Коллективное нормотворчество
Участие в принятии законов – эффективный способ решать существующие проблемы в рыбной отрасли, тем более когда чиновникам розданы поручения Президента по ее развитию, считает руководитель экспертно-правового центра проекта «Открытая отрасль» Анатолий Баранов.
Чтобы разобраться в хитросплетениях отраслевого законодательства, мало быть опытным и добросовестным рыбаком, переработчиком или рыбоводом. Как показывает практика, в этих «сетях» неожиданно для себя может запутаться даже тот, кто был инициатором очередного правового совершенствования. По мнению руководителя экспертно-правового центра проекта «Открытая отрасль» [http://%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8C.%D1%80%D1%84/], адвоката Анатолия Баранова, это вовсе не означает, что отраслевикам нужно сторониться законотворческой деятельности: активное участие в принятии законов – действительно эффективный способ решать существующие проблемы. Однако без совета специалиста, способного дать независимую оценку будущего закона или возникшей спорной ситуации, не обойтись.
«Сегодня практически все нормативно-правовые акты принимаются по одинаковой схеме: в кабинетах законодателей формулируется концепция и начинается нормативная прорисовка будущего документа. В лучшем случае проект (уже даже не идея) сбрасывается в профильные ассоциации, в худшем – за несколько дней до ожидаемого подписания готовый документ размещается «где-то в глубинах» официального сайта ведомства на «общественное обозрение». А там, как говорится, кто не успел, тот опоздал, поскольку исправлять уже утвержденные документы – дело весьма проблематичное.
Одна из задач проекта «Открытая отрасль» и экспертно-правового центра в частности – помочь в обсуждении очередной законодательной инициативы (желательно еще на стадии концепции), постараться оценить ее возможности с правовой позиции до того, как это будет преподнесено на самый верх. Ведь нередко даже инициаторы какой-либо поправки, положения в закон могут не предусмотреть всех возможных вариантов развития ситуации в дальнейшем. Важно видеть механику – как в жизни будет работать тот или иной документ», – рассказал в интервью, опубликованном на сайте Fishnews, Анатолий Баранов.
Такая оценка не только законопроекта, но и любого другого актуального вопроса со стороны полезна не только представителям отрасли. «Если в отрасли действительно есть столько специфики, то нужно, чтобы это видели и те, кто принимает законы. Чтобы они понимали: если рыба и вода вроде как одинаковые, то условия хозяйствования в каждом регионе в любом случае будут различаться. А значит, принимая единые правила игры по тому или иному вопросу, стоит отслеживать тенденции в субъектах Федерации и пытаться упрочнять законами наиболее тонкие места. Грамотно составленный, продуманный закон способен решать такие задачи», – уверен эксперт.
При этом, по его словам, интернет-формат, конечно, не может заменить собой офлайн-обсуждение на таких площадках, как конгрессы, съезды рыбаков, тематические совещания, круглые столы. Но, добавляет руководитель экспертно-правового центра проекта «Открытая отрасль», как правило, власти слышат мнение общественности, сформулированное в резолюциях к таким собраниям, лишь когда звучат резко протестные заявления.
«Попробуйте вспомнить, когда в последний раз у нас рыбаки выдвинули рационализаторское предложение, их услышали и сделали так, как предлагается. Гораздо чаще, когда «государственная дубина» уже занесена, рыбаки вынуждены судорожно обосновывать, почему их не надо бить по голове. Но как сделать так, чтобы эту «дубину» в принципе не поднимали? Для этого и нужно анализировать, вовремя реагировать, уметь слышать и слушать то, о чем говорит твой коллега. И уж точно не надо делать вид, что нас не касается все происходящее», – считает Анатолий Баранов.
Полный текст читайте в рубрике «Интервью» на сайте Fishnews. [http://www.fishnews.ru/interviews/322]
Добавить комментарий