Станислав СТАНДРИК (Руководитель ФГУП «Нацрыбресурс» ) – Курс навстречу бизнесу
Проблемы обновления и модернизации актуальны не только для стареющего рыбопромыслового флота. В не менее удручающем состоянии в нашей стране находится и портовая инфраструктура. Отечественные порты вчистую проигрывают иностранным – как по скорости и простоте процедур оформления судов, так и по уровню предлагаемых услуг. В рамках действующей федеральной целевой программы ФГУП «Нацрыбресурс» смогло приступить к разработке проектов реконструкции части причальных сооружений в рыбных портах. Но срок действия программы был сокращен, уже в следующем году ей на смену придет госпрограмма, рассчитанная до 2020 г. Как отразится запуск новой отраслевой ФЦП на курсе развития российских портов и каким направлениям деятельности ФГУП «Нацрыбресурс» намерено уделять приоритетное внимание – об этом журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал руководитель предприятия Станислав Стандрик.
- Станислав Евгеньевич, что сегодня из себя представляет ФГУП «Нацрыбресурс» и какие у него основные задачи?
- ФГУП «Нацрыбресурс» – это подведомственная организация Росрыболовства, основной деятельностью которой является управление рыбными терминалами морских портов. Соответственно, на сегодняшний день мы продолжаем оптимизировать и упорядочивать хозяйство, ведем оформление имущественного комплекса. Дело в том, что большое количество имущества было передано нам с ненадлежаще оформленными или вовсе не оформленными земельными участками. Сейчас мы занимаемся кадастрированием и оформлением всего комплекса объектов по различным портам. Эта работа уже близится к завершению.
Мы также ведем масштабную работу по оптимизации переданного нам флота в количестве 28 единиц. За 2011 год нам удалось списать часть рыбопромысловых судов, которые на момент передачи находились в ненадлежащем техническом состоянии. Поскольку возраст этих судов превышал 25-30 лет, не было никакого смысла ремонтировать их и вновь вводить в эксплуатацию. Кроме того, на Дальнем Востоке у нас нет промышленных квот. Поэтому часть флота мы передали в казну, а часть списали.
Не скрою: мы в своей деятельности оглядываемся на практику работы Росморпорта. Это крупная, успешная организация, которая управляет значительно большим имуществом, чем у нас, а именно – морскими портами, транспортными терминалами. И она не принимает на баланс и старается не приобретать суда старше 15 лет, что в общем-то совершенно правильно, поскольку иначе затраты на ремонт и эксплуатационное обслуживание исключают возможность их безубыточной эксплуатации.
Очень много имущества нам досталось в состоянии арбитражных разбирательств, с обанкротившимися арендаторами. Приходится заниматься и этим тоже. Могу сказать, что на сегодняшний день на 95% проблемы с арбитражами или со спорными арендаторами мы практически разрешили.
Также мы провели оптимизацию структуры самой организации, значительно сократив штат – до 30% персонала по России, отстроили управление экономикой и финансами, которое сейчас централизованно осуществляется из Москвы. Только на днях у нас закончила работу Счетная палата, проверявшая результаты нашей деятельности в течение последних трех лет. Полный отчет аудиторов будет готов к концу марта, но думаю, что каких-то серьезных нареканий или явных нарушений быть не должно.
- Какие ближайшие планы развития у вашей организации?
- В настоящее время мы совместно с Росрыболовством и Минэкономразвития работаем над новой редакцией федеральной целевой программы до 2020 г. в части, которая отведена для реконструкции рыбных терминалов морских портов. И там мы закладываем уже такие экономические показатели и расчетные цифры, которые на сегодняшний день вполне соответствуют рыночным ценам и за которые потом не придется краснеть. Предварительные расчеты еще в прошлом году видел Минэкономразвития. В министерстве согласились, что они соответствуют действительности и нынешним реалиям.
Основной акцент мы, конечно, будем делать на реконструкции причальных сооружений, развитии береговой инфраструктуры и создании условий для бизнеса. Это касается не только работы ФГУП «Нацрыбресурс» на портовых территориях, но и стимулирования деятельности арендаторов. В принципе ФЦП в большей степени нужна как самоцель не нам, а тем экономическим субъектам, которые сейчас работают в портах. Реконструкция приведет к улучшению качества гидросооружений, а значит, и к расширению возможностей их эксплуатации. Поэтому сейчас мы сосредотачиваем внимание на оптимизации и упорядочивании деятельности в области эксплуатации причалов.
