КОНЦЕПЦИЯ проекта Федерального закона «Об Охотском море»
Проблема рационального природопользования, устойчивого развития и т.д. сегодня является одной из важнейших проблем того, как человечество будет жить дальше. Проблемы сохранения водных биологических ресурсов при добыче углеводородных ресурсов в морях России, что важнее для будущих поколений?
Неоднократные обращения к высшему руководству страны, начиная 2007 года, с просьбой принять Закон об Охотском море, в котором приоритет использования водных биологических ресурсов при добыче нефти и газа должен быть закреплен законодательно не нашли поддержку. Поэтому российские общественные экологические Охотоморского региона взяли на себя ответственность и инициативу по разработке концепции проекта Федерального закона «Об Охотском море» и представляют ее проект для вашего обсуждения.
Комитет российских общественных экологических организаций в защиту Западно-Камчатского шельфа представляет для вашего обсуждения концепцию проекта Федерального закона «Об Охотском море».
Предлагаемая концепция проекта закона была разработана рабочей группой, организованной Всемирным фондом дикой природы (WWF) России и Камчатской лигой независимых экспертов, в которую вошли специалисты экологи, экономисты и юристы:
Преображенский Борис Владимирович – доктор геолого-минералогических наук, заслуженный эколог России, главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, лаборатория морских ландшафтов.
Хмелева Екатерина Николаевна – кандидат юридических наук, координатор программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России по экологическому праву.
Гречушкина Екатерина Аркадьевна – адвокат МОКА, юрист РОО «Правовой центр «Родник».
В основу предложенного районирования были положены выводы эколого-экономической оценки, представленные Ширковым Эдуардом Ивановичем – кандидатом экономических наук, зав. лабораторией эколого-экономических исследований Камчатского филиала Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН.
Публикуемый текст концепции Федерального закона «Об Охотском море» представляет собой первый вариант разрабатываемого проекта. В настоящее время идет активная работа над доработкой проекта концепции с учетом полученных рекомендаций, замечаний и предложений. Новый текст будет представлен на общественное обсуждение в начале 2010 года.
КОНЦЕПЦИЯ проекта Федерального закона «Об Охотском море»
1. Идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которые распространяется действие законопроекта.
Идея законопроекта заключается в совершенствовании правового регулирования общественных отношений в сфере использования природных ресурсов, охраны морской среды, биологического разнообразия акватории Охотского моря на основе определения порядка управления и распоряжения природными ресурсами Охотского моря в пределах юрисдикции РФ, а также районирования и общей координации государственного управления в данной сфере.
Цель законопроекта – создание правовых механизмов для обеспечения неистощительного, рационального использования природных ресурсов Охотского моря в интересах нынешнего и будущих поколений граждан России, согласованного управления использованием полезных ископаемых, находящихся на континентальном шельфе Охотского моря, и охраной морской среды и водных биологических ресурсов, развитие традиционного природопользования коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих хозяйственную деятельность на побережье и в акватории Охотского моря.
Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения по охране и использованию морской среды, природных ресурсов, включая водные биологические ресурсы Охотского моря.
Действие проектируемого федерального закона распространяется на акваторию Охотского моря в пределах внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, в соответствии с действующими нормами международного права.
Действие проектируемого закона распространяется на органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит использование природных ресурсов, включая водные биологические ресурсы, и охрана морской среды и биологического разнообразия Охотского моря, на юридических и физических лиц, осуществляющих рыбохозяйственную деятельность, деятельность по использованию полезных ископаемых, расположенных на континентальном шельфе, чьи права и интересы затрагиваются этой деятельностью, включая коренные малочисленные народы, ведущие традиционный образ жизни и осуществляющие хозяйственную деятельность на побережье и в акватории Охотского моря.
2. Место будущего закона в системе действующего законодательства.
В соответствии с Классификатором правовых актов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 511 «О классификаторе правовых актов», предлагаемый Федеральный закон будет отнесен к разделу правовых актов под номером 110.000.000 «Природные ресурсы и охрана окружающей среды».
ФЗ «Об Охотском море» будет носить комплексный характер и в необходимой степени аккумулировать нормы, имеющиеся в законодательстве об охране окружающей среды, природоресурсном, административном, гражданском, финансовом праве, или содержать необходимые отсылочные нормы.
Разрабатываемый федеральный закон должен содержать, прежде всего, правовые нормы прямого действия. Закон должен учитывать требования международных конвенций, стороной или подписантом которых уже является Российская Федерация или которые планируется ратифицировать в ближайшие годы.
