Лососеводы мечтают о господдержке

 
20 сентября 2013 08:00   358 просмотров
 

В столице завершилась международная выставка World Food Moscow 2013. Деловую программу раздела «Рыба и морепродукты» дополнила конференция, посвященная вопросам развития отечественной аквакультуры.
С 16 по 19 сентября в павильонах московского «Экспоцентра» развернулась 22-я международная выставка продуктов питания и напитков World Food Moscow 2013. Традиционно она охватывает весь продовольственный рынок, подразделяясь на 11 секторов: мясо и птица, рыба и морепродукты, замороженные продукты и полуфабрикаты, фрукты и овощи, кондитерские и хлебобулочные изделия, бакалея и снеки, консервация, масложировая продукция, молочная продукция, чай и кофе, напитки.
Как сообщает корреспондент Fishnews, в громадном павильоне № 3 было представлено свыше 130 производителей и поставщиков рыбы и морепродуктов из России, Китая, Норвегии, США, Вьетнама, Эквадора, Индонезии, Великобритании, Латвии и других стран. Присутствовали постоянные участники World Food – крупнейшие импортеры «Русская рыбная компания», «Атлант-Пасифик», «Северная компания», «Дефа», «Альбатрос Сифуд» и другие.
К сожалению, отечественные производители за исключением стенда рыбопромышленного холдинга «Карат» и нескольких предприятий с Сахалина и Камчатки выглядели более чем скромно, теряясь на фоне зарубежных конкурентов. Иностранцы, напротив, если не выделялись эффектной подачей национальных секций как у Норвегии, Латвии или Эквадора, то старались взять количеством. В этом особенно преуспели китайские компании – в рыбном павильоне их оказалось куда больше, чем российских.
В рамках выставки 16 сентября состоялась вторая конференция рыбопереработчиков под лозунгом «Продукция аквакультуры: альтернатива или дополнение добычи?». Открывая заседание, председатель «Рыбного союза» Юрий Алашеев указал, что мировой вылов уже давно не растет, и удовлетворить потребность населения планеты в рыбе можно только за счет ее искусственного выращивания. Именно в аквакультуре организаторы конференции видят драйвер роста для всей рыбной отрасли, полагая, что разведение рыбы в перспективе позволит преодолеть зависимость российских рыбопереработчиков от поставок сырья.
В этом году был принят долгожданный закон об аквакультуре. Теперь у отрасли появился законодательный фундамент, уверен депутат Госдумы, член комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Георгий Карлов. «Принятие закона об аквакультуре фактически выводит из тени целый сегмент рыбохозяйственного комплекса. Это 2,5 тыс. хозяйствующих субъектов различных форм собственности, большинство из которых малые и средние предприятия, которые на сегодняшний день дают порядка 140 тыс. тонн товарной рыбы и около 10 тыс. тонн продукции марикультуры», – отметил депутат.
Он предложил рассматривать аквакультуру как инновационную деятельность: это создание нового продукта и себестоимость такой рыбы высокая. Государство может помочь снизить ее, создавая инфраструктуру для развития отрасли и предоставляя инвесторам преференции и налоговые льготы. Кроме того, требуется решить вопросы с административными барьерами, которые влияют на конечную цену рыбопродукции. Определенную роль могут сыграть и госзакупки. «Государственные нужды в рыбной продукции сегодня восполняют в основном импортные товары, выигрывающие за счет более низкой цены. Но действовать по принципу дешевизны нельзя», – подчеркнул Георгий Карлов.
Власти Мурманской области по примеру соседей-норвежцев основную ставку делают на развитие морского лососеводства: в регионе расположены производственные мощности обоих российских предприятий, занимающихся выращиванием семги. Зампредседателя областного комитета по рыбохозяйственному комплексу Андрей Алексеев рассказал участникам конференции о мерах поддержки рыбоводов – преимущественно в виде субсидирования части затрат по уплате процентов по кредитам на покупку посадочного материала, оборудования и кормов.
Этих мер совершенно недостаточно, считает генеральный директор «Русское море – Аквакультура» Инна Гольфанд. В условиях полного отсутствия инфраструктуры и сложных природных условий инвесторам приходится вкладывать колоссальные средства в развитие производства. Снижение пошлин на импортную рыбу после вступления России в ВТО и сохранение их на прежнем уровне для ввозимого из-за границы оборудования, посадочного материала и кормов в свою очередь отражается на себестоимости товарной продукции. Вот и получается, что российская семга становится дороже норвежской.
«Поддержки со стороны государства или региона практически нет. Мы работаем на выживание», – констатировала руководитель компании. По ее словам, для успешного развития аквакультуры требуется активное содействие государства в решении инфраструктурных вопросов, особенно, если речь идет о нерентабельных, но жизненно важных проектах, таких как строительство смолтовой фабрики. Нужны более длительные сроки субсидирования и программы прямых дотаций по аналогии с другими отраслями животноводства.
Аналогичной точки зрения придерживается заместитель генерального директора по финансам ЗАО «Русский лосось» Сергей Панасюк. Он подтвердил, что снижение пошлин на технологическое оборудование, смолт и корма должно стать главной мерой поддержки аквакультурных хозяйств в среднесрочной перспективе. В долгосрочной – необходимо уходить от зависимости от Норвегии, а значит строить собственные площадки по производству посадочного материала и садков.
По мнению замдиректора департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России Григория Шаляпина, вопрос со снижением пошлин можно обсуждать, однако не всегда целесообразно уходить от импорта, особенно в рамках ВТО. Он также напомнил, что в российской аквакультуре есть не менее перспективные направления, например сиговодство, по которому имеются уникальные наработки отечественных ученых и рыбоводов.
Представитель министерства заверил, что до конца текущего года будет завершена подготовка подзаконных актов, предусмотренных ФЗ «Об аквакультуре», и не согласился с критикой, высказанной в адрес базового документа отрасли. По его мнению, закон хотя и отсылочный, но в масштабах нашей страны, где условия в разных регионах могут сильно отличаться друг от друга, это может стать преимуществом и позволит осуществлять дифференцированный подход. Положительный эффект от принятия закона заметен еще до его вступления в силу: рыбоводные хозяйства смогли урегулировать спорные дела по водопользованию, со стороны бизнеса появились интересные проекты в сфере аквакультуры.
Что касается мер государственной поддержки, то они предусмотрены как в законе об аквакультуре, так и в госпрограмме, которая по сути дополняет его. Среди них выделение средств на ветеринарию, мелиорацию, селекционно-племенную работу, а также субсидиарные формы поддержки – для закупки кормов, посадочного материала, обновления основных фондов, страхования и т.д. Григорий Шаляпин отметил, что о расширении субсидирования говорить сложно, поскольку в рыбохозяйственном комплексе в последние годы не раз случалось так, что выделенные государством средства на эти цели возвращались невостребованными. Кроме того, любые дополнительные бюджетные расходы нуждаются в тщательном обосновании перед министерствами экономического блока.
На конференции также прозвучали доклады о мониторинге безопасности пищевой продукции, преимуществах автоматизированного оформления ветсертификатов в электронной форме, достоинствах и недостатках систем добровольной сертификации, перспективах финансирования совместных российско-норвежских проектов в области аквакультуры. Параллельно в формате бизнес-клуба обсуждались проблемы, с которыми предприятия отрасли сталкиваются в процессе хозяйственной деятельности.
Fishnews

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/news/22002
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.