Расширенное заседание Коллегии Росрыболовства состоялось 16 марта в Москве.

 
26 апреля 2012 10:00   632 просмотров
 

Проанализировав итоги работы рыбохозяйственного комплекса в 2010 году, представители Правительства РФ, руководства отрасли, заинтересованных ведомств, рыбопромышленных объединений и организаций обозначили задачи на ближайшую перспективу.

Среди достижений отрасли в своем докладе руководитель Росрыболовства Андрей Крайний отметил успешное преодоление планки по вылову водных биоресурсов в 4 млн. тонн, что стало лучшим результатом за последние 10 лет. Объем производства товарной пищевой рыбной продукции в 2010 г. составил 4,6 млн. тонн. Доля рыбной продукции отечественного производства на внутреннем рынке составила 77,5% и вплотную приблизилась к значению, рекомендованному доктриной продовольственной безопасности (80%).

Положительная динамика происходила на фоне сравнительно постоянной ресурсной базы. Поэтому рост вылова в 2010 г. по большей части был обеспечен совершенствованием нормативной базы и управленческими решениями в области рыболовства. За прошлый год было принято 15 постановлений и более 30 распоряжений Правительства РФ, подготовленных Росрыболовством, а также издано 77 нормативных правовых актов самого ведомства. При этом руководство отрасли не намерено в ближайшее время кардинально менять действующее законодательство и выступает за то, чтобы в ближайшие годы закон о рыболовстве претерпевал бы минимальную трансформацию.

Андрей Крайний выделил основные направления работы по повышению эффективности рыбохозяйственного комплекса и выполнению возложенных на него задач по обеспечению населения качественной рыбной продукцией на 2011 год. В части совершенствования нормативно-правового регулирования одним из приоритетов он назвал принятие Федерального закона «Об аквакультуре», который в настоящее время проходит рассмотрение в Государственной Думе РФ.

«По данным ФАО, общемировой вылов и добыча водных биоресурсов составляет 160 млн. тонн. На долю Китая приходится 58 млн. тонн, из них аквакультура – 43 млн. тонн. То есть последние два десятилетия рост происходит не за счет увеличения вылова – он уже практически достиг предела, а за счет роста аквакультуры. И надо сказать честно, что это усиление, этот рывок Российская Федерация просто пропустила, – признал он. – В результате страна с огромным природно-климатическим, высоким интеллектуальным потенциалом и большим трудоспособным населением производит лишь 0,2% мировой продукции аквакультуры».

Между тем биологический потенциал внутренних водоемов и прибрежных морских акваторий Российской Федерации, пригодных для развития аквакультуры, может обеспечить ее производство в нашей стране в объеме до 3 млн. тонн. Росрыболовство подготовило проект Комплексной программы развития аквакультуры до 2020 г., на базе которой планируется разработать методические рекомендации по механизмам реализации региональных программ развития рыбоводства. «С созданием этой базы мы можем совершить решительный рывок вперед. Может быть, не по выращиванию лососевых, но по сиговым, по растительноядным, по моллюскам и беспозвоночным у нас есть колоссальный потенциал», – уверен глава отрасли.

Важным моментом стали изменения в области обеспечения качества и безопасности рыбной продукции, закрепленные распоряжением Правительства РФ № 56 от 21 января 2011 г. Росрыболовством подготовлен и в основном согласован с ведомствами законопроект, предусматривающий перераспределение полномочий в этой сфере. «Базовым является законодательная замена множества ветеринарных документов копией разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, в котором по итогам ежегодно проводимого государственного мониторинга будет указано, что район добычи ветеринарно безопасен», – подчеркнул Андрей Крайний.

В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ Владимира Путина Росрыболовством совместно с рыбацким сообществом разработана Стратегия развития рыбопромыслового флота, которая в ближайшее время будет представлена на Правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса. При этом докладчик отметил, что расширение ресурсной базы даже при условии модернизации флота невозможно без увеличения научных исследований, возрождения института промразведки, а также без соответствующих международных договоренностей.

В 2010 г. в этой сфере была проведена большая работа: заключены соглашения с Евросоюзом, с Бразилией, Венесуэлой, Кубой, Абхазией, Намибией, Никарагуа, Республикой Перу, Сенегалом, Королевством Марокко, Китаем и Японией об организации использования водных биоресурсов в их исключительных экономических зонах. Также подписана Конвенция о сохранении промысловых ресурсов в открытом море южной части Тихого океана и управления ими.

