Куда заведет отрасль «рыбная» ФЦП?
24 сентября на заседании Правительственной комиссии под председательством Аркадия Дворковича рассмотрят проект федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса».
Важное значение для успеха «рыбной» ФЦП имеет встроенная в нее система показателей. Только правильно собранная и логически увязанная система показателей способна обеспечить действенность программы. Ряд показателей федеральной целевой программы «Повышение эффективности использование и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса» предусматривают оценку эффективности государственной инвестиционной политики и ее «стыковку» с инвестиционными программами бизнеса. Некоторые из этих показателей недостаточно проработаны и могут стать «точками разрыва» между финансируемыми из федерального бюджета проектами и новыми целевыми ориентирами отрасли.
Проект ФЦП предполагает несколько важных показателей, целевые индикаторы которых не стыкуются с текущей ситуацией, а главное, предлагают нереалистичные цели или не предлагают вообще никакого развития.
В частности, показатель «Перевалка рыбопродукции в портах» предусматривает, как и другие показатели, два варианта развития. В соответствии с оптимальным вариантом планируется трехкратное увеличение объема перевалки рыбопродукции в морских портах к 2020 г. на 1,5 млн. тонн рыбопродукции: в 2014 г. – 260 тыс. тонн, в 2015 г. – 210 тыс. тонн, в 2016 г. – 140 тыс. тонн, в 2017 г. – 100 тыс. тонн, в 2018 г. – 140 тыс. тонн, в 2019 г. – 236 тыс. тонн, в 2020 г. – 429 тыс. тонн.
По данным ОАО «РЖД», в 2012 г. по железной дороге было перевезено 780 тыс. тонн рыбопродукции, то есть к 2020 г. объем перевалки рыбопродукции в морских портах должен будет составлять 2,3 млн. тонн. С учетом того, что в портах производится выгрузка преимущественно продовольственного сырья (мороженой обезглавленной, мороженой неразделанной и мороженой потрошенной с головой рыбы), планируется переваливать в морских портах России (с учетом коэффициента выхода продукции из добытого сырья) 3,5 – 3,6 млн. тонн добываемых водных биоресурсов.
Общероссийский вылов включает в себя вылов не только в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в территориальном море Российской Федерации, но и в исключительных экономических зонах иностранных государств и в конвенционных районах Мирового океана. К 2020 г. планируется обеспечить добычу 4,6 млн. тонн водных биоресурсов. С учетом вылова в 2012 г. в исключительных экономических зонах иностранных государств и конвенционных районах Мирового океана 527 тыс. тонн водных биоресурсов, прогнозируется, что к 2020 г. этот показатель может составить 600 – 700 тыс. тонн.
Следовательно, примерно 3,9 – 4 млн. тонн водных биоресурсов планируется добыть в исключительной экономической зоне Российской Федерации и 90% вылова будет выгружено в морских портах. Реализация указанного варианта потребует комплексной модернизации узловых терминалов в морских портах и припортовых железнодорожных и автомобильных подъездных путей, трехкратного увеличения количества специализированного подвижного состава и полной перестройки практики работы ОАО «РЖД» при транспортировке рыбопродукции, косвенным следствием реализации указанного варианта станет уход России с мирового рыбного рынка и сдача прибыльных сегментов мирового рыбного рынка конкурентам.
Базовый сценарий предполагает увеличение к 2020 г. перевалки рыбопродукции в морских портах в полтора раза – на 351 тыс. тонн: в 2014 г. на 2 тыс. тонн, в 2015 г. – на 3,2 тыс. тонн, в 2016 г. – на 4,7 тыс. тонн, в 2017 г. – на 30,3 тыс. тонн, в 2018 г. – на 31,9 тыс. тонн, в 2019 г. – на 33,5 тыс. тонн, в 2020 г. – на 246 тыс. тонн. Таким образом, базовый сценарий предполагает перевалку в 2020 г. 1,13 млн. тонн рыбопродукции, что с учетом коэффициента выхода продукции эквивалентно вылову 1,7 млн. тонн. Следовательно, доля водных биоресурсов, доставляемых для переработки на российской территории будет составлять 43%. Этот показатель немногим больше сложившегося сейчас распределения ресурсов между внутренним и внешним рынками. Получается, что реализация базового сценария ничего не меняет в сложившейся системе распределения потоков рыбопродукции и не создает инфраструктурную основу для расширения поставок рыбопродукции на российский рынок.
Серьезные сомнения вызывает обоснованность двух показателей «Доля продукции с высокой степенью переработки» и «Доля продукции с высокой добавленной стоимостью». Прежде всего, в проекте федеральной целевой программы отсутствуют как сами ключевые понятия «степень переработки» и «добавленная стоимость», так и способы их измерения.