Нам требуется синхронизация деятельности со структурами Росморпорта – все-таки мы находимся в рамках одного порта. Может быть, нам удастся вернуть какие-то функции и полномочия, которые были раньше у рыбных портов, а на данный момент мы фактически находимся в роли статистов. Конечно, объемы перевалки рыбной продукции и генеральных грузов несопоставимы. Но не надо забывать, что экспорт угля – это просто бизнес, а поставка рыбы на берег, ее обработка и наличие на прилавках российских магазинов – это здоровье населения и продовольственная безопасность страны.
Ну и, конечно, в планах у нас – привлечение внебюджетных инвестиций, в том числе от Управляющих компаний пенсионных фондов, в концессионные соглашения. У Управляющих компаний сегодня есть желание и интерес инвестировать пенсионные «длинные» деньги в объекты инфраструктуры. А в России за последние годы наконец-то заработали механизмы, в соответствии с которыми стало понятно: как госимущество поступает в эту концессию, как оно там эксплуатируется, как инвестировать, каким образом и в течение какого срока из концессии имущество возвращается государству.
Уже есть законодательная база и практика применения таких механизмов. Остается чисто коммерческая работа – поиск операторов, которые будут заинтересованы в том, чтобы в их порты и объекты инфраструктуры инвестировали таким образом, а в дальнейшем совместная эксплуатация объектов. Данное направление представляется нам довольно перспективным. Мы предпочитаем двигаться параллельными путями: сколько-то средств на реконструкцию нам выделит федеральный бюджет, остальные деньги мы будем пытаться искать на стороне – у частных компаний, Управляющих компаний пенсионных фондов и инвестфондов.
- Вы уже упомянули, что ФГУП «Нацрыбресурс» сохраняет за собой миссию по реконструкции переданных вам сооружений – созданию удобной и качественной портовой инфраструктуры для рыбопромыслового флота и компаний, осуществляющих сопутствующий бизнес. Какие действия вы предпринимаете в этом направлении и с какими проблемами при этом сталкиваетесь?
- Безусловно, повышенное внимание мы планируем уделять вопросам обследования гидросооружений. Ни для кого не секрет, что наиболее изношенное имущество находится как раз в рыбных терминалах морских портов. По допустимым нагрузкам это всегда были самые слабые причалы, а в 1990-е – начале 2000-х гг. на них обрабатывали генгрузы, работа велась бесконтрольно, нарушались технологические требования эксплуатации, и поэтому многие из них находятся в плачевном состоянии.
Масштабной реконструкции не было уже очень давно. Если Росморпорт в последние годы профинансировал соответствующих работ на более чем 70 млрд. рублей, то мы, получив эти объекты три года назад, почти ничего туда не вкладывали. Доход от аренды либо отсутствовал, либо был столь незначительным, что позволял содержать только офисную инфраструктуру и положенное по штату количество людей в филиалах. Сейчас мы заканчиваем проектные работы в рамках ФЦП по ряду портов и надеемся в ближайшее время приступить к их реконструкции.
К сложностям, с которыми мы сталкиваемся, нужно отнести и большую запутанность имущественных отношений, связанную как с ненадлежащим оформлением, так и с приватизацией. Я надеюсь, что инспекторы Счетной палаты, которые здесь работали, тоже видели эту проблему. Речь идет о незаконной приватизации части имущества, входящего в единый комплекс причальных гидросооружений. В 1990-е гг. некоторые объекты, которые должны были идти в едином комплексе, странным образом оказались приватизированы – подкрановые пути, заправочные колонки. В большинстве случаев не было никаких законных оснований для включения этого имущества в приватизируемые активы, в частности это касается Петропавловска-Камчатского (там большие претензии) и Владивостока – по некоторым объектам. Мы продолжим решать эти вопросы в пользу отчуждения и возврата государству незаконно приватизированного имущества, прибегая, если нужно, к помощи компетентных органов.
