Людмила ТАЛАБАЕВА (Генеральный директор ООО «Дальрыбпорт») – Нужно работать в интересах государства

 
17 июля 2013 05:57   319 просмотров
 

На Дальнем Востоке стартовала лососевая путина 2013 года. На пути рыбного потока стоит ООО «Дальрыбпорт» – крупнейшее в регионе специализированное предприятие по перевалке рыбной продукции с единовременным хранением в объеме 37 тыс. тонн. Арендуемые и находящиеся в оперативном управлении причалы позволяют одновременно обрабатывать 6 судов. Однако в полную силу порт работает только 3 месяца в году – во время лососевой путины на Дальнем Востоке. Как рассказала журналу «Fishnews – Новости рыболовства» генеральный директор ООО «Дальрыбпорт» Людмила Талабаева, ввиду недостаточных объемов рыбопродукции к началу лета порт вынужден заниматься перевалкой непрофильных грузов. Июнь – всегда тяжелый месяц, отметила руководитель предприятия, называя «тяжелым» время межпутинья, когда подходов транспортников с рыбой в порту не ожидается. Первых судов с лососем здесь ждут только к середине июля. Тогда и начнется настоящая работа.
– Людмила Заумовна, ваш опыт управления рыбным портом позволяет делать сравнительный анализ: какова динамика – увеличивается объем рыбопродукции, поступающий на внутренний рынок?
– В зависимости от вида продукции. Раньше было больше терпуга и трески. Также сократился объем камбалы. Но в течение последних лет прослеживается постепенное увеличение минтая. Он приходит к нам в тот период, когда емкости для хранения свободны, и, если бы минтая поступало больше, порт обрабатывал бы и большие объемы. Говорят, что минтай не пользуется особым спросом на внутреннем рынке, но я как технолог по образованию могу сказать, что все зависит от того, как пропагандируется определенный вид рыбы в качестве продукта питания для наших российских граждан. Если вспомнить советские времена, то каждый человек потреблял большое количество рыбы.
– Была социальная реклама и обязательный рыбный четверг.
– Конечно. Все-таки рыбные ресурсы принадлежат всему народу и должны служить на благо собственной стране и своему населению. Мне кажется, что каждый обладатель квот должен работать над тем, чтобы как можно больше нашей российской рыбы шло внутрь страны для российских граждан. Заявлять о том, что минтай на российском рынке не востребован, это неверный подход.
– Значит, на холодильниках рыба не залеживается.
– У нас бывают осложнения только в лососевую путину, потому что в короткое время идет большой поток рыбы. В остальные периоды у нас холодильники полупустые, есть свободные секции, контейнеры, свободные людские ресурсы.
– Впереди у вас напряженный период – как намерены справляться с потоком лососевых, предусматриваете ли новые методы в работе?
– Обычно 50% рыбы при разгрузке поступает на хранение в холодильники, а 50% с борта идет прямо на колеса – в вагоны, в автомашины. В эту лососевую путину мы предполагаем работать и с рефконтейнерами. При отсутствии свободных площадей на холодильниках рефконтейнеры будут подключены к энергопитанию для поддержания температуры -18 градусов. Это позволит быстрее разгружать пароходы, но основная идея – научиться работать с контейнерами, которые будут загружаться, накапливаться на нашей площадке до нужного объема по определенным направлениям, а затем ставиться на железнодорожные платформы и отправляться получателю. То есть нам рефконтейнеры нужны не столько для хранения, сколько для формирования партий груза, например, на Москву. Сегодня мы занимаемся подготовкой к такой работе.
Кроме того, мы формируем собственный парк железнодорожных рефрижераторных секций – это еще одно направление нашей работы. К концу текущего годы планируется довести количество собственных рефсекций до 15. С их помощью мы будем работать с нашими стратегическими партнерами. Имея собственные рефсекции, мы сможем предложить стратегическим партнерам понятную логистическую цепочку и рассчитанный на весь год тариф. В этом случае у них появляется возможность более точно рассчитывать свои затраты, себестоимость, то есть появляется возможность работать планово и стабильно.
Ведь ни для кого не секрет то, до каких размеров взлетает стоимость рефсекции в период лососевой путины. Собственники подвижного состава поднимают цену за одну секцию до 1 миллиона 800 тысяч рублей!
– Это стоимость аренды.
– Конечно! И если у нас своих секций нет, то мы вынуждены платить. К этой сумме еще надо прибавить другие затраты: зарплата персоналу, ветеринарные свидетельства, пломбы, санитарные паспорта, плата за въезд на территорию, потому что, например, более 13 тысяч рублей нужно заплатить за каждый вагон, чтобы он только заехал в рыбный порт.
Но если у нас будут свои секции, то стратегическому партнеру, работающему с портом круглый год, мы сможем предложить постоянный тариф. Ему будет очень удобно работать с нами, в том числе и в период лососевой путины.
Эта программа большая, она рассчитана на несколько лет. В течение следующего года мы приобретем еще 15 секций, и этого будет достаточно для того, чтобы нашим стратегическим партнерам выстраивать понятную и удобную логистическую цепочку.
