Тернистый путь отечественной рыбы
Россельхознадзор осуществляет массовые задержки продукции не по ветеринарным основаниям, а по иным, не относящимся к его полномочиям и ветеринарному контролю и надзору причинам.
К такому выводу приходят авторы итогового доклада [http://www.fishnews.ru/news/22527] «О проблемных вопросах регулирования рыбного рынка РФ и предложениях по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере государственного ветеринарного контроля и надзора», подготовленного Комиссией РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре. В Российском Союзе промышленников и предпринимателей проанализировали действующую процедуру оформления продукции от момента подачи пакета документов до отправки товара покупателю на внутренний рынок, а также выявили ряд административных барьеров.
Как сообщает корреспондент Fishnews, до подхода судна с продукцией на борту грузовладелец подает в управление Россельхознадзора копии коносамента, качественного удостоверения, судовых суточных донесений (ССД), сертификатов соответствия (или деклараций о соответствии). Затем происходит сверка документов. То есть инспектор Россельхознадзора не производит на этом этапе ветеринарный надзор, а занимается тем, что сверяет данные, указанные в коносаменте и качественных удостоверениях, с данными ССД с целью обнаружения каких-либо несоответствий по датам вылова, выработки продукции и т.д., тем самым дублируя функции инспекторов ГМИ Пограничной службы ФСБ России и территориальных управлений Росрыболовства, выдающих сертификаты о происхождении уловов. От общего количества задержаний продукции Россельхознадзором до 98% случаев приходится именно на этот – документальный этап. Об этом свидетельствуют приведенные в докладе данные самого управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, через которое проходит основная масса доставляемой на берег отечественной рыбопродукции. Так, в 2012 г. сотрудники управления РСХН выявили 6 232 правонарушения, но при этом количество проведенных ими ветеринарно-санитарных обследований с целью подтвердить нарушения исчисляется многократно меньшей цифрой – 148. Годом раньше эти показатели также различались – 6069 выявленных нарушений и 126 случаев обследования. Таким образом, констатируют в Российском Союзе промышленников и предпринимателей, 98% выявленных Россельхознадзором нарушений не являются нарушениями санитарных показателей, установленных в процессе лабораторных исследований, а представляют собой несоответствия в документах, выданных различными территориальными подразделениями федеральных органов власти. Но управление РСХН квалифицирует такие случаи как нарушения ветеринарно-санитарных норм.
Если же инспектор Россельхознадзора на этапе документальной проверки не обнаружил опечаток и несоответствий, то он ставит в бумагах отметку «КОПИИ ПОЛУЧИЛ» и начинается процедура исследования соответствия продукции ветеринарно-санитарным требованиям. Она состоит из визуального осмотра и лабораторных экспертиз. Продукция перегружается из трюмов в наземные транспортные средства или на склад и предъявляется для визуального досмотра отдельно по каждому наименованию и по каждому изготовителю. Прибытие инспектора осуществляется на основании поданной ранее заявки и только с 9 до 18 часов исключительно в рабочие дни. Проверяется соответствие маркировки на упаковке ГОСТУ, технические условия, дата производства, указанная в качественном удостоверении. При обнаружении продукции с датами, не указанными в качественном удостоверении, вся продукция этого изготовителя задерживается для дальнейшего выяснения. В РСПП считают, что существующая система ветеринарного оформления заведомо увеличивает сроки пребывания продукции в портах, а также затраты компаний на погрузочно-разгрузочные работы и складское хранение.
Кроме того, применяется тотальный лабораторный контроль каждой партии рыбопродукции, что противоречит положениям ведомственных документов самого Россельхознадзора. К примеру, Приказ Министерства сельского хозяйства № 462 «Об утверждении Правил ветеринарно-санитарной экспертиза морских рыб и икры» предписывает проводить лабораторные исследования в случае возникновения сомнения в их безопасности при наличии характерных признаков, указанных в приложении к Правилам. При этом подведомственные Россельхознадзору лаборатории понуждают предприятия представлять для исследований каждую партию продукции в отдельности по датам, несмотря на то, что согласно все тем же Правилам партия продукции определяется по «одной или нескольким датам изготовления». В связи с этим ветеринарный контроль является для бизнеса и отечественного рыбного рынка затратным не только по времени, но и по денежным средствам.
В 2013 г. ФГБУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» и ФГБУ «Сахалинская ветеринарная лаборатория» установили минимальные расценки на лабораторные исследования в размере 17 тыс. рублей за каждую партию лососевой икры. Даже при условии объема минимальной партии в одну тонну, предполагают в РСПП, за лососевую путину на Сахалине при выработке 7 тыс. тонн икры общий объем изъятого у бизнеса в пользу лабораторий достигнет 119 млн. рублей.
«Анализ нынешней системы ветконтроля и надзора показывает, что мы теряем по срокам оформления от 10 до 20 дней, а финансовые потери рыбодобывающих предприятий вместе косвенными затратами, по экспертным оценкам, составляют порядка 3,7 млрд. рублей в год, - отмечает президент ВАРПЭ Александр Фомин. - Мы, безусловно, поддерживаем предложение РСПП о том, чтобы ветсанэкспертиза и выдача ветеринарных сертификатов не распространялись на морскую рыбу и рыбопродукцию. Тем более что до 2008 г. в Российской Федерации, а ранее в Советском Союзе, успешно действовала система ветеринарного контроля только в отношении свежей и живой рыбы, реализуемой на рынке, к морским уловам и произведенной из них продукции она не применялась».
В то же время, отмечает председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев, стоит обратить внимание на тот факт, что ветеринарное оформление импортной рыбы сейчас происходит быстрее, чем ветеринарное оформление российской рыбы, добытой в российских водах и поставляемой на российский рынок. «Никакой инспектор Россельхознадзора не имеет возможности так «упражняться» с партией импортной рыбопродукции, как это происходит с российской рыбой. Мы считаем, что дискриминационный подход к российской рыбе со стороны Россельхознадзора во многом тормозит поставки отечественной рыбопродукции на внутренний рынок. Импорту дают «зеленый» свет, а что в результате? По данным Роспотребнадзора, качество импортной рыбопродукции гораздо хуже, чем качество российской рыбы».
Fishnews
Добавить комментарий