В условиях недобросовестной конкуренции ослабление госконтроля недопустимо
Сегодня отечественный рынок буквально наводнен относительно дешевым рыбным импортом. Привлеченный выгодной ценой, обычный потребитель, как правило, уже не обращает внимания на качество, состав и производителя продукции.
К примеру, мало кто задумывается о том, что тиляпия и пангасиус являются продуктами аквакультуры, а значит, выращены на искусственных кормах с применением антибиотиков, добавок роста массы и товарного вида. А низкая цена «сочного» импортного филе объясняется высоким содержанием (до 50%) глазури (проще говоря, льда), а также экономией на таможенных платежах за счет занижения таможенной стоимости при импорте.
Возникновению на внутреннем рынке России такой ситуации, по факту представляющей собой недобросовестную конкуренцию, способствовал целый ряд причин. В качестве основных можно выделить:
- последовательное сокращение функций государственного контроля за ввозом и оборотом рыбопродукции, а также блокирование инициатив надзорных органов (Росрыболовства, Роспотребнадзора, Россельхознадзора) по усилению контроля за оборотом пищевой продукции (для общественности это подается как снижение административных барьеров);
- значительное увеличение количества импортеров (трактуется как улучшение конкурентной среды).
В результате действующая сегодня в России система не позволяет отслеживать содержание глазури и влагоудерживающих средств (фосфатов) в рыбопродукции – в пунктах пропуска, в местах таможенного оформления ветеринарная служба не контролирует эти показатели.
Надзорная деятельность Роспотребнадзора в отношении импортной пищевой продукции в основном сфокусирована на проверке розничных торговых объектов уже внутри страны. Правда, доля такой «организованной розницы», которую можно качественно проконтролировать, составляет лишь около 30% в общей структуре продаж пищевой продукции. Остальная часть, в том числе рыбных товаров, по-прежнему реализуется мелкими торговыми предприятиями (на мелкооптовых рынках, в небольших магазинах, рынках «выходного дня», торговых павильонах и т. д.), минуя крупные сетевые розничные компании.
Недостоверное декларирование товаров с занижением его стоимостных, размерных и весовых характеристик и вовсе представляет собой вполне реальную действующую практику таможенного администрирования в Республике Казахстан. Дело в том, что преимуществами Таможенного союза пользуются не только добросовестные участники ВЭД: под видом транзитного груза, предназначенного для Казахстана, на российский рынок попадает некачественная рыба из стран юго-восточной Азии и Европы. Активно применяются схемы по «облегчению» налогообложения с использованием офшорных компаний и фирм-однодневок во внешнеэкономических сделках. По данным ФТС, по отдельным невлагоемким товарным позициям такое «перетекание» потоков для таможенного оформления в казахстанские таможенные органы составляет до 40%.
В сложившейся ситуации на протяжении нескольких последних лет в проигрыше оказываются и отечественные потребители, которые платят за воду и фосфаты по цене рыбного филе; и российские рыбодобывающие компании, которым сложно противопоставить дешевому, низкокачественному импорту свою продукцию, произведенную из дикой, добытой в море рыбы и содержащую минимальный процент глазури (8-10%) лишь для хранения и транспортировки.
В свою очередь, отсутствие должного спроса на отечественную рыбу (из-за наличия на рынке более дешевой, а значит менее качественной импортной продукции) является одной из причин массового экспорта российской рыбопродукции в Китай и Корею. Парадокс в том, что после переработки тот же российский минтай, но уже в виде мороженого филе, накаченного водой, поступает из КНР обратно в Россию. И, стоит отметить, азиатские переработчики добились в этом деле внушительных «успехов»: с одного килограмма необработанной рыбы они получают целый килограмм рыбного филе, притом что отходы при таком виде переработки достигают 70% от объема сырья.
К сожалению, в настоящее время недобросовестная конкуренция в рыбной отрасли стала нормой предпринимательской деятельности. О таком положении дел прекрасно осведомлены иностранные производители, которые очень умело и ловко этим пользуются, прикрываясь стандартами и нормами ВТО. В таких условиях недопустимо ослабление государственного контроля в сфере ввоза, переработки и оборота водных биоресурсов.
Именно поэтому наша Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка на протяжении нескольких лет неизменно выступает за увеличение государственного регулирования в рыбной отрасли.
Мы уверены, что требуется не либерализация и псевдоразвитие конкуренции, а усиление государственного контроля за качеством и безопасностью ввозимых на территорию Таможенного союза водных биоресурсов. Эти меры должны быть адекватны и сопоставимы с теми мерами, которые применяются в странах ЕС, США в отношении российской продукции. Штрафы за нарушения должны быть выше доходов, получаемых недобросовестными участниками рынка от реализации низкокачественной рыбопродукции.
При условии создания реальной конкурентной среды: единых требований по глазури и другим показателям безопасности, достоверного декларирования при импорте – высококачественное российское филе однократной заморозки вытеснит низкокачественную импортную продукцию, в том числе популярную сегодня норвежскую искусственно выращенную семгу, которая благодаря умелому продвижению заняла ценовой диапазон преимум-класса.
Fishnews –проект «Открытая отрасль» [http://xn--80aa2aglcmckdcc7iwa2b.xn--p1ai/]
Добавить комментарий