От идеи до технического совершенства
Государство не теряет надежды привлечь рыбаков на отечественные верфи, но прежде чем строить суда где бы то ни было, нужно иметь на руках их проекты.
Поскольку отраслевой стратегии развития судостроения так и не появилось, финансирование проектной деятельности последние годы идет главным образом в рамках общей ФЦП «Развитие гражданской морской техники». Предметом очередного конкурса стало создание проекта судна для добычи криля. Антарктический криль считается перспективным объектом для отечественного рыболовства, поэтому появление судна для его лова в линейке, проектируемой по заказу Минпромторга, выглядит логичным, в отличие, скажем, от недавно анонсированного тунцелова.
Тендер выиграл Санкт-петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по развитию и эксплуатации флота «Гипрорыбфлот».
Как рассказал в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» главный инженер организации Виктор Красавцев, преимуществами Гипрорыбфлота в конкурсе стали высокая квалификация, гарантированное качество выполняемых работ и низкая цена. По словам специалиста, большое значение придается квалификации и качеству работ участника конкурса. При этом рассматриваются работы, близкие к тематике конкурса, выполненные организацией за последние десять лет; учитывается количество патентов по данной теме; оценивается число специалистов высшей квалификации (кандидаты и доктора наук), привлекаемых к данной работе; проверяется наличие в организации системы управления качеством работ соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001–2008 (М). Но самым важным доказательством высокой квалификации исполнителя являются дополнительные работы (сверх конкурсных требований), которые обеспечат наилучшее выполнение поставленной задачи.
«Вопросами добычи и переработки криля Гипрорыбфлот, в отличие от других участников конкурса, занимается десятки лет. Мы предложили большой объем дополнительных работ, которые обеспечат более глубокую проработку концепции судна: выбор инновационных ресурсосберегающих (безотходных) технологий переработки криля; оптимизация структурной схемы энергетической установки; разработка мер по экономии топлива; снижение затрат на эксплуатацию и ремонт судовых технических средств и еще более десятка дополнительных усовершенствований», – обрисовал подробности Виктор Красавцев.
Он обратил внимание на то, что перед Гипрорыбфлотом была поставлена задача выполнить концептуальный проект судна, а не технический. В рамках концептуального проекта необходимо оценить сырьевую базу и обосновать номенклатуру выпускаемой на судне продукции, определив для этого рынки сбыта и ценовую ситуацию. Под выбранную продукцию определяются технологии добычи и переработки, а также состав оборудования. После чего начинает формироваться облик судна (в объеме конструкторской документации, указанной в материалах конкурса). Разрабатывается привязка к возможным судостроительным заводам или верфям и поставщикам комплектующего оборудования. Формируется технико-экономическое обоснование (ТЭО). Работа заканчивается подготовкой технического задания на разработку технического проекта судна.
«Требуется создать действительно экономически эффективное судно на базе, во-первых, инновационных технологий промысла и переработки криля, обеспечивающих использование не только белковой части, но и других ценных его компонентов. Например, крилевого жира, содержащего жизненно важные непредельные жирные кислоты, и панциря для производства биополимеров хитина и хитозана, широко используемых в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицине и многих других отраслях народного хозяйства. А во-вторых, с использованием новых технических решений в области промыслового судостроения, в том числе результатов НИР и ОКР, выполненных в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники». Если у нас получится это сделать, то мы знаем, каким рыбопромышленным компаниям может быть интересен разрабатываемый проект», – рассказал Виктор Красавцев.
О цене судна для добычи и переработки криля можно будет говорить после разработки технико-экономического обоснования, добавил главный инженер Гипрорыбфлота. Для разработки технологии постройки судна, выбора судостроительного завода или верфи в качестве соисполнителя привлекается «Центр технологии судостроения и судоремонта».
Текст полностью читайте в разделе «Интервью» на сайте Fishnews. [http://www.fishnews.ru/interviews/316]
Добавить комментарий