Руководитель Росрыболовства отметил возросший уровень конкуренции среди стран, осуществляющих рыболовство, за право использования водных биоресурсов, особенно наиболее ценных видов рыб, а также за рынки сбыта рыбопродукции. Так, увеличение ОДУ минтая для рыбаков США на 56% «продиктовано не столько биологическими, сколько экономическими и политическими причинами». «Кроме того, отечественные рыбаки испытывают значительные трудности при сертификации по нормам MSC. Если мы не пройдем ее в 2011 г., Евросоюз будет для нас фактически закрыт», – указал Андрей Крайний.

Прирост добычи ВБР, по мнению Росрыболовства, может дать и более полное освоение квот в российских водах. Руководитель ведомства сообщил об уже начатой работе по расторжению договоров пользования водными биоресурсами с предприятиями, которые в течение двух лет осваивали менее половины выделенных им ресурсов. В частности, предполагается расторгнуть договоры с 362 пользователями, 257 из которых – дальневосточные предприятия.

В наступившем году ФАР продолжит активное противодействие браконьерскому промыслу. Причем это касается как профилактики нарушений на внутренних водоемах Российской Федерации, так и борьбы с незаконной добычей морских биоресурсов судам под «удобными» флагами. Наиболее актуальна эта проблема для Дальнего Востока, где объемы ННН-промысла и теневого экспорта ВБР в государства Азиатско-Тихоокеанского региона в разы превышают данные официальной таможенной статистики.

Не обошел вниманием Андрей Крайний проблему коррупции внутри самого ведомства. «Ожидаемый перелом так и не наступил. В 2010 г. снова имели место негативные проявления, связанные с вымогательством служащими Росрыболовства незаконного денежного вознаграждения от браконьеров и законопослушных граждан, пособничеством одиночным браконьерам и преступным группировкам в совершении противоправных деяний в сфере рыболовства», – заявил он.

В прошлом году в отношении работников Росрыболовства было возбуждено 52 уголовных дела. Некоторые из них имели большой общественный резонанс и нанесли ощутимый урон имиджу и репутации федерального агентства.

Неожиданной болевой точкой в этом году оказалось обеспечение безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота. Причинами чрезвычайной ситуации в Сахалинском заливе названы нетипичная для этого периода времени гидрометеорологическая обстановка и грубое нарушение требований безопасности мореплавания капитанами судов, оказавшихся в ледовом плену. По словам Андрея Крайнего, анализ происшествия стал еще одним поводом для пересмотра существующей системы обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и функционирования системы управления безопасностью в рыбодобывающих компаниях. Федеральное агентство уже подготовило соответствующие предложения в Правительство РФ.

По-прежнему остро стоит проблема высокой маржи посредников оптового и розничного сектора, которая по некоторым видам рыбной продукции превышает 50% конечной стоимости. Несмотря на все усилия органов власти изменить это соотношение в пользу рыбаков не удается. «Анализ ситуации показывает, что на каждой операции происходит накрутка посреднических фирм. Цены увеличиваются в разы! Таким образом, рыбаки не получают той прибыли, на которую вполне могли бы рассчитывать, а все издержки непосильным бременем ложатся на конечного потребителя», – заявил руководитель Росрыболовства.

Выход он видит в создании сети магазинов «Океан», строительстве оптово-розничных рыбных рынков, где производители могли бы напрямую контактировать с потребителями, не переплачивая за услуги посредников. «На наш взгляд, можно подумать об образовании вертикально интегрированных структур. У нас наиболее эффективно работают те структуры, которые занимаются всем: и выловом, и переработкой, и реализацией. Можно подумать о создании инфраструктурной рыболовной корпорации», – предложил глава ведомства рыбопромышленникам.

«Во всяком случае, понятно, мы вышли на плато в 4,5 млн. тонн. Без технологического рывка, без модернизации, без решительного обновления моря и берега двигаться дальше нам невозможно», – резюмировал Андрей Крайний.

Предложения по созданию условий для рывка инвестиционного на заседании Коллегии озвучил президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. В своем докладе он отметил снижение темпов роста отраслевой прибыли в 2010 г. в сравнении с предыдущим годом. Озвученный прогноз на 2011 г. не слишком оптимистичен: удорожание топлива, увеличение расходов на оплату труда могут спровоцировать падение отраслевой прибыли даже при общем росте денежной выручки.

«Возможен ли в таких условиях инвестиционный рывок? Если возможен, за счет каких решений? Попытка ответить на эти вопросы предложена в Стратегии развития рыболовного флота», – рассказал президент Ассоциации добытчиков минтая.