В процессе работы над текстом законопроекта вопросы признания утратившими силу отдельных нормативных актов или внесения изменений в них будут решаться дополнительно.
3. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования природопользования и охраны морской среды и биологического разнообразия Охотского моря.
Обоснование необходимости специального закона
Недостаточность действующего законодательства
В области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды действует ряд законодательных актов (ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Водный кодекс РФ, Закон «О недрах» и другие), вопросы регулирования природопользования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе регулируются Федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации» и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Несмотря на наличие многочисленных законов, их положения разрозненны, часто не имеют механизмов применения, в результате чего остаются неурегулированными вопросы обеспечения рационального использования морских природных ресурсов, охраны акватории, морской среды, биоресурсов, а также неистощительное развитие отраслей производства, связанных с использованием возобновляемых природных ресурсов, находящихся в море.
В сфере управления использованием природных ресурсов Охотского моря, охраной морской среды обладают полномочиями целый ряд федеральных государственных органов исполнительной власти (Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство по рыболовству и другие), деятельность которых нуждается в дополнительной координации и согласованности. Кроме того, побережье Охотского моря является территорией 4 субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых также обладают полномочиями по регулированию прибрежного рыболовства.
Учитывая вышеизложенное, имеют место противоречия в нормах различных законодательных актов, разрозненные положения которых не позволяют эффективно и в полной мере управлять деятельностью по природопользованию, сочетая интересы добычи водных биологических ресурсов, нефте- газодобычи, а также защиты и охраны окружающей и морской среды Охотского моря.
Эколого-экономическое значение Охотского моря
Несмотря на то что названные выше недостатки российского законодательства в области регулирования рационального использования природных ресурсов, расположенных в море, и охраны морской среды в равной степени относятся ко всем морям Российской Федерации, Охотское море в силу особого значения с эколого-экономической точки зрения заслуживает особого внимания.
Охотское море расположено в северо-западной части Тихого океана и по своему географическому типу является окраинным морем. На севере Охотское море омывает берега Азии. На востоке оно отделено от Тихого океана полуостровом Камчатка, а на юго-востоке – грядой Курильских островов. Западная граница Охотского моря проходит по восточному побережью острова Сахалин и северо-восточному берегу японского острова Хоккайдо.
Охотское море обладает крупным и разнообразным природно-ресурсным потенциалом. Это самое биологически продуктивное море России. Оно обеспечивает более половины дальневосточных и 40% всех отечественных уловов рыбы, моллюсков и ракообразных. При этом биологический потенциал Охотского моря в настоящее время в существенной мере недоиспользуется.
Недра континентального шельфа Охотского моря содержат значительные запасы углеводородов. На современном уровне изученности прогнозные оценки этих запасов колеблются в диапазоне от 8 до 12 миллиардов тонн условного топлива, что составляет от 8 до 12% всех потенциальных извлекаемых запасов углеводородов российского континентального шельфа и 2-4% общего углеводородного потенциала страны.
Охотское море обладает уникальным по своим масштабам и концентрации приливным гидроэнергетическим потенциалом. Этот потенциал при его реализации может обеспечить удвоение годовой выработки гидроэлектроэнергии в России, диверсифицировать экспортный потенциал региона и послужить крупномасштабным полигоном инновационного перевода энергетики страны с углеводородного сырьевого фундамента на экологически чистый и неограниченный по ресурсам водород.
Еще одним крупным элементом природно-ресурсного потенциала Охотского моря, который в настоящее время не имеет стоимостной и физической количественной оценки, являются экономические и экологические услуги его экосистем. Исходя из известной оценки указанных услуг экосистем всех прибрежных морских акваторий Земли – 10,6 триллионов долларов в год – минимальная ориентировочная стоимость этих услуг биоты надшельфовых вод Охотского моря составляет порядка 230 миллиардов долларов в год.
Побережье Охотского моря является местом традиционного проживания и хозяйствования коренных малочисленных народов Дальнего Востока, осуществляющих традиционные виды природопользования. Представители 14 коренных малочисленных народов общей численностью более 50 тысяч человек (ительмены – около 3 тыс. чел., камчадалы – 2,2 тыс. чел, коряки, 8,7 тыс. чел, нанайцы 11,5 тыс. чел, негидальцы 0,5 тыс.чел, нивхи – 5 тыс. чел., орочи 0,7 тыс. чел., тазы 0,3 тыс. чел., удэгейцы 1,6 тыс. чел., ульта (ороки) – 0,3 тыс. чел., ульчи – 3 тыс. чел., эвены – 6,5 тыс. чел., эвенки 6 тыс. чел., чукчи 2 тыс. чел.), проживающие на побережье Охотского моря и в бассейнах рек, в него впадающих, практически целиком зависят от состояния водных биологических ресурсов. Из-за нерационального хозяйственного освоения природных ресурсов, ухудшения экономической обстановки, ограниченных возможностей для реализации своих прав на традиционное природопользования они поставлены в ряде случаев в тяжелое положение.