Кроме того, в отрасли, как вы знаете, идет масштабная консолидация, приходят новые хозяева, в портах меняются собственники. Поэтому еще одной важной задачей для нас является пересмотр ранее заключенных, когда этим занималось другое ведомство, договоров аренды. Чтобы не доходило до абсурда, когда размер налога на имущество превышает сумму арендных платежей. Буквально за последние месяцы мы согласовали несколько больших договоров по Дальнему Востоку. Сейчас еще порядка 10-15 договоров ожидают пересогласования, переоценки и подтверждения Росимущества и Росрыболовства, что позволит нам аккумулировать значительно большие средства для проведения тех же обследований или текущего ремонта причалов.
- Как развивается идея создания рыбоперерабатывающего комплекса на Шпицбергене? Какое значение он имеет для Российской Федерации? Это скорее политический или все-таки бизнес-проект?
- Как член комиссии по Шпицбергену, председателем которой является первый вице-премьер Виктор Зубков, хочу сразу сказать, что результаты ее работы не являются публичными. Я могу выразить только собственное мнение, что развивать рыбопереработку – это скорее дело бизнеса, чем государства. Например, тот проект, который когда-то предполагался, был хорош в условиях тридцатилетней давности, поскольку его основной задачей являлось обеспечение работой избыточных трудовых ресурсов на Шпицбергене. На сегодняшний день «Арктикуголь», который является основным оператором на архипелаге, очень сильно оптимизировал численность персонала и у них нет лишних людей. Поэтому рабочих туда пришлось бы завозить вахтовым методом.
Модель бизнеса, с моей точки зрения, должна быть более сложной, чем просто строительство рыбопромышленного комплекса. Что касается того – политическая это задача или экономическая, то у нас есть международное соглашение с Норвегией. В этом международном соглашении за Российской Федерацией закреплены определенные права, и этими правами мы должны пользоваться и не отказываться от них. Ведь что такое Шпицберген, где он находится и почему он имеет такое значение для России – это комментировать, думаю, не надо.
Могу добавить, что есть заинтересованные коммерческие структуры, которые хотят развивать бизнес, связанный с рыбопереработкой, перевалкой рыбы, в том числе и на Шпицбергене, в сложной технологической цепочке.
- ФГУП «Нацрыбресурс» создало в своей структуре специальное управление инвестиционных проектов. Его задача – просчет бизнес-проектов и поиск наиболее выгодных вариантов для формирования предложений рынку и кредитным организациям. Бизнес уже откликнулся на этот шаг, есть предложения?
- Собственно говоря, об этом я уже начал говорить выше. Мы действительно создали такое управление, но, к сожалению, там пока всего два финансиста, которые занимаются в основном текущей работой. Управление было организовано в первую очередь для просчета наших проектов, которые связаны с рыбной инфраструктурой. Мы только начали этим заниматься. Например, на Дальнем Востоке, в частности в Приморье, в нашем филиале уже идет оценка перспектив возможного использования территорий – что и где можно сделать при реконструкции и каким образом, чтобы предложить что-то интересное бизнесу.
Есть у нас инфраструктурные проекты и на суше, связанные с хранением, переработкой и продажей рыбы, в том числе магазины «Океан». На днях руководитель Росрыболовства Андрей Крайний направил письмо на имя мэра Москвы Сергея Собянина в связи с согласовательными процедурами по передаче части имущества г. Москвы под магазины. На данный момент наши люди заняты работой над 5-6 объемными проектами, которые могут быть потенциально интересны и для коммерческих организаций. Поскольку мы находимся, можно сказать, в привилегированном положении и видим общие инфраструктурные тенденции, то пробуем выполнять такую функцию в частно-государственном партнерстве.
Ведь по тем же магазинам, если эта тема, наконец, начнет развиваться, по крайней мере, в Москве, мы будем в основном инструментом, а не управляющей компанией. То есть мы примем эти помещения, совместно с Росимуществом оценим их и постараемся, соблюдая закон, дать достаточно низкую льготную ставку для предпринимателей, поскольку не секрет, что розничная торговля рыбой – не самый высокомаржинальный бизнес. И после этого мы будем выбирать управляющую компанию, которая будет заниматься непосредственно реализацией проекта. То же самое касается вопросов хранения, логистики, развития оптового кластера в Подмосковье. Мы сейчас ведем переговоры с несколькими международными компаниями, общаемся уже на стадии определения дорожной карты нашего дальнейшего развития.
