С Кунашира во Владивосток, или приключения российской рыбы
Весной внимание рыбацкого сообщества было приковано к поручениям Президента РФ по развитию отрасли: в перечне нашли отражение вопросы обновления флота, аквакультуры, прибрежного рыболовства, борьбы с ННН-промыслом и многое другое. Не осталась без внимания и тема бюрократических препон. Владимир Путин поручил Правительству РФ представить предложения об устранении избыточных административных барьеров при поставке водных биоресурсов на российский берег. Вопрос активно обсуждался на совещании, которое проводил в августе на Сахалине глава профильной межведомственной рабочей группы, начальник Контрольного управления Президента России Константин Чуйченко. Рыбаки заявили о такой «болевой точке», как взаимодействие с Россельхознадзором. Fishnews не единожды писал на резонансную тему. На этот раз на примере Южно-Курильского рыбокомбината мы решили посмотреть, как происходит оформление продукции на внутренний рынок.
Производственная база предприятия располагается на острове Кунашир – компания занимается добычей водных биоресурсов и выпуском рыбной продукции (товар отправляется как по России, так и за рубеж). Поставки на внутренний рынок идут по традиционному пути – через Владивосток. Недавно по такой схеме с Южных Курил с грузом минтая отправился ТР «Ос Рифер». На борту находилась рыба с двух добывающих судов – «Браттег» и «Вардхольм».
Но для того чтобы минтай можно было благополучно вывезти с Кунашира, предприятие должно предпринять целый ряд шагов. Пока продукция находилась на береговом холодильнике, были отобраны пробы для лабораторных исследований на предмет качества. Соответствующие акты подготовили 22 октября. С этого момента пошел сбор документов для подачи в управление Россельхознадзора, в Сахалинский отдел по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору с целью получить разрешение на перемещение продукции.
Список объемный:
– копии фактуры по отгрузке;
– копии удостоверений качества;
– копии разрешений на добычу;
– копии телеграмм о внесении изменений в промысловые билеты;
– копии отчетов по вылову, заверенные в территориальном управлении Росрыболовства (на получение требуется от 1 до 3 суток);
– копии перегрузочного коносамента о том, что суда-переработчики сдали свою продукцию на береговой холодильник, а там ее приняли;
– копии сертификатов соответствия всем нормам на продукцию;
– акты отбора проб для проведения исследований на соответствие всем нормам качества.
Сколько документов из этого перечня имеют отношение к ветеринарной безопасности?
Весь пакет был сдан в отдел управления Россельхознадзора 24 октября. В этот же день в межрайонной ветеринарной лаборатории, подведомственной Россельхознадзору, были получены протоколы испытаний качества продукции. Отметим, что признаются только результаты исследований, проведенных в лаборатории Россельхознадзора, поэтому образцы приходится отправлять с Кунашира на Сахалин. Процедура исследований образцов продукции может занимать около недели, однако на этот раз экспертиза проводилась по «срочной» схеме – за это взимается плата в двойном размере. 25 октября было получено разрешение на вывоз продукции во Владивосток: сотрудник Россельхознадзора на Кунашире получил отмашку от коллег из Южно-Сахалинска.
Ранее генеральный директор ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» Константин Коробков обращался к руководству Россельхознадзора с предложением передать полномочия по приему заявок и принятию решения на места, так как там имеется специалист РСХН.
Делегирование полномочий сделало бы оформление более простым и быстрым, что пошло бы на пользу не только бизнесу, но и российским покупателям, отмечал генеральный директор Южно-Курильского рыбокомбината. Идея озвучивалась на совещании, которое проводил в 2012 году на Сахалине заместитель руководителя Россельхознадзора [http://www.fishnews.ru/rubric/krupnyim-planom/5213] Евгений Непоклонов, – и вроде бы нашла поддержку. Но до сих пор штамп о разрешении вывоза на ветеринарном свидетельстве инспектор Россельхознадзора на Кунашире (как и в любом другом порту Сахалинской области) ставит только после того, как получит распоряжение из управления Южно-Сахалинска.
На государственном уровне активно говорят о необходимости межведомственного взаимодействия: чтобы чиновники запрашивали документы не у заявителя, а у коллег из других госорганов. В феврале мы писали о том, что Минсельхоз, Россельхознадзор и Росрыболовство [http://www.fishnews.ru/news/20575] заключат соглашение по электронному взаимодействию. Однако практика, по-видимому, далека от идеала. «Если хотите, чтобы документы рассматривались быстрее, предоставляйте их сами. Можем их запросить мы, но сколько нам будут отвечать – неизвестно», – отвечают специалисты РСХН, осуществляющие прием заявок.
