Государство решает вопросы поддержки прикладного образования
Региональные администрации и промышленность будут участвовать в распределении бюджетные места в вузах, а студентов, обучающихся за счет государства, обяжут отрабатывать на предприятиях. Подобные меры поддержки подготовки востребованных кадров были одобрены на заседании Правительства РФ.
21 августа состоялось заседание Правительства, на котором обсуждалась реализация поручения Президента Российской Федерации по разработке программы поддержки вузов и образовательных организаций, играющих ключевую роль в социально-экономическом развитии регионов.
Как сообщили Fishnews в пресс-службе Правительства, в своем выступлении премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что в ряде регионов наблюдается проблема с трудоустройством выпускников. Особенно это характерно для субъектов РФ, где высшая школа существует традиционно, давно и является интегральной частью жизни. К таковым он отнес, помимо Москвы и Петербурга, Новосибирскую область и Приморский край.
Власти относят к приоритетным в основном инженерно-техническое, естественно-научное и медицинское направления. Как сообщил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, в прошлом году контрольные цифры приема увеличились по инженерно-техническим специальностям более чем на 5%, по естественно-научным специальностям – на 3%, по медицинским специальностям – на 6%, что является «существенным маневром». По словам министра, в дальнейшем в процедуре распределения бюджетных мест будут участвовать администрации и крупнейшие работодатели регионов.
Еще одним новшеством стало изменение системы целевого обучения, что закреплено в новом законе об образовании. «Это будет по-прежнему обучение за счет средств федерального бюджета, но по-новому будут регулироваться отношения студента и предприятия, на котором он будет работать. Если раньше в законодательном порядке не были предусмотрены обязательства ни со стороны работодателя, ни со стороны студента, то теперь при поступлении по целевому набору студент заключает с работодателем договор, в котором четко обозначаются обязанности сторон. Если студент не захочет по окончании вуза работать на предприятии, в соответствии с условиями этого договора он должен будет вернуть работодателю затраченные средства (например, расходы на социальный пакет, выплаченную стипендию и так далее) и выплатить штрафные санкции, составляющие до 200% этих средств поддержки», – объяснил Дмитрий Ливанов.
Довольно много обсуждались и другие возможности привлечения промышленных предприятий в образовательную программу. Создание базовых кафедр, внедрение практико-ориентированных программ, сетевые формы взаимодействия вузов и предприятий, все это, по мнению чиновников, должно помочь студенту получить необходимые навыки, а промышленникам – готовые кадры.
Отметим, что данная мера не является чем-то кардинально новым для рыбохозяйственной отрасли. Студенты проходят практику на рыбоперерабатывающих заводах, в хозяйствах аквакультуры, могут участвовать в научно-исследовательских экспедициях и т. д. Такую стратегию обучения давно ведет Дальрыбвтуз, ТИНРО-Центр и ряд других отраслевых образовательных и научных организаций.
В то же время, актуальным остается вопрос о других оценках качества образования, помимо сиюминутной востребованности. Президент Российской академии наук Владимир Фортов предостерег чиновников от увлечения чрезмерной «прагматической заостренности» подготовки специалистов на потребностях регионов. «Сегодня в течение жизни одного человека производится 80% новой информации от того, что человечество сделало за всю свою историю от Демокрита и древних греков», – отметил ученый. «Поэтому учить самому фактическому материалу и добиваться от студента, чтобы он знал как можно больше фактического материала – это дело абсолютно бесполезное и за этим никогда угнаться невозможно». В качестве примера Владимир Фортов привел подготовку специалистов рыбохозяйственной отрасли на Дальнем Востоке – если их образование будет концентрироваться на прикладных аспектах узкой профессиональной деятельности, смогут ли они приспособиться к новой работе, в рамках переменчивых условий рынка, стремительного развития технологий и других реалий?
Наилучшим выходом, по мнению ученого, является упор на фундаментальные исследования. Это позволит молодым специалистам понимать основные законы и уметь их приложить к той быстро меняющейся ситуации, которая возникает сегодня, - поясняет глава РАН.
Fishnews
Добавить комментарий