- Иными словами, со стороны бизнеса интерес присутствует?
- Безусловно, поэтому мы очень серьезно относимся к этому проекту. Не хотелось бы опять «выпустить пар в свисток», наобещать кому-то чего-то и не выполнить. Поэтому мы рассчитываем все очень скрупулезно. Здесь очень много инженерных вопросов, земельных, административных, согласовательных. Мы пытаемся взять на себя самые сложные бюрократические процедуры, чтобы потом бизнес уже смог бы сосредоточиться на решении коммерческих задач, а не занимался борьбой с волокитой.
На самом деле мы для себя сделали очень много открытий, когда два года назад начали исследовать эту сферу. У нас многие говорят о рыбных рынках, но рыбный рынок актуален именно свежей рыбой и в портовом городе – причем рынок компактный, где вся продукция сразу расходится по домам, магазинам и ресторанам. Если же говорить о мегаполисе или конгломерате городов, то здесь актуален мощный оптово-логистический комплекс, который предусматривает множество видов деятельности: от торговли рыбой, мясом и другими продуктами питания до продажи сопутствующего оборудования, услуг, производственных предприятий, транспорта и т.д.
8- В хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс» находится павильон № 38 «Рыболовство» на ВВЦ. После того как он был отремонтирован, там состоялась коллегия Росрыболовства, выставка «Экспофиш», а затем еще ряд мероприятий. Вы отмечали, что павильон подходит скорее для проведения семинаров и конференций, чем масштабных отраслевых выставок. Насколько сейчас востребован павильон в этом качестве?*
- Да, это правда. Мы периодически проводим там различные конференции, совещания, раз в несколько месяцев – небольшие мелкоформатные выставки. В середине мая будем повторять узкоспециализированную рыбацкую выставку Fly Day Russia, это нахлыстовики – своеобразная элита любительского рыболовного спорта.
И все-таки мы акцент не меняем. В павильоне можно устроить хорошую презентацию, конференцию, большое совещание. Но если бы мы взялись с большим запасом времени и бюджетом, в том числе рекламным, за «Экспофиш» даже в прошлом году, мы бы не поместились в рамках одного павильона и экспозицию пришлось бы переносить. Но от «Экспофиш» мы не отказываемся, и в рамках этой выставки наш павильон, безусловно, будет задействован. В следующий раз выставка пройдет в 2013 г. По мнению рыбаков, раз в два года – это оптимальный срок, и предварительных заявок на будущий год уже достаточно много.
Что касается самого павильона, то мы не отказываемся от идеи организации в нем центра любительского рыболовства. Напомню, в феврале 2012 года ряд общественных организаций, занятых развитием и популяризацией любительского рыболовства, учредили Фестиваль «Народная рыбалка». Это общественная инициатива в чистом виде. В январе на совещании у премьер-министра Владимира Путина такое предложение прозвучало от одного из рыбаков-любителей, и люди эту идею поддержали. Первый этап фестиваля мы провели на Можайском водохранилище: рыбаки-любители с большим энтузиазмом включились в этот проект. В плане организации мероприятия нас очень активно поддержало Росрыболовство, помогла и администрация Московской области. Для проведения других этапов фестиваля сейчас рассматриваются Самара, Казань и другие российские регионы.
Кроме того, небольшую часть неиспользуемых помещений павильона на ВВЦ мы при помощи спонсоров, скорее всего, сдадим в аренду под детскую рыболовную школу. И мы обязательно постараемся воплотить в жизнь идею создания на базе павильона выставочного аквариумного комплекса. Все, что касается технологических процессов – подготовка воды, цеха передержки, аквариумы – все это уже есть. Сейчас несколько дизайнерских компаний прорабатывает варианты того, как это может выглядеть в реальности. Если ВВЦ снова станет одним из центральных парков отдыха и новое руководство сумеет привлечь сюда публику, то двери большого московского аквариума в рамках павильона «Рыболовство» будут открыты для всех. Но это в действительности не будет мешать плановому проведению выставок и других мероприятий.
Анна ЛИМ, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Апрель 2012 г.
Добавить комментарий