По словам Германа Зверева, работа над «технической начинкой» стратегии продолжается: требуется анализ наиболее эффективных и рациональных технических решений мирового уровня, свежий и нестандартный подход. «К сожалению, обязан отметить определенную самоуспокоенность части бизнеса. Конечно, есть островки передовых технологий, но массовым явлением они пока не стали. Внутренняя потребность бизнеса в технологическом обновлении, конечно, существует, но ее голос пока звучит не очень громко и не очень веско. Его заглушают другие голоса: неуверенность в будущем, устоявшиеся привычки производства, инерция ежедневной текучки», – заявил президент АДМ.

Для того чтобы подтолкнуть бизнес к модернизации, по мнению Германа Зверева, необходимо запретить введение дополнительных административных барьеров для промысла. В качестве свежего примера он привел работу Росрыболовства над поправками в постановление Правительства №775 от 22 октября 2008 г., которые ужесточают процедуру выдачи разрешений на вылов, серьезно затрудняя промысел на арендованных судах. «Все рыбаки – от Камчатки до Калининграда – против этого решения и предупреждают: ждите снижение вылова. Мы считаем эту идею, другие идеи, затрудняющие промысел, убийственными для инвестиционного роста», – выразил мнение рыбаков президент Ассоциации добытчиков минтая.

Также он предложил отменить экспортную пошлину на продукцию из водных биоресурсов. Такая мера позволит увеличить запас «финансового топлива» для инвестиционного рывка. «Экспортная пошлина работает не на увеличение доступности рыбы для переработчиков, для покупателей, экспортная пошлина работает только на изъятие выручки у рыбака», – пояснил докладчик.

Также, по словам Германа Зверева, важно изменить формат взаимодействия сектора добычи и переработки, сектора доставки и хранения и сектора торговли, ведь пока «большая часть денежного потока не доходит до изначального звена – до рыбака».

Оценивая прозвучавшие на коллегии итоги работы отрасли в 2010 году, Первый заместитель Председателя Правительства РФ Виктор Зубков указал на то, что отчетный период прошел в условиях посткризисного восстановления и для всех отраслей экономики, включая рыбохозяйственный комплекс, он был не легким. Вместе с тем можно говорить о трудовых успехах отрасли в целом: «Показатели ФЦП развития отрасли на 2009-2014 гг. выполнены. Достигнуты неплохие производственные и экономические результаты по другим направлениям. Этому способствовало своевременное принятие необходимых нормативных актов, грамотные административные решения в отрасли, а также профессионализм и максимальная отдача ее трудовых коллективов», – отметил вице-премьер.

Резюмирую сделанные выводы, первый заместитель Председателя Правительства РФ выразил глубокую уверенность в том, что «кардинальные изменения и потрясения рыбной отрасли не нужны». «Мы часто встречаемся с работниками отрасли, обсуждаем актуальные проблемы, и в целом, по нашему убеждению, в настоящее время созданы условия, при которых можно рассчитывать на устойчивое развитие отрасли и ежегодное увеличение производства рыбной продукции. Так что Правительство РФ не намерено менять правила игры, которые определены сегодня, и принимать решения, которые каким-либо образом ухудшали бы деятельность рыбохозяйственного комплекса».

Важен, по его мнению, и тот факт, что рыбаки сегодня стали смело смотреть в будущее, а инвесторы – активнее проявлять интерес к рыбохозяйственному комплексу. «Нам необходимо воспользоваться этими обстоятельствами и привлекать в отрасль частный капитал, отечественный и зарубежный. Это должно способствовать диверсификации отрасли, выведению производства на новый, технологически более высокий уровень, увеличению добавленной стоимости в рыбной промышленности нашей страны», – считает Виктор Зубков.

Вместе с тем денежный оборот на рынке рыбной продукции сегодня осуществляется не в пользу рыбаков – это первый вице-премьер считает одной из главных проблем на сегодняшний день. Анализ всех этапов цепи, по которой рыбопродукция от производителя попадает на прилавок магазина, не дает объяснения тому, откуда берется столь существенная разница в цене.

Подобное положение вещей наблюдается и в сельском хозяйстве. Но здесь производители нашли возможность влиять на ситуацию: организуют прямую продажу своей продукции покупателям, объединяются в кооперативы и открывают свои сельскохозяйственные рынки, куда не допускают перекупщиков.

«Конечно, полностью проблему это не снимает, но тем не менее определенные финансовые ресурсы сельхозпроизводители сегодня уже будут получать за счет того, что их продукция оценена так, как и должна. И эти деньги не будут изъяты посредниками или торговыми сетями. Поэтому это направление мы готовы всячески поддерживать», – отметил вице-премьер на заседании расширенной Коллегии Росрыболовства, призвав последовать такому примеру и рыбопромышленников.

