Увеличение поставок рыбопродукции на российский рынок обернулось для рыбопереработчиков сплошными неприятностями и прямыми убытками.
В последнее время в средствах массовой информации появились сообщения об изъятии во Владивостоке крупной партии мороженой сайры неподтвержденной безопасности и качества. Если верить пресс-релизам Россельхознадзора по Приморскому краю, то подтвердить качество и безопасность изъятой сайры мешает отсутствие даты изготовления на части упаковочной тары. Что же ждет дальше партию мороженой сайры, одна часть которой имеет дату изготовления, а другая не имеет? Управление Россельхознадзора по Приморскому краю выносит суровый приговор – задержать и в дальнейшем утилизировать всю партию.
Мороженая сайра принадлежит ЗАО «Примрыбснаб». Это крупнейший в России производитель консервов из этой рыбы. Сырье, которое Россельхознадзор очень хочет уничтожить, предназначается для промышленной переработки – производства этих самых консервов для внутреннего рынка. Как сообщило РИА Fishnews.ru руководство ЗАО «Примрыбснаб», на части упаковок действительно отсутствует дата, поскольку российский поставщик сайрового сырья изначально готовил ее на экспорт в Японию. А там дата не важна, там требования другие: сортировка по размерам, рядная укладка, воздушная заморозка, картонный ящик. Япония – удивительная страна, там качество рыбы определяется не по штампу с датой на коробке. Кроме того, в Японии нет Япсельхознадзора, в результате чего средний японец вынужден съедать рыбы в 4 раза больше среднего россиянина. Сырье, которое использует японская рыбопереработка, может вообще не иметь никакой маркировки, что однако не мешает специалистам определять качество рыбы, а дату изготовления японцы наносят на конечный продукт, предназначенный для продажи непосредственному потребителю.
В конечном счете и в России отсутствие или наличие даты на упаковке не может быть исчерпывающим свидетельством качества, но его можно определить путем соответствующих лабораторных исследований. Однако Приморский Россельхознадзор мало интересует, будут ли загружены мощности отечественной рыбопереработки, и он не хочет исследовать качество. Он хочет задерживать и уничтожать. Так неужели государственные деньги, которые выделялись тому же Россельхознадзору на закупку самых современных лабораторий, потрачены зря?
В отличие от чиновников надзорного ведомства, существующих на деньги налогоплательщиков, рыбопереработчики вынуждены считать каждую копейку, а уничтожать ресурс, качество которого можно подтвердить, вообще считают недопустимым. Поэтому собственник продукции, ЗАО «Примрыбснаб», заказал исследование в организации, имеющей необходимую аккредитацию – ООО «Инновационный лабораторно-аналитический центр «Приморский». Указанная организация самостоятельно провела отбор образцов и по результатам испытаний выдала следующее заключение: образцы отвечают требованиям СанПин 2.3.2.1078-01 и требованиям ТУ 9261-267-00472012-04 «Сайра тихоокеанская мороженая. ТУ».
Казалось бы, на этом проблема решена. На самом деле это отнюдь не так.
Проблема усугубляется тем, что продукция, «задержанная» Россельхознадзором, до сих пор находится на транспортном судне. А все, что связано с морем – это очень дорого. Аренда судна, стоянка у причала, зарплаты моряков – все стоит денег и совсем не маленьких. Если транспортное судно не разгружается в установленный срок, то собственник продукции платит владельцу судна за простой. Такая оплата обычно покрывает лишь прямые затраты судовладельца. В нашем случае, это 7 тысяч долларов в сутки. Понятно, что владелец груза и собственник судна в простое не заинтересованы. Им нужно работать, а не стоять. Казалось бы, в простое не заинтересованы и многочисленные проверяющие органы, ведь они существуют на деньги налогоплательщиков, то есть тех же владельцев грузов и собственников судов, и поэтому должны делать свою работу быстро, чтобы не наносить ущерб тем, кто их кормит.
Кроме того, второй год действует Постановление Правительства Российской Федерации № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации». Главная идея этого постановления как раз и состоит в том, что фактический период времени на ожидание оформления и сам государственный контроль судов и продукции морского промысла в морском порту не должны превышать 3-х часов.
В нашем случае собственник груза подал весь необходимый комплект документов 30 октября 2010 года в 11 часов 15 минут. По состоянию на 11 ноября 2010 года судно в нарушение всех сроков не оформлено сотрудниками Россельхознадзора, а, следовательно, не может выгружаться до сих пор! То есть вместо положенных трех часов две недели простоя судна в порту!