Развитие экономики РФ, в частности, увеличение объемов и промышленных мощностей, создание новых объектов нефтегазодобычи на континентальном шельфе Охотского моря, увеличение объемов перевозок нефти и газа судами, опасность загрязнения ядовитыми веществами и мусором – все это увеличивает техногенное и антропогенное воздействие на акваторию и морскую среду Охотского моря.
Комплекс перечисленных доводов обосновывает необходимость разработки и принятия специального федерального закона, основывающегося на комплексном (бассейновом) подходе к регулированию отношений по управлению природным объектом – Охотским морем.
Основные положения предлагаемого законопроекта
Предлагаемый законопроект должен создать в Охотском море особый правовой режим, обеспечивающий устойчивое и экономически эффективное использование его природноресурсного потенциала, с приоритетом сохранения запасов водных биоресурсов и развития рыбной отрасли и развития приохотоморских субъектов Российкой Федерации. На наиболее ценных с экологической точки зрения участках акватории Охотского моря возможно создание особо охраняемых зон в соответствии с действующим природоохранным законодательством.
Предлагаемый закон должен предусматривать:
- Основные принципы природопользования, охраны морской среды и биологического разнообразия на акватории и континентальном шельфе Охотского моря, основанные на бассейновом подходе;
- Определение порядка управления и распоряжения природными ресурсами Охотского моря, разграничение полномочий в сфере природопользования между федеральными государственными органами и государственными органами прибрежных субъектов Российской Федерации;
- Закрепление районирования и специализации акваторий и шельфа Охотского моря в зависимости от наличия особо ценных рыбохозяйственных районов; размещения нефтегазовых месторождений, мест традиционного проживания и природопользования коренных малочисленных народов и т.п., предусматривающего особенности осуществления природопользования и охраны морской среды в каждом из выделенных районов;
- Создание правовых условий для осуществления традиционного природопользования, в частности традиционного рыболовства, морского зверобойного промысла, коренных малочисленных народов, проживающих на побережье Охотского моря, с учетом специфики их жизнеобеспечения.
- Разграничение полномочий и порядок осуществления деятельности государственных органов исполнительной власти по управлению природопользованием и охраной морской среды Охотского моря.
Территориальная сфера регулирования предлагаемого законопроекта
Предполагается, что проектируемый Федеральный закон «Об Охотском море» будет распространяться на акваторию в пределах внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, в соответствии с действующими нормами международного права.
Права и юрисдикция Российской Федерации по принятию специального законодательного акта, регулирующего порядок осуществления природопользования и защиты морской среды Охотского моря
В международно-правовой практике охрана морской среды и использование природных ресурсов морей, осуществляется с помощью международных конвенций таких как, Конвенция по защите морской среды Балтийского моря, 1992 г, (Хельсинская конвенция), Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, 2003 г. (Тегеранская конвенция), Конвенция о защите Черного моря от загрязнений 1992 г., (Бухарестская конвенция). Безусловно, аналогичная конвенция или соглашение, но имеющая своим предметом регулирования не только отношения по защите морской среды, но и рациональному использованию природных ресурсов, была бы желательна в отношении Охотского моря. Но, до настоящего времени мирный договор между Российской Федерацией и Японией не заключен, что, возможно, затруднит подписание соглашение об Охотском море.
В то же время, Российская Федерация в соответствии с международным и российским законодательством имеет достаточно полномочий по регулированию вопросов использования природных ресурсов и защиты морской среды части акватории и континентального шельфа Охотского моря, находящихся в пределах ее юрисдикции. В связи с этим, принятие предлагаемого закона могло бы создать правовую основу для комплексного согласованного решения этих вопросов.
Большая часть акватории Охотского моря (кроме участка в центральной части моря, относящегося к категории открытого моря, а также исключительно экономической зоны, территориального моря и внутренних морских вод, прилегающих к берегам Японии) подпадает под юрисдикцию Российской Федерации, поскольку находится в пределах внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей морской и исключительной экономической зоны.