В частности, в качестве эффективных рычагов для формирования благоприятной ситуации на внутреннем рынке государство готово использовать тарифно-таможенное регулирование и обновленное законодательство в сфере торговли. Последнее, к примеру, позволяет сегодня бороться с ущемлением прав товаропроизводителей, устанавливая жесткие сроки, в которые магазины должны расплачиваться с поставщиками продукции, и высокие штрафы за применение так называемых премий, бонусов и обременений.

Более того, ситуацию, сложившуюся на рынке рыбопродукции, разберут на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. «Я дал задание в течение двух недель Росрыболовству, ФАС России и другим органам подготовить для обсуждения на заседании Правительственной комиссии вопрос о ситуации, которая складывается с реализацией рыбопродукции. Мы пригласим рыбацкие союзы, торговые сети, представителей организаций-посредников, а также прокуратуру, Федеральную антимонопольную службу и послушаем, кто и как нарушает. Мы не позволим, чтобы кто-то между рыбаком и магазином, ничего не делая, перекладывая бумажки с одного стола на другой, зарабатывал столько же, сколько и рыбак», – заявил Виктор Зубков.

Оценку на Правительственной комиссии также получит работа по организации в регионах и крупных городах специализированной торговли рыбопродукцией. На примере хорошей организации рыбной торговли в зарубежных странах, таких как Стокгольм, Копенгаген и прочих, было дано нелицеприятное сравнение этой деятельности в одном из крупных российских городов, в котором, несмотря на наличие морских и пресноводных ресурсов, рыба практически недоступна для населения по ценам, продается в антисанитарных условиях и бедном ассортименте.

«Я вызову десять мэров городов-миллионеров, заслушаю что они думают по этому поводу и что собираются делать. Соответствующие органы со своей стороны должны принять оргмеры. В первую очередь необходимо проанализировать составляющие торговой цепочки и убрать из нее посредников в виде фирм-однодневок. Необходимо все расставить на свои места!» – заявил Виктор Зубков.

В завершении Первый вице-премьер резюмировал, что в целом по итогам прошлого года можно сделать вывод о том, что рыбная отрасль работает устойчиво. Вместе с тем, есть некоторые недочеты в части финансирования мероприятий господдержки. «Однако мы не должны быть просто наблюдателями! Нужно более строго вести переговоры с потребителями средств, ужесточить некоторые требования, активней привлекать отраслевые союзы и ассоциации, включить действенные рыночные механизмы….» Он уверил, что Правительство и впредь готово идти навстречу хозяйствующим субъектам, в том числе в вопросах выделения земельных ресурсов под производственные нужды.

Однако чтобы позиция самого рыбацкого сообщества звучала более определенно и объективно, она должна поддерживаться и продвигаться крупным отраслевым объединением, способным консолидировать мнение 80-90% рыбаков России, отметил в этой связи руководитель Росрыболовства. Любым путем – «подливая новое вино в старые меха» либо создавая другое объединение, – но рыбакам необходимо сформировать мощную организацию, на которую, в том числе, смогло бы опираться и Федеральное агентство по рыболовству в решении вопросов развития отрасли.

Важность продвижения единого мнения отраслевиков и на уровне Правительства РФ отметил в своем выступлении член Комитета Госдумы РФ по обороне Михаил НЕНАШЕВ. В настоящий момент государство разрабатывает и корректирует различные стратегические программы, которые содержат массу вопросов, связанных с рыбохозяйственным комплексом. Но из-за отсутствия «рыбацкого лобби в хорошем понимании этого слова» отрасль теряет массу возможностей для развития, считает депутат. Хотя примеров того, как может работать такая поддержка – в нефтяной, газовой, банковской и страховой сферах – сегодня предостаточно.

Помимо уже прозвучавших в основной части заседания тем последующие докладчики озвучили на Коллегии вопросы взаимодействия рыбопромышленников с различными органами федеральной власти как в сфере охраны водных биоресурсов, так и в области контроля качества уловов и продукции. Была дана характеристика ситуации с организацией и развитием спортивно-любительского рыболовства, озвучены возможности современного отечественного судостроения и судоремонта в регионах. Не осталась без внимания и получившая в последнее время активное развитие программа профессиональной подготовки и трудоустройства специалистов на предприятия отрасли.

Наталья СЫЧЕВА, РИА Fishnews.ru

Март 2011 г.

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/rubric/krupnyim-planom/3592
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.