Борьба за черную икру продолжается

 
16 июня 2008 01:06   4131 просмотров
 

Эксперты считают, что России для борьбы с браконьерством нужна не только современная техника - мощные катера, вертолеты, оружие, - но и более эффективное законодательство. Многие специалисты приводят пример Ирана, который на сегодняшний день практически вытеснил Россию с мировых рынков по производству черной икры. Там проблема браконьерства решена просто: если в акватории нереста осетровых появляется постороннее судно и не реагирует на предупреждение, его расстреливают с вертолета. Если человека задерживают за подпольную торговлю черной икрой, ему отрубают палец. Жестоко. Но икра - есть.

В России же сегодня с осетровыми - положение катастрофическое. Если в конце 90-х гг. прошлого века в Азовском море их численность доходила до 17 млн экземпляров, то сейчас, по итогам съемок Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, половозрелых самок осетра насчитывается около 100 штук, самок севрюги - в пределах 15 особей. О белуге вообще говорить не приходится. В прошлом г. Донскому осетровому заводу для воспроизводства удалось выловить всего лишь 3 самцов. Не лучшее положение и на Каспии. За последние 15 лет запасы осетровых здесь сократились почти в 40 раз. При активной помощи человека 19 видов из 27 существующих вымерли окончательно.

В начале нынешнего века Секретариат Конвенции ООН о международной торговле дикими видами флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (CITES) сообщал, что количество осетровых в Каспийском море сократилось с 200 до 60 млн особей. Ныне положение еще хуже.

Другой выход - предприятия аквакультуры, которые выращивают товарную рыбу в искусственных водоемах. Однако в постперестроечные годы прудовое хозяйство в стране было почти сведено на нет, теперь нужно долгое время и огромные средства, чтобы возродить его. Об этом шел разговор на недавнем совещании в администрации Волгоградской области с участием заместителя министра сельского хозяйства России В. Измайлова.

Замминистра посетил ряд объектов прудового рыбоводства и пришел к выводу, что необходимо наверстывать упущенное, а для этого надо увеличивать финансирование производства. Однако вряд ли в связи с этим можно надеяться на скорое воспроизводство осетровых и появление на прилавках черной икры: ведь самка осетра достигает половой зрелости на Юге в возрасте от 8 до 14 лет (в северных районах России - еще позже).

Ученые Южного научного центра Российской академии наук научились в искусственных условиях воспроизводить весь цикл жизнедеятельности осетров - от икринки до особи товарных размеров и веса, - в значительно более короткие сроки. Главное - чистая вода со сбалансированными температурными и биохимическими показателями и особый корм, состав которого ученые держат в тайне. Так, бестер (гибрид белуги и стерляди) за 2 года «нагуливает» 4 кг и сохраняет все вкусовые качества. Сейчас ученые бьются над проблемой ускоренного получения от осетровых в искусственных условиях черной икры не раз в 4 года, как в природе, а 1 раз в 2 года.

Научный мир уже давно пытается решить проблему воспроизводства красной рыбы и другими чудодейственными способами. В качестве экзотического примера можно привести копирование (фактически клонирование) каспийского осетра, которое произвели ученые Института биологии развития. По размерам искусственные осетры пока недотягивают до нормы, но, как утверждают исследователи, это уже технические трудности. Правда, на преодоление их необходимо $20 млн.

Но особая надежда, конечно, на заводы, которые занимаются воспроизводством осетровых пород. Ежегодно они выпускают в Каспий до 500 млн штук осетровой молоди. Таких предприятий в Краснодарском крае 6, в Астрахани - 8, в Волгограде - 1. На Азовское и Черное моря работает Донской осетровый завод - 1 из крупнейших в Европе. Появление его стало возможным благодаря японским браконьерам. В 1994 г. страна восходящего солнца вынуждена была компенсировать России убытки от незаконного вылова рыбы в нашей акватории. На эти деньги с 1995 по 2001 гг. и построили в Семикаракорском районе Ростовской области «родильный дом» для царских пород рыб.

Территория Донского осетрового завода - 600 га, из них 28 га занимают 14 прудов с ремонтно-маточным стадом - свыше 10,5 тыс. особей осетра, белуги, севрюги, стерляди. Сегодня завод уже практически не нуждается в морских самцах - работают собственные. Если предприятие пустить на полную мощность, то при отсутствии браконьерства через 10 лет в Азовском море можно было бы восстановить популяцию осетровых до того уровня, чтобы реально заниматься промышленным ловом. Однако необходимо достроить вторую очередь завода, нужен морской участок. В прошлом грду в море уже появились метровые осетры - из той молоди, которая была выпущена ранее Донским заводом. Так что некоторые поводы для оптимизма есть. Хотя очень незначительные.

Однако в прудовом рыбоводстве существуют и, так сказать, международные проблемы. Так, В. Измайлов отметил, что пока создается парадоксальная ситуация: Россия, разводя осетровых и выпуская молодь в Каспийское море, фактически работает на другие страны - в частности, на тот же Иран и Азербайджан. Ведь рыба границ не знает, а зачастую места нереста у нее - за рубежами нашего Отечества.

То же самое происходит и в Черном море. Основные места нереста осетровых здесь приходятся на территорию Украины. Так что Донской осетровый завод фактически «работает» на наших «не залежных» соседей, которые безжалостно отлавливают мальков, не давая им, подрасти до товарного вида. Решать такие проблемы - задача политиков. А белуга или стерлядь двуглавого орла от трезубца не отличает.

В общем, чтобы хотя бы частично восстановить популяцию «царской рыбы», необходима серьезная комплексная программа и, что самое главное, огромные средства.

Читать полный текст новости Источник: agronews.ru
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.