Важнейший момент – список подаваемых бумаг. Официально утвержденного перечня документов, которые необходимы для получения разрешения на вывоз продукции в другой регион России, нет.
Но вернемся к отправке ТР «Ос Рифер» во Владивосток. После получения разрешения, 26 октября, судно с продукцией ушло в столицу Приморья. Пока оно следует в пункт назначения, специалист Южно-Курильского рыбокомбината на Сахалине пересылает документы на груз своему коллеге во Владивосток – компания вынуждена иметь там своего представителя для оформления прибывающих грузов.
Во Владивостоке этот специалист вновь идет в Россельхознадзор и передает ТОТ ЖЕ САМЫЙ ПАКЕТ документов на прибывающий груз, который подавался при оформлении на вывоз в Южно-Сахалинске.
При этом нужно отметить, что управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области – это одна структура, просто в ее ведении находится два субъекта Федерации.
Итак, бумаги снова проверяются.
После прихода груза представитель предприятия забирает с судна оригиналы документов и два манифеста. Ветеринарам сдается манифест. На коносаменте ставится штамп «Выпуск разрешен».
Далее после выгрузки продукцию ждет досмотр. Инспекторы работают с девяти утра до шести вечера, в выходные и праздники с 10 до 14. При этом наблюдается нехватка инспекторов, что также создает сложности.
После получения акта досмотра представитель предприятия идет в отдел погранветконтроля на границе РФ и транспорте.
Здесь ветеринары берут:
– копии удостоверений качества;
– копии коносамента;
– копии ветеринарных свидетельств;
– оригинал акта досмотра.
На ветеринарном свидетельстве ставятся необходимые отметки о выпуске продукции, и документ относится ветеринару порта. Дальше продукцией занимается уже покупатель.
Практически всегда проверка документов или досмотр продукции во Владивостоке приводит к задержанию груза. К примеру, если при досмотре груза находятся смазанные штампы на мешках, то вся продукция задерживается, кладется на холодильник. Начинается разбирательство. При этом проверка идет в отношении нескольких мешков (весом 100-200 кг), а задерживается вся прибывшая партия (сотни тонн).
И груз может быть задержан до 45 дней.
Итак: сотня килограммов «спорной» продукции являются основанием для задержания сотен тонн продукции, которая не вызвала вопросов у чиновников.
Для предприятия это выливается во временные и финансовые потери.
Таким образом, на оформление минтая для внутреннего рынка ушло почти две недели. И это лишь процедуры в двух пунктах – на Южных Курилах и во Владивостоке.
Далее, по мере следования продукции по стране, ее ждут новые проверки: чиновники отслеживают, как их коллеги выполнили свои функции в предыдущем пункте маршрута.
В Россельхознадзоре ссылаются на заботу о потребителе. Однако это типичный административный барьер в самом ярком его проявлении.
Российский рыбак ловит рыбу в безопасных в эпизоотическом отношении промысловых районах.
Мониторинг этих районов ведется государственными структурами на постоянной основе.
Вся продукция произведена обученными специалистами на аттестованных судах, перевозится аттестованными транспортами и хранится на аттестованных береговых холодильниках. Все это находится под пристальным контролем Роспотребнадзора и Россельхознадзора и ими же аттестовано.
Тогда возникают вопросы:
– Для чего рыбаков понуждают проводить тотальные исследования готовой продукции на все мыслимые и немыслимые показатели?
– Что мы ищем в продукции в лабораториях Россельхознадзора?
Все это к ветеринарной безопасности не имеет никакого отношения!
Ветеринарное оформление рыбопродукции не раз становилось темой совещаний: представители рыбной промышленности рассказывали о проблемах в этой сфере министру сельского хозяйства Николаю Федорову, главе Правительства РФ Дмитрию Медведеву, Президенту России Владимиру Путину. Поручения руководства страны по этой теме заслуживает отдельной статьи (Fishnews такой материал уже публиковал [http://www.fishnews.ru/rubric/krupnyim-planom/7512]). Однако, как видно, вопросов к действиям контролеров у бизнеса меньше не становится: рыбопромышленники продолжают говорить о том, что производственные процессы едва ли столь же сложны, сколь процессы оформления продукции.
Fishnews
Ноябрь 2013 г.
Добавить комментарий