«Рыбные» права и обязанности КМНС оговорят в новом законе

 
25 ноября 2013 12:00   268 просмотров
 

В Совете Федерации обсудили проблемы соблюдения прав коренных малых народов на добычу водных биоресурсов. Для изменения ситуации планируется ввести в законодательство ряд определений и уточнений.
22 ноября в Совете Федерации прошел круглый стол, посвященный проблемам традиционного рыболовства. В заседании участвовали сотрудники профильных министерств и ведомств, сенаторы и депутаты, представители регионов.
Сегодня на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ проживает около 280 тыс. представителей коренных малочисленных народов. По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Ивана Никитчука, аборигены долго жили в согласии с природой и своим образом жизни доказали, что устойчивое развитие возможно. «Но пришла цивилизация, у которой помимо благ есть и свои издержки, рыночная экономика, в центре которой желание получать прибыль, отсюда и многие беды для всех. И та ситуация, которая складывается буквально на наших глазах, не может не беспокоить. В этой сфере, безусловно, надо наводить порядок. Необходимо законодательно уточнить – кто такие КМНС, кто к ним относится, что такое общины и кто их представляет», – подчеркнул депутат.
В последнее время на территориях приморских субъектов РФ стали массово создаваться и регистрироваться общины коренных народностей с разрешенным видом экономической деятельности – оптовой продажей рыбопродукции. Заместитель начальника управления организации рыболовства Росрыболовства Елена Трошина привела статистику, согласно которой количество заявок на водные биоресурсы, подаваемых представителями КМНС и лицами, которые причисляют себя к числу коренных малочисленных народов: «На 2011 год общинами было подано 303 заявки, на 2013 год - 485 заявок. В 2014 году только по Камчатке подано 384 заявки от 158 родовых общин. Физическими лицами из числа КМНС на 2011 год подано 26080 заявок, на 2012 год – 45224 заявки, на 2013 год – 52617 заявок».
Представитель федерального агентства рассказала, что в последние три-четыре года объем водных биоресурсов, заявляемый для вылова в режиме традиционного рыболовства, значительно возрос. В отдельных случаях он превышает прогнозируемый лимит вылова на предстоящий промысловый год. В основном это касается высоколиквидных и дорогостоящих видов: лососевых, крабов, палтуса. «Из-за перелова научные организации не получают объемов на проведение научно-исследовательских работ, что ставит под угрозу определение ОДУ на последующие годы», - обратила внимание Елена Торшина. Между тем виды, которые коренные народы добывали ранее, в том числе морские млекопитающие, порой не осваиваются вовсе.
Особенно тяжелая ситуация сложилась в Камчатском крае. Участники круглого стола отметили, что проблема касается исключительно елизовских общин в южных районах. Аналогично дела обстоят и в Бурятии. В 2010 г. заявленные КМНС объемы водных биоресурсов в республике составили 208 тонн, в 2012 г. – 687 тонн, а в текущем году – 812 тонн. Так как большую часть этих квот невозможно освоить «традиционными» способами, представители коренных народов требуют расширить список разрешенных орудий лова – кошельковыми и донными неводами, ярусными сетями.
Директор департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Минрегиона Александр Журавский констатировал, что общины КМНС в упрощенном и льготном порядке ведут вылов практически в промышленных масштабах. В связи с этим понятийный аппарат закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» предстоит уточнить в части понятия «традиционный образ жизни» и дополнить понятием «традиционная хозяйственная деятельность». Также предложено наделить Правительство правом определять порядок ведения реестра российских граждан, ведущих традиционный образ жизни. Александр Журавский выступил за то, чтобы провести общественные слушания с участием обеих палат парламента, Правительства и представителей общественности по вопросу будущего общин коренных народов и регулирования их хозяйственной деятельности. «Сегодня законодательство не отвечает на эти вопросы, в связи с чем возникает множество коллизий, в том числе связанных с квотами», – отметил представитель министерства.
Однако в Сахалинской и Магаданской областях, а также Хабаровском крае не происходит столкновений КМНС и промышленности. Депутат Госдумы от Сахалинской области Георгий Карлов рассказал, что в его регионе отношения в области традиционного рыболовства урегулированы постановлением областного правительства, согласно которому представители коренных народов имеют право на вылов без предоставления РПУ и выдачи соответствующих разрешений. «Текущие проблемы решаются в рабочем порядке. В связи с изданием Минсельхозом приказа «Об утверждении Порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб», для КМНС ведется работа по определению мест лова анадромных видов рыб», – добавил парламентарий. По мнению Георгия Карлова, традиционное рыболовство должно включать в себя добычу рыбы только для личного потребления, семейных и домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, – свободно и бесплатно. Реализация водных биоресурсов должна вестись на общих основаниях.
Вице-президент Ассоциации КМНС в Дальневосточном федеральном округе Любовь Пассар подчеркнула, что согласно налоговому и гражданскому законодательству РФ общины – это полноценные субъекты осуществления рыболовства. Они не освобождены от платы за биоресурсы, налога на прибыль и различных отчислений работодателей, то есть вносят свою лепту в развитие региона и государства.