Права и юрисдикция Российской Федерации по регулированию отношений, возникающих при использовании морской среды и природных ресурсов Охотского моря, вытекают из норм международного и российского права.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», внутренние морские воды и территориальное море включаются в территорию Российской Федерации и на них распространяется ее суверенитет. На прилежащую зону распространяется право предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами Российской Федерации.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, Конституцией РФ, а также Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» В пределах исключительной экономической зоны Российская Федерация обладает суверенными правами в целях рыболовства, сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны, суверенные права в целях разведки морского дна и его недр, разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также добычу (вылов) водных биоресурсов, относящихся к “сидячим видам” морского дна и его недр, исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей, а также юрисдикцией в отношении защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников, другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
Морское дно и недра Охотского моря, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации, также находятся под юрисдикцией Российской Федерации. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей, исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды в связи, с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, рыболовством, захоронением отходов и других материалов, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация обладает достаточными правами по принятию специального законодательного акта, регулирующего порядок осуществления природопользования и защиты морской среды Охотского моря, подпадающего под ее юрисдикцию.
Районирование
Основной правовой мерой предлагаемого законопроекта «Об Охотском море», обеспечивающей сбалансированность природопользования и охраны морской среды в пределах акватории Охотского моря, является районирование Охотского моря, которое позволит наиболее рационально, экономически и экологически эффективно специализировать отдельные акватории моря на определенных видах природопользования.
Природноресурсные районы Охотского моря, предусмотренные предлагаемым законопроектом, выделяются по сочетанию различных природных, природно-ресурсных и антропогенных факторов (различные параметры морской и прибрежно-морской среды, биологические, минеральные, энергетические ресурсы, наличие гаваней и портов, ледовый режим, степень штормовой нагрузки для каждого района, высота приливно-отливных явлений, опасность цунами, наличие природоохранных объектов, населенность береговой зоны и степень транспортной нагрузки и др.), а также по типу природопользования.
Целью закрепления части районов/зон Охотского моря может быть сохранение рыбопромысловых запасов водных биологических ресурсов, охрана ценных экосистем, а также защита традиционного образа жизни и исконной среды обитания коренных малочисленных народов. В этих районах предлагается ограничить или запретить виды хозяйственной деятельности, осуществление которых противоречит целям создания и специализации этих районов. Районирование в предлагаемом законопроекте может содержать также зоны, в которых отсутствуют ограничения на добычу нефти и газа, и других невозобновляемых природных ресурсов в случаях, когда эта деятельность не оказывает значительного негативного воздействия на морскую среду Охотского моря и его биоресурсы.
В зависимости от перечисленных выше факторов предлагается выделить районы/зоны Охотского моря, в которых устанавливаются различные режимы природопользования, содержащие особые требования к видам хозяйственной деятельности в этих районах/зонах, ограничивающие или запрещающие отдельные виды хозяйственной и иной деятельности.
В результате многолетних геолого-геофизических исследований, изучения особенностей водной биологии Охотского моря, ведущими учеными в этой области на основании биостатистической информации выделяются 14 подрайонов (рис. 1). С учетом этой информации и размещения разведанных и прогнозируемых запасов углеводородов (рис. 2) в разрабатываемом законопроекте предлагается закрепить выделить три укрупненных района/зоны:
Северо-восточная часть Охотского моря – включает биостатистические подрайоны 1-й, 2-й, 6-й, 7-й и 8-й (рис. 1). Эти подрайоны характеризуются наивысшей биопродуктивностью, имеющиеся здесь запасы водных биологических ресурсов наиболее крупные в России. Прогнозные запасы углеводородов в этой части Охотского моря в 4 раза меньше, чем в Присахалинской части. С учётом роли этого района в воспроизводстве наиболее ценных промысловых объектов, например, минтая, трески, сельди и ракообразных, добываемых в других подрайонах моря, а также с учетом наибольшей суровости условий мореплавания, наивысшей сейсмичности и экстремальных значениях многих других негативных климатических и физических условий в указанных подрайонах, для безаварийной добычи и транспортировки имеющихся здесь, относительно небольших запасов углеводородов, указанную компактную группу биостатистических подрайонов целесообразно специализировать на использовании их биологических ресурсов и экосистемных услуг. Таким образом, предлагается законодательно закрепить рыбохозяйственное назначение, а также традиционное природопользование коренных малочисленных народов как основные виды природопользования данного района/зоны, запретив или значительно ограничив осуществление деятельности по пользованию углеводородными запасами.
Североохотоморско-Сахалинская часть Охотского моря – включает 3-й, 4-й, 5-й и 10-й биостатистические подрайоны (рис. 1). Эти районы также обладают потенциальной высокой