрегистрации.
Освидетельствование производится по заявке судовладельца, направляемой в местное подразделение регистра. В обращении должно быть указано, вовлечено ли судно в коммерческую деятельность и подтверждено ли согласие судовладельца с Общими условиями оказания услуг РМРС. В памятке подчеркивается, что маломерные суда проходят освидетельствования только в регионе расположения подразделения регистра, в специально определенных местах.
Этапы освидетельствования для флота, зарегистрированного ранее в Государственной инспекции по маломерным судам следующие: снятие с учета в ГИМС; направление заявления на госрегистрацию с приложением судового билета ГИМС и подтверждения инспекции об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов или судовой книги ГИМС; регистрация и получение судового билета; направление заявки в РМРС на классификацию и освидетельствование. Далее осуществляется освидетельствование судна, получение акта и, при положительных результатах, соответствующая отметка в судовом билете.
Если речь идет о маломерных судах, ранее не зарегистрированных в ГИМС, то сначала направляется заявках в РМРС для получения акта внеочередного освидетельствования. В органы госрегистрации подается заявление с приложением правоустанавливающих документов и акта внеочередного освидетельствования. Далее следует регистрация судна и получение судового билета; направление заявки в регистр на классификацию и освидетельствование – с представлением необходимой технической документации (при ее наличии). Следующий этап – освидетельствование судна, рассмотрение документации, проведение испытаний в случае отсутствия технической документации, получение акта и, при положительных результатах освидетельствования, соответствующая отметка в судовом билете.
По результатам всех видов освидетельствований Российский морской регистр судоходства выдает «Акт классификации и освидетельствования маломерного судна». При положительных результатах первоначального освидетельствования в разделе «Заключение» указывается назначенная категория плавания судна и установленные ограничения по району и условиям плавания. При положительных результатах очередного, ежегодного или внеочередного освидетельствования в акте делается запись о результатах проведенной процедуры.
Для маломерных судов, ранее не зарегистрированных в ГИМС, при соответствии судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах, РМРС своим актом подтверждает соответствие этим сведениям и возможность классификации судна как маломерного.
Отмечено, что маломерным судам, ранее зарегистрированным ГИМС, при положительных результатах освидетельствования назначается категория РМРС, соответствующая району и условиям плавания, указанным в судовом билете инспекции. Рассмотрение регистром технической документации, на основании которой ГИМС назначены навигационные ограничения, не производится.
Разъяснены также особенности классификации и освидетельствования маломерных судов, не имеющих судового билета ГИМС. Для маломерных палубных судов, спроектированных или построенных без учета требований нормативных документов, без согласованной технической документации или технического наблюдения надзорных органов либо органов по сертификации, судов самостоятельной постройки решение о возможности присвоения категории принимается только после разработки и согласования проектной документации и (или) испытаний в соответствии с требованиями ГИМС.
Для беспалубных маломерных судов, в случае невозможности разработки соответствующей документации, мореходные качества (остойчивость, высота надводного борта, начальный дифферент) устанавливаются в ходе испытаний в соответствии с ГОСТ № 19356-79 «Суда прогулочные, гребные и моторные. Методы испытаний» и ГОСТ № 19105-79 «Суда прогулочные, гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования».
Отметим, что представители рыбацкой общественности неоднократно поднимали проблемы, связанные с изменениями в сфере госрегистрации, классификации и освидетельствования маломерного флота. В частности, серьезную обеспокоенность вызвали слабые темпы регистрации и освидетельствования маломерных судов. Тема обсуждалась на совещаниях под руководством представителей Министерства сельского хозяйства, курирующего рыбную отрасль страны.
РИА Fishnews.ru
Добавить комментарий