«Община платит все налоги наравне с промышленниками, причем доходы от своей деятельности, в том числе от рыболовства, члены общины не распределяют между собой, как это возможно в коммерческих предприятиях. А направляют на уставные цели – сохранение культуры, развитие промыслов, охрану окружающей среды, обучение своих членов, так как являются некоммерческими организациями. Во многих поселках общины стали градообразующими предприятиями, на них держится все поселение. Община создается в том случае, когда у людей приходит понимание того, что о тебе никто не позаботится кроме самого себя», – заявила Любовь Пассар.
Как сообщает корреспондент Fishnews, на сегодняшний день подготовлены три законодательные инициативы, направленные на урегулирование проблем традиционного рыболовства. Это законопроект Минрегиона, законопроект Росрыболовства и законопроект, разработанный общероссийской Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
По словам руководителя правового центра ассоциации Юлии Якель, Минрегион и Росрыболовство в своих поправках сужают субъекты традиционной деятельности, исключая общины из федерального закона «О рыболовстве…». «Отличие законопроекта ассоциации в том, что он не сужает, а расширяет субъекты традиционной хозяйственной деятельности, дополняя к физическим лицам и общинам, которые существуют в действующем законодательстве, иные объединения КМНС. Ведь по сей день в местах традиционного проживания существуют рыболовецкие артели, сельхозкооперативы. ФЗ «Об общих принципах организации общин» и в ФЗ «О гарантиях прав КМН РФ» позволяют нам иметь в качестве субъектов традиционной хозяйственной деятельности не только общины, но и иные объединения. Поэтому фактически мы приводим ФЗ «О рыболовстве…» в соответствие с действующим законодательством», – отметила руководитель правового центра.
Она назвала самым жестким проект закона, разработанный Росрыболовством. «Законопроект Минрегиона предусматривает использование выделенных участков до конца срока их действия, а выделены они были на 25 лет. Хотя неясно, как КМНС будут получать традиционную квоту. Законопроект Росрыболовства запрещает общинам вылавливать объем ВБР больший, чем полученный лицами, входящими в состав общины», - рассказала Юлия Якель. По словам представителя ассоциации, законопроект Минрегиона был разработан в целях реализации Концепции устойчивого развития КМНС. В период с 2009 по 2011 гг. предполагалось разработать большое количество законодательных актов, направленных на приоритетный доступ коренных малочисленных народов Севера к природным ресурсам. Минрегион подготовил свой проект закона, в котором эта идея реализована применительно к физическим лицам, но ограничен доступ общин к водным биоресурсам.
Эксперт напомнила, что до принятия закона о рыболовстве приоритетное право пользования ВБР было прописано в федеральном законе «О животном мире». «С тех пор, как из ФЗ «О животном мире» было исключено рыболовство, то и приоритетное право КМНС в отношении рыбных ресурсов тоже исчезло. Поэтому, мы фактически его перенесли оттуда в свой законопроект», – резюмировала юрист.
В ходе заседания представители регионов неоднократно отмечали, что законопроекты Росрыболовства и Минрегиона направлены на разрушение тех общин, для которых основным видом деятельности является рыболовство. Высказывались предположения, что выведение из ФЗ «О рыболовстве» национальных общин приведет к перераспределению их промысловых участков и квот между промышленниками и спортивно-любительским рыболовством.
Итоги обсуждения подвел заместитель председателя Совета Федерации, сенатор от Якутии Вячеслав Штыров. «В первую очередь мы должны решить вопросы, касающиеся лова рыбы для собственных нужд. Мы должны ответить на вопросы - что такое лов для собственных нужд? Что такое традиционный образ жизни? Что такое традиционные орудия лова? Будет ли этот лов с ограничениями или без? Кто имеет право на этот лов – только старожилы или те, кто постоянно проживают на местности? Что удостоверит, что эти люди имеют это право – будет ли это вкладыш в паспорте или какая-то регистрация? Кто будет регистрировать – субъекты Федерации или муниципалитеты? Вот на эти вопросы мы уже сегодня можем найти ответы, и вы в своих выступлениях так или иначе уже давали их», - подчеркнул парламентарий. Он предложил объединить законопроекты Минрегиона и Росрыболовства в одну законодательную инициативу, которая позволит снять целый пласт существующих проблем.
По мнению Вячеслава Штырова, в дальнейшем необходимо законодательно обеспечить экономические основы существования КМНС. «У нас очень устарело законодательство. И здесь мы не можем поступить либерально, сказав: пусть это будет конкурс или аукцион, пусть там выигрывают и получают на общих основаниях. Ничего подобного, они никогда не выиграют и ничего не получат. Мы должны создать для них определенную систему преференций и приоритетов, а вот как это сделать – это вопрос, на который нам предстоит ответить. А для этого нужно определить - что такое территории традиционного природопользования? Как они соотносятся с особо охраняемыми территориями? Все ли виды деятельности на территориях традиционного природопользования могут быть отнесены к приоритетам КМН, или некоторые из них могут быть на коммерческой основе? Предстоит огромная работа, которая потребует перевернуть целый пласт законодательства», - заключил сенатор.
Fishnews

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/news/22460
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.