Как поставить заслон браконьеру
Крайняя озабоченность сложившимся положением в охране рыбных богатств России и Тюменского края – таким был лейтмотив пресс-конференции, которую провели в минувшую пятницу начальник управления госконтроля, надзора, охраны, воспроизводства водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства Госкомрыболовства Михаил Куманцов, руководитель Нижнеобского территориального управления Госкомрыболовства Виктор Сидоренко и генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Госрыбцентр» Александр Литвиненко.
Михаил Куманцов озвучил статистику противостояния природоохранных органов и браконьеров. Цифры в масштабах страны удручают. На сегодняшний день выявлено около 18 тысяч нарушений правил рыболовства, на виновных наложено 15 млн рублей штрафов, из которых востребовано свыше шести миллионов. К нарушителям предъявлено судебных исков на пять миллионов рублей, по ним взыскано 768 тысяч рублей. В следственные органы передано 734 дела на 711 человек. Конфисковано более 13 тысяч орудий незаконного лова и 40 тонн добытой рыбы.
Начальник управления не без горечи рассказал, что прикрытие внутренних водоемов от браконьеров осуществляют лишь 1042 инспектора на всю страну – смехотворная угроза для многочисленной армии губителей природы. Такое положение вещей стало возможным из-за частых и не всегда оправданных реорганизаций, которым подвергалось ведомство. И сейчас, отметил М. Куманцов, не до конца урегулированы вопросы с возвращением собственности Госкомрыболовству от его временного владельца Россельхознадзора. «Ситуация сложнейшая, – не скрывал тревоги М. Куманцов. – Браконьерство везде».
Питательная среда для браконьерства складывается из многих факторов. Прекратили свое существование или пришли в упадок бывшие рыболовецкие колхозы и совхозы – их экономику подорвали браконьеры, добывающие рыбу хищническими способами и сбывающие ее по демпинговым ценам. Меры, продиктованные, казалось бы, здравым смыслом, подчас не срабатывают или приводят к результату, обратному ожидаемому. Так, реализация конфиската, проще говоря, изъятой у браконьеров рыбы, привела к появлению цепочки скупщиков, наживающихся на продаже и перепродаже улова. «Мы уже почти потеряли осетровых, сибирский осетр внесен в Красную книгу, – сказал М. Куманцов. – А ведь Тюменская область – уникальная территория по водоемам. Здесь обитает 99 процентов сиговых рыб, такие ценнейшие виды, как чир, нельма. Надо сделать все возможное, чтобы сохранить это богатство для наших детей и внуков».
Обеспокоенность Михаила Куманцова разделил его коллега Виктор Сидоренко. Трудно противостоять браконьерам, когда их промысел приносит сверхприбыли. Например, копченая спинка вкуснейшего муксуна стоит более тысячи рублей за килограмм. Поэтому не случайно 50‑60 процентов муксуна на рынке имеет браконьерское происхождение. Положение усугубляется до обидного малым штатом инспекторов рыбоохраны, а порой откровенной бедностью «голубых патрулей». «Нашим инспекторам приходится привлекать к рейдам общественность, активистов рыболовных клубов, которые готовы помочь техникой, бензином, снаряжением, – поделился Виктор Сидоренко. – В эти клубы входят серьезные, состоявшиеся люди, которых тоже возмущает бардак на водоемах».
Перспективы есть
На противоречивой ноте прозвучала тема строительства рыбозаводов и в целом воспроизводства водных биологических ресурсов. С одной стороны, обидно, когда «голубым урожаем», с таким трудом и затратами выращенным из икринок и молоди, пользуются любители дармовщины. С другой – высокотехнологичное рыбоводство сегодня едва ли не единственная надежда на сохранение ценнейших видов сибирских рыб, для которых скоро не хватит страниц в Красной книге.
По словам Александра Литвиненко, в этом деле наметились подвижки: в нынешнем году в водоемы выпущено свыше 20 млн молоди сига – вдвое больше, чем в прошлом. Силами трех регионов – Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов строится крупный завод в ХМАО, где будут нагуливать жирок свыше 30 млн мальков муксуна, 2,5 млн осетра, а также нельмы и других серебристых деликатесов. Комплекс рыборазводных хозяйств появится в Тобольске.
Скоординировать усилия рыбоводов и рыболовов призвана программа развития рыбного хозяйства юга Тюменской области, которая появится в обозримом будущем. В этом вопросе у нашего региона имеются хорошие перспективы. Область богата геотермальными водами, которые являются своего рода катализатором роста икринок и мальков; достаточно сказать, что осетр, взращенный в тепле источника, за год нагуливает до двух килограммов веса. «Это альтернатива браконьерству», – считает М. Куманцов.
Другой альтернативой может стать наведение порядка в выдаче квот на вылов рыбы, контроль за их соблюдением и не в последнюю очередь меры, которые заставят рыбаков почувствовать себя рачительными хозяевами своих водоемов, а не временщиками на час у реки или озера. Михаил Куманцов подчеркнул, что решительный отпор браконьеру может и должен дать сам рыбак, если предоставить ему в долгосрочную аренду участок водоема с правом многолетней пролонгации договора. Тогда разговор с браконьером, пробравшимся в чужие владения, будет коротким и, скорее всего, крутым. «Закрепление рыбопромысловых участков через конкурс – удар по браконьерству», – утверждает Михаил Куманцов.
Добавить комментарий