– Кого вы относите к числу своих стратегических партнеров? Это рыбаки или крупные оптовики?
– У нас есть такие и среди крупных оптовиков, и среди добытчиков, и среди переработчиков. Есть оптовики, которые покупают рыбу на местах – на Камчатке и Сахалине – согласно коносамента, к нам она поступает уже как их собственность. А есть рыбаки, которые продают свою продукцию здесь, во Владивостоке. По коносаменту приходит рыба, принадлежащая рыбацким компаниям, и они здесь на месте начинают ее продавать.
– А вообще с кем удобнее работать? С рыбаками или с оптовиками?
– И с теми и с другими мы работаем давно, это известные, хорошо зарекомендовавшие себя компании. Оптовики в качестве партнеров удобнее по единственной причине: когда судно с рыбой только подходит к порту, то они уже четко понимают, что будут с ней делать. Они знают, сколько будут отправлять контейнерами, сколько автотранспортом, сколько по железной дороге. С рыбаками немного тяжелее, потому что вопрос продажи и тем более отправки продукции ими еще не решен. Поэтому для них всегда нужно иметь какой-то запас в емкостях. Но партнер есть партнер, мы работаем и с теми и с другими.
– Людмила Заумовна, а ваши партнеры – оптовики - меняют подходы к работе? У них происходит консолидация, укрупнение? Закупочные партии увеличиваются?
– В последнее время идет укрупнение компаний. Это первое. Второе – уменьшается количество посредников. 5-8 лет назад их было огромное число, даже крупные оптовые компании покупали у нас рыбу на территории Приморского края через посредников. Сегодня крупные оптовые компании имеют свои представительства на территории Приморского края, во Владивостоке.
– В основном это москвичи?
– Не только. Это Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, это другие крупные города, которые имеют представительства и сами занимаются покупкой и отправкой продукции. Мелких посредников практически не осталось, по крайней мере, мы с ними не работаем. И это очень удобно, потому что оптовик сам следит за качеством, маркировкой, за температурой, следит за тем, что отгружается к нему в вагон. Мы работаем с ними напрямую, и для нас это очень удобно: прямые договоры – это прямая ответственность. Укрупнение заметно.
– А насколько крупные оптовики готовы делать инвестиции в выстраивание логистической цепочки, которая необходима внутреннему рынку? Не просто купили и отвезли, отследив качество товара, а в части создания дополнительных холодильных мощностей, о необходимости которых все время говорят в управлении отраслью?
– Я всегда говорила, в том числе и на различных совещаниях по этому вопросу, что для портовиков и для собственников холодильных мощностей самое главное – постоянная работа. Порты являются низкорентабельным предприятием. Они энергоемкие, у них дорогое оборудование для перегруза и для хранения рыбы, которое надо покупать и обслуживать. Нам не надо помогать на самом-то деле. Самое главное, чтобы загрузка наших мощностей была круглогодичной. Если будет в течение года равномерно поступать рыбопродукция, которую мы будем перегружать и хранить, то мы сами построим холодильников столько, сколько нужно.
Я считаю, что бизнес не очень торопится инвестировать создание холодильных мощностей только потому, что прекрасно понимает: холодильники загружены только три месяца в году. А девять месяцев их нужно просто содержать. Конечно, это для инвесторов неприемлемо. А крупные оптовики, по моему мнению, занимаются огромными инвестициями, потому что на Камчатке и Сахалине они участвуют в создании перерабатывающих заводов. Они совместно с добытчиками организуют подготовку и проведение путины. Ведь оптовики сегодня понимают: для того чтобы успешно развиваться и работать, им надо выстраивать полную бизнес-цепочку и соответственно инвестировать смежные секторы. Но это нормальный процесс. Если вы хотите создавать системный процесс, а в данном случае это порты, которые имеют причальные стенки и холодильники, это рыбаки, которые имеют квоты, добывают и перерабатывают рыбу, это железная дорога, наличие контейнерных терминалов или вагонов, это само оптовое предприятие, и если все эти составляющие работают согласованно, – то тогда и получается процесс с понятным конечным результатом.
– 31 марта Президент РФ Владимир Путин дал поручения Правительству, касающиеся развития рыбопромышленного сектора экономики. В частности, Правительству надо представить предложения по созданию на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями.
– В Приморском крае мы этим занимаемся. Я являюсь членом рабочей группы по данному вопросу. Руководитель рабочей группы – Сергей Сидоренко, вице-губернатор, курирующий рыбную промышленность в администрации Приморского края. В рабочую группу входят также представители научных кругов, общественных организаций, опытные руководители предприятий. У нас есть четкое понимание того, что на территории Приморского края необходимо создавать такой кластер. Была поставлена задача – найти площадку с оптимальными характеристиками.
– Там же необходимо создавать мощную инфраструктуру.
