Соль, спички и минтай

 
4 февраля 2014 09:00   259 просмотров
 

По итогам 2013 г. Федеральная антимонопольная служба отрапортовала сразу о трех громких успехах в рыбной отрасли – раскрытии картелей в сфере добычи минтая, поставок на российский рынок импортного лосося и пангасиуса.
О результатах борьбы с картелями 3 февраля на пресс-конференции рассказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Александр Кинёв. Свой доклад он проиллюстрировал примерами наиболее громких расследований, которые вела ФАС в 2013 г. В их числе оказались так называемый «минтаевый картель» [http://www.fishnews.ru/rubric/fas-i-ryba/6313] и дело об импорте вьетнамского пангасиуса [http://www.fishnews.ru/rubric/fas-i-ryba/7254], а соглашение между поставщиками норвежской рыбы [http://www.fishnews.ru/rubric/fas-i-ryba/6975] попало в категорию самых опасных среди антиконкурентных соглашений, поскольку связано с нарушением сразу двух статей закона о защите конкуренции: статьи 11 (картель) и статьи 16 (антиконкурентные действия органов власти).
Несмотря на солидную долю рыбной тематики в докладе об успехах антикартельной кампании, замглавы ФАС крайне болезненно воспринял любые попытки уточнить факты по этим делам. В частности, он упорно отрицал упоминание руководящих лиц Россельхознадзора в решении по делу о норвежской рыбе, хотя в 80-страничном документе конкретные фамилии указывались не раз. Заявив о том, что Россельхознадзор «осуществлял административное прикрытие данного картеля», он сразу поспешил оговориться что ФАС «выносит свои решения в отношении хозяйствующих субъектов и органов власти как публичных правовых образований» и «не рассматривает действия конкретных должностных лиц в своих решениях».
«В делах о нарушении антимонопольного законодательства мы устанавливаем вину конкретных юридических лиц либо органов власти в тех действиях, которые мы квалифицируем как нарушение законодательства о защите конкуренции. Так же и в этом деле было. Никаких конкретных фамилий мы не называли, было квалифицировано нарушение со стороны федерального органа исполнительной власти в лице Россельхознадзора», – озвучил свою позицию чиновник.
Точно так же он уклонился от прямого ответа на вопрос корреспондента Fishnews о причинах повышенного внимания ФАС к рыбодобытчикам, если в исследовании антимонопольной службы, опубликованном в 2011 г., говорилось о том, что большая часть наценки на рыбу – до 70% – образуется в «серой зоне» (посредники и торговые сети). «Я не знаю, почему вы считаете, что в так называемой «серой зоне» ФАС России ничем не занимается», – возмутился Александр Кинёв.
Однако от конкретных примеров деятельности ФАС в этом направлении он воздержался, предложив изучить включенные в презентацию выдержки из соглашений между дальневосточными компаниями и Ассоциацией добытчиков минтая об ограничении объемов выпуска икры минтая и разделении промысла на сезоны «А» и «Б». «Это соглашения, мимо которых не мог пройти ни один сотрудник антимонопольных органов, когда черным по белому написаны совершенно неконкурентные условия, стоят подписи, печати соответствующих должностных лиц», – заявил замруководителя ФАС.
Он отказался пояснить, как связано ограничение выпуска икры минтая, которая целиком идет на экспорт, с объемами минтаевой продукции в виде мороженой рыбы и филе, поступающих на российский рынок, отметив слишком узкую специализацию вопроса «на пресс-конференции, которая посвящена итогам работы ФАС России по целому направлению за целый год». Но тут же добавил, что идет речь не об икре минтая, а «об антиконкурентном соглашении, которое на протяжении ряда лет существовало между компаниями, работающими на этом рынке».
Сводить дело только к «дискуссии вокруг того, сколько икры минтая должно было быть добыто», по мнению Александра Кинёва, «совершенно бессмысленное занятие». Поэтому Федеральную антимонопольную службу совершенно не смущает отсутствие в этом деле пострадавших от «картельного соглашения». «Антимонопольный орган занимается узкой специальной задачей, он защищает конкуренцию, является правоприменительным контрольным органом в вопросах защиты конкуренции. Поэтому первый вопрос, который мы исследуем, когда рассматриваем дело: была ли ограничена конкуренция, насколько и в связи с какими обстоятельствами», – резюмировал представитель ФАС.
Его точку зрения не разделяют руководители крупнейших российских рыбохозяйственных объединений, которые уверены, что выводы антимонопольного ведомства противоречат экономическим интересам Российской Федерации и ослабляют конкурентные позиции российских рыбопромышленных предприятий на мировом рынке. В конце прошлого года президент ВАРПЭ Александр Фомин, председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев, председатель «Рыбного союза» Юрий Алашеев и президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев направили письмо в адрес председателя Правительства России Дмитрия Медведева [http://www.fishnews.ru/rubric/fas-i-ryba/7560], в котором изложили аргументы в поддержку действий дальневосточных рыбопромышленников.
Критика со стороны экспертного сообщества не помешала ФАС включить «дело о минтаевом картеле» в сборник своих лучших практик, выпущенный осенью 2013 г. «Мы сделали сборник, назвали его «От спичек до соли», учитывая, что каждое наше расследование имеет кодовое условное наименование. В этот сборник были включены наши лучшие дела, порядка 30 дел, которые мы считаем самыми интересными и важными в методическом плане», – поделился на пресс-конференции один из авторов брошюры Александр Кинёв.
Fishnews

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/rubric/fas-i-ryba/7791
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.