Экомаркировка или приманка для покупателя
Успешная сертификация по стандартам MSC ведущих российских промыслов отнюдь не гарантирует доступность для населения экологически ответственной рыбной продукции.
3 декабря в Москве прошел круглый стол на тему «От ответственного рыболовства к экологически ориентированному рыбному рынку», организованный Морским попечительским советом (MSC) при поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF). Организаторы постарались собрать на одной площадке все заинтересованные стороны – рыбаков, переработчиков, ретейлеров, представителей органов власти и общественных организаций. Они обсудили перспективы и направления развития MSC-сертификации в России, а также трудности, с которыми компании сталкиваются на этом пути.
Как сообщает корреспондент Fishnews, на встрече директор по региону Европы MSC Камиль Дерикс представил Морской попечительский совет как независимую международную некоммерческую организацию, созданную с целью сохранения биоресурсов Мирового океана и перевода рыбного рынка на устойчивую основу. С помощью программы сертификации и экомаркировки она осуществляет поощрение экологически ответственной практики рыбного промысла и влияет на выбор потребителей при покупке морепродуктов.
В ходе сертификации важнейшими критериями являются здоровье популяция, сохранение функций экосистемы и оценка управления промыслом. Ярлык MSC гарантирует прослеживаемость продукции с момента ее вылова и до прилавка. Сертификации подвергается не только промысел, но и вся цепочка предприятий, которую проходит рыба по пути к столу.
По словам Камиля Дерикса, для многих стран характерен растущий интерес населения к информации о состоянии промыслов и охране экосистем. Как следствие – увеличивающийся спрос на продукцию устойчивого рыболовства, который подталкивает производителей к участию в программе MSC-сертификации. В настоящее время в программе Морского попечительского совета участвует около 315 рыбопромысловых компаний по всему миру.
В нашей стране за период 2009-2013 гг. сертификацию по стандартам MSC успешно прошли несколько промыслов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке, промысел трески и пикши в Баренцевом море, и самый масштабный российский проект – промысел минтая в Охотском море. Руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев отметил важность этого события, подчеркнув, что несмотря на изначально негативное отношение к тому, что «какая-то иностранная организация сертифицирует наш российский промысел», в ходе этого процесса все стороны показали достойный пример международного сотрудничества.
По мнению Александра Савельева, в России растет интерес к рыбе и морепродуктам, и «круглый стол может способствовать развитию спроса на продукцию экологически ответственных промыслов». «Чем больше мы будем информировать об экологических, экономических и потребительских преимуществах продукции, сертифицированной и маркированной по стандартам MSC, тем более качественным станет рыбное меню наши соотечественников», – заявил он.
Исполнительный директор Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак признался, что когда проект по сертификации только начинался в 2008 г., основным мотивом был коммерческий интерес, поскольку минтай – преимущественно экспортный продукт, а сертификат MSC является важным элементом конкурентоспособности на мировом рынке. «С тех пор прошло пять лет, рынок изменился. И сейчас сертификат MSC для АДМ эволюционировал из коммерческого проекта в проект по развитию устойчивости и созданию новых ценностей для потребителей», – рассказал он.
В ходе сертификации система управления рыболовством в РФ и отраслевая наука проходили очень жесткий экзамен как со стороны международных экспертов, так и конкурентов российских рыбаков и успешно сдали его. Тщательной оценке подверглись и российские рыбоперерабатывающие компании, что позволило получить MSC-сертификат цепи прослеживаемости, который подтверждает наличие эффективной системы по контролю за продвижением продукции от производителя к потребителю. По мнению Алексея Буглака, «теперь покупатели минтая могут быть уверены в устойчивости источников сырья, в устойчивости промысла минтая в Охотском море, а также в полной прослеживаемости и прозрачности продукции из минтая, которая поступает на прилавки магазинов».
Даже пройдя сертификацию, российские рыбопромышленники продолжают предпринимать шаги по улучшению промыслов, подтвердил вице-президент Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат» по международным вопросам Сергей Сенников. Холдинг первым на Северном бассейне получил сертификат MSC на промысел трески и пикши в 2010 г., который сопровождался рядом условий и рекомендаций. Спустя три года большая часть замечаний устранена и повторную сертификацию в 2015 г. компания планирует пройти без дополнительных условий.
«Для нас инструмент MSC – это определенный маркетинговый ход, чтобы продвигать эту продукцию и чем-то выделить ее на рынке. В первую очередь это происходит благодаря тому, что рынок рыбного филе – это все-таки рынок однотипного продукта», – объяснил свою позицию гендиректор смоленского ООО «Фаворит-Продукт» Владимир Астафуров, одного из немногих рыбоперерабатывающих предприятий, получивших заветный сертификат. С его точки зрения, сертификат MSC – это гарантия определенного происхождения рыбы. Хотя есть сомнения в том, что покупатель без специальных знаний сможет отличить эту маркировку от знаков качества и других ярлыков. К тому же большой проблемой остается сертифицированное сырье – рыболовные компании пока не видят смысла разворачивать свои объемы на внутренний рынок.
Международные ретейлеры смотрят на экосертификацию благосклонно. Представитель «МЕТРО Кэш энд Керри» Алексей Коваленок сообщил, что с прошлого года компания запустила программу рационального использования ресурсов, в рамках которой от всех поставщиков рыбной продукции требуют предоставлять определенную информацию о ее происхождении. Торговую сеть привлекают в сертификации и более практические вещи, прежде всего, это касается прослеживаемости и борьбы с фальсификацией продукции.
В «МЕТРО» признают, что количество поставщиков с сертификатом MSC на российском рынке на сегодняшний день настолько незначительно, что даже нет смысла выделять под сертифицированные продукты отдельную секцию в торговом зале. Внедрять MSC-сертификацию в качестве обязательного требования в ближайшее время сеть не планирует, однако рассматривает такую возможность для поставщиков товаров, реализуемых под собственной торговой маркой.
Вместе с тем, в необходимости развития и продвижения сертификации по стандартам MSC убеждены далеко не все участники рынка. «Мнения по данному вопросу неоднозначны. Я воспринимаю любую сертификацию, в том числе MSC, как торговый барьер, который мешает зайти на рынок и к тому же приводит к увеличению стоимости рыбопродукции», – поделился опасениями президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин.
«На внешних рынках мы, к сожалению, не вправе диктовать условия. Правила, которые существуют в той же Европе, где без MSC-сертификата реализовать продукцию невозможно, это данность, с которой приходится считаться. Поэтому наши предприятия, для того чтобы расширить сферы сбыта своей продукции, идут на получение этого сертификата и тратят деньги, в том числе на его последующее подтверждение. Но что касается внутреннего рынка, мы категорически не согласны. По сути продукция, которая имеет сертификат, ничем не отличается от продукции без сертификата, а стоит дороже. Мы считаем, что это неправильно. Рыба, которую добывают наши рыбаки, – это законная продукция, выловленная в экологически чистых районах с соблюдением всех требований кодекса ответственного рыболовства», – убежден глава ВАРПЭ.
Fishnews
Добавить комментарий