В свое время, когда только шло обсуждение механизмов реализации 184-го постановления и Первый вице-премьер Виктор Зубков, курирующий рыбную отрасль, проводил селекторные совещания с рыбодобывающими регионами, ему не раз приходилось акцентировать внимание именно на оперативности работы контролеров, в частности Россельхознадзора. Именно тогда обсуждалось и требование Россельхознадзора об обязательной выгрузке рыбопродукции, если ее качество будет подвергнуто ведомством сомнению, с последующим обязательным освидетельствованием. Так почему транспорт с мороженой сайрой до сих пор стоит в грузу? РИА Fishnews.ru обратилось за комментариями к собственнику продукции, в ЗАО «Примрыбснаб». Как сообщили нашему корреспонденту, парадокс заключается в том, что выгружать не просто можно, но и нужно, причем как раз для того, чтобы подтвердить качество и безопасность продукции. В транспортном судне с продукцией находятся миллионы килограммов рыбы, сотни тысяч коробок, но если открыть трюмы, сколько этих коробок можно увидеть? Сто, двести? Именно поэтому при оформлении судна инспекторы Россельхознадзора вообще не должны смотреть груз, даже на борт не должны подниматься. Все оформление происходит по документам, которые сопровождают груз. На этом этапе инспектор должен ответить только на один вопрос: не прибыл ли груз из района с недопустимой эпизоотической ситуацией. Если нет, то груз выгружается на берег, и уже там неспеша проводятся все необходимые мероприятия. Вот только одна мелочь – простоя судна и убытков владельца груза в такой ситуации не возникает.
Конечно же, предложенный Россельхознадзором вариант решения проблемы (задержать и уничтожить) возник не сразу. Представители собственника продукции не раз встречались с руководством и специалистами Управления Россельхознадзора по Приморскому краю. По словам специалистов ЗАО «Примрыбснаб», в процессе многочисленных встреч со стороны Россельхознадзора выдвигались самые разные претензии к данной продукции: отсутствует дата (карается административным штрафом 20 тысяч рублей), неподтвержденное качество (ложь, качество подтверждено неоднократно, и в любой момент можно подтвердить еще раз), продукция нероссийского происхождения (бред, учитывая наличие коносаментов с отметками инспекторов Государственной морской инспекции Пограничной службы ФСБ РФ, и контролируется данный вопрос, кстати, совсем не Россельхознадзором, а таможней, у которой подобных подозрений совсем нет).
Когда объяснения Россельхознадзора, почему не оформляются документы для разгрузки судна, иссякли, документы стали оформлять, но с ошибками! Следующий этап оформления – таможня, а таможня возвращает комплект документов с формулировкой, что ветеринарный контроль не завершен. Ну что поделать, если инспекторы Россельхознадзора не знают или забыли, как правильно оформлять документы. Таможня – орган независимый и у нее свои процедуры. Принимать неправильно оформленный комплект документов они не станут. Если когда-нибудь потом пострадавшая сторона докажет свои убытки, то платить будет бюджет Российской Федерации, а инспектору, который ошибся, объявят выговор – у всех свои проблемы. А судно меж тем по-прежнему в простое, и убытки судовладельца увеличиваются – на 200 тысяч рублей каждые сутки. Общий ущерб нанесенный береговому переработчику составляет более 2 млн. рублей. Сумма продолжает увеличиваться.
Вообще, в процессе общения с руководством Управления Россельхознадзора по Приморскому краю, – говорят в ЗАО «Примрыбснаб», – поражает полная юридическая безграмотность и абсолютное незнание даже собственных приказов и процедур, а также неспособность организовать хоть какое-то приличное взаимодействие как внутри самой организации, так и с внешней средой. «Общение происходит в следующем режиме. На вопросы, чем регламентированы те или иные действия, а обычно бездействие, ответ следует из разряда «нам кажется, что здесь происходит что-то нехорошее, а мы стоим на страже, не допустим» и так далее. После неоднократных просьб говорить предметно, со ссылками на определенные законы, положения, инструкции, приказы, следует предложение выйти в коридор подождать. После этого в кабинет руководства приглашаются сотрудники Россельхознадзора, выходят спустя 20 минут, стараясь не смотреть в глаза, и все начинается заново».
Здесь хотелось бы поставить точку. Однако точку ставить рано. Как принято говорить, РИА Fishnews будет следить за развитием событий.
Александр ИВАНОВ, РИА Fishnews.ru
Ноябрь 2010 г.
Добавить комментарий