Базовый сценарий предполагает переход большей части рыбопромышленной индустрии на производство продукции глубокой переработки уже в 2017 г., а оптимальный сценарий переносит этот переход на три года раньше, в 2014 г. Согласно базовому сценарию доля продукции с высокой степенью переработки составит в 2014 г. 0,6%, в 2015 г. – 1,2%, в 2016 г. – 1,8%, в 2017 г. – 65%, в 2018 г. – 67%, в 2019 г. – 69%, в 2020 г. – 73%. Согласно оптимальному сценарию уже в 2014 г. доля продукции с высокой степенью переработки составит 76,5%, в 2015 г. – 78%, в 2017 г. – 79,5%, в 2018 г. – 82,4%, в 2019 г. – 84%, в 2020 г. – 85,7%.
Однако указанные целевые индикаторы не отражают мировые тенденции развития рыбного рынка. Согласно расчетам FAO, 40% рыбы продается в живом, свежем и охлажденном виде и только 41% рыбы продается в мороженом, копченом, вяленом или как-то иначе приготовленном виде для непосредственного потребления людьми (причем замораживание и обезглавливание являются видами переработки). Проект ФЦП предлагает совершенно иной, отличный от мировых тенденций вариант развития российского рыбного рынка и российской рыбопромышленной индустрии: вдвое превзойти долю переработанной рыбопродукции в общем объеме рыбопродукции для пищевых целей. В настоящее время доля свежей и охлажденной рыбы на российском рыбном рынке составляет менее 4%, и существует растущий спрос на этот вид продукции. Тем не менее в проекте федеральной целевой программы отсутствуют показатели, которые отражают прирост свежей и охлажденной рыбы. Отрыв показателей ФЦП от потребностей рынка может отклонить рыбохозяйственный комплекс от векторов развития рыбного рынка.
Еще одним показателем ФЦП является «Выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью». Согласно базовому сценарию доля продукции с высокой добавленной стоимостью должна составить к 2020 г. 67%. Причем – так же, как и с глубокой переработкой, – весь расчет делается на «великую промышленную революцию», которая произойдет в годовщину Великой Октябрьской революции – в 2017 г. В 2014 г. доля продукции с высокой добавленной стоимостью составит 0,6%, в 2015 г. – 1,2%, в 2016 г. – 1,8%, в 2017 г. – 61%, в 2018 г. – 63%, в 2019 г. – 67%, в 2020 г. – 67%. По оптимальному сценарию в 2017 г. происходит более существенное увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью – до 76%, к 2018 г. – 78%, к 2019 г. – 80%, к 2020 г. – 82%.
В настоящее время на российском рыбном рынке 66,3% рыбопродукции продается после первичной переработки, то есть с незначительной добавленной стоимостью, а 33,7% – продукция с высокой добавленной стоимостью. Реализация базового и оптимального сценариев приведет к существенному повышению уровня цен на рыбном рынке. Уже сейчас потребители жалуются на высокие цены, но в соответствии с показателями ФЦП к 2020 г. запланировано удорожание рыбопродукции и увеличение сегмента дорогой рыбопродукции в два раза.
Показатель «Инвестиции в рыбохозяйственный комплекс» не увязан с фактической инвестиционной динамикой в предшествующий период.
Базовый сценарий начинается с резкого сокращения инвестиций по сравнению с уровнем 2012 г. (9,7 млрд. рублей) – до 0,6 млрд. рублей в 2014 г., 1,3 млрд. рублей в 2015 г., 1,9 млрд. рублей в 2016 г., 6,1 млрд. рублей в 2017 г. и 8,3 млрд. рублей в 2018 г. Только к 2019 г. запланировано превышение инвестиционных показателей 2012 г. – 10,6 млрд. рублей. И 12,9 млрд. рублей в 2020 г.
Оптимальный сценарий, напротив, начинается с предполагаемого четырехкратного повышения объема инвестиций – 37,1 млрд. рублей. Такие прогнозные показатели возможны при следующих условиях: 1) увеличение доли инвестиций в отраслевой выручке с 9% до 30%; 2) увеличение объема рыбного рынка с 500 млрд. рублей в 2012 г. до 1,2 трлн. рублей в 2014 г. Анализ темпов роста российского продовольственного рынка в целом показывает среднюю скорость прироста рынка в 10 – 15%, поэтому «взрывной» рост всего рыбного рынка в целом невозможен. Возможен «взрывной» рост некоторых сегментов рынка, но даже в этом случае такой рост продолжается не больше трех – четырех лет.
Неуспех «рыбной» ФЦП, действовавшей в 2008 – 2011 гг., позволяет сделать важный вывод. «Скажите мне, как вы измеряете мою деятельность, и я скажу вам, как буду себя вести». Если динамика отрасли измеряется в тоннах вылова, то вся управленческая активность «заточена» на достижение только этой цели. Если динамика отрасли измеряется в других показателях, то управленческая активность приобретет иные формы. На этот главный вопрос нет ответа в проекте федеральной целевой программы, поэтому, на мой взгляд, «перезагруженная рыбная ФЦП» никуда нас не приведет. Тем более что есть большие сомнения в том, что она будет наполнена деньгами.
Герман Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая
http://german-zverev.livejournal.com/36636.html [http://german-zverev.livejournal.com/36636.html]
Сентябрь 2013 г.
Добавить комментарий