– Мы над этой темой работаем, есть варианты таких площадок. Но я считаю очень важным, что Владимир Путин дал такие поручения, он же и в первый свой президентский срок большое внимание уделял рыбохозяйственному сектору. Он прекрасно понимает, что если квоты даны на 10 лет и при этом на внутренний рынок поступает значительно меньше рыбы, чем идет за рубеж (где она перерабатывается и где создаются рабочие места), то это неверный подход. Задача, которую он поставил перед Правительством, своевременна, и тянуть с ее решением нельзя.
– Еще одно поручение Владимира Путина касается принятия мер государственной поддержки, аналогичных применяемым в зарубежных странах, в том числе в части создания портовых и холодильных мощностей для привлечения на российский берег водных биологических ресурсов с низкой степенью переработки. Какие это могут быть меры, аналогичные зарубежным?
– Я встречалась с Владимиром Путиным, когда он приезжал во Владивосток, и рассказывала о работе нашего предприятия. Я говорила тогда, что на внутренний рынок поступает мало рыбы. На его вопрос о причинах этой проблемы я сказала: Владимир Владимирович, надо создать все условия, чтобы рыбакам было выгодно и удобно заходить в наши порты. Он отметил, что это общие слова. К сожалению, времени на конкретный предметный разговор у него тогда не было. Но наши рыбаки неоднократно высказывались на тему, какие условия для них существуют в иностранных портах и у нас. Там по приходу судно оформляется за 40-50 минут. А в наших портах тяжело проходить оформление: бесчисленное количество проверяющих органов, представители которых идут на судно друг за другом. Любая причина изыскивается, чтобы затянуть оформление.
Пусть это будут общие слова, но повторю: пока не будет проявлена государственная воля и мы не создадим ситуацию, благоприятную для захода рыбаков в российский порт и для поставки туда рыбы, мы не заставим их это делать никакими силовыми методами. Надо сделать так, чтобы рыбака оформляли в течение часа и никакой Россельхознадзор не мог доводить ситуацию до абсурда – придираться к каждой букве, заставлять по нескольку дней загружать рыбу в камеру, требовать бессчетное количество бумаг, удостоверений, результатов исследований. Ведь рыбаки вечно возят свою продукцию в какие-то лаборатории, к ним приходят пожарники, экологи, пограничники – кого только нет! И для рыбака прийти за рубеж – это значит просто отдохнуть от всего этого засилья проверяющих. А прийти в Российскую Федерацию – это иметь огромную головную боль. Что выберет рыбак?
Сколько уже создано документов, составлено служебных записок на тему: что нужно сделать, чтобы рыбаку было удобно заходить в российские порты. А по сути нужно лишь, чтобы чиновники высокого ранга разных ведомств посмотрели внимательно эти служебные записки и сделали так, как нужно для государства.
Все эти контролирующие рыбаков органы разрозненны, и все они боятся потерять свою значимость и всеми силами пытаются доказать  важность своей «работы». Если бы было какое-то ведомство, которое бы осуществляло весь комплекс проверок, то рыбакам было бы намного удобнее. На самом деле сегодня рыбаку очень сложно, и если мы не услышим его, то, думаю, не скоро еще получим российскую рыбу на свой российский берег.
– Значит, дело не в портовых мощностях и не в холодильниках, а в административных барьерах.
– В том числе. Но справедливости ради хочу сказать, что у меня есть несколько претензий и к рыбакам. Существуют нормативные документы, требования, которые должны выполняться. Если температура замороженной рыбы должна быть минус 18, то это условие должно соблюдаться рыбаками. А рыба иногда приходит недомороженная. Существуют определенные требования к таре и маркировке. Сегодня много замечаний к рыбакам, и я должна отметить, что они плохо следят за соблюдением этих требований, особенно в путинный период, когда им не хватает времени и мощностей для заморозки. 
– А РСХН так до сих пор и работает только до 18 часов?
– У нас с этим большие проблемы. Мы пытаемся договориться, чтобы они продлили рабочую смену хотя бы до 20 часов, хотя бы в лососевую путину поработали сверхурочно. На протяжении нескольких лет я обращаюсь с письмами к руководству Россельхознадзора по этой проблеме, но ни разу за все эти годы они не пошли нам навстречу. Это тоже огромный минус.
– В середине июля Дальрыбпорт уже будет получать первый лосось, предприятие к путине готово?
– Готово. Все ремонтные работы, которые мы запланировали, выполнены. Кроме того, мы удлинили железнодорожные пути, купили перегрузочную технику и сделали все для уменьшения потерь холода. Составлено расписание ускоренных поездов с рыбой на запад.
– Вы имеете в виду те железнодорожные пути, которые есть на причалах, а на станции «Мыс Чуркин», которая находится непосредственно в ведении РЖД, пропускную способность железнодорожники расширили?
– По увеличению пропускной способности пункта «Мыс Чуркин» РЖД так ничего и не сделали. Поэтому застарелые проблемы по отправке лосося остаются и в этом году.
Елена ФИЛАТОВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Июль 2013 г.

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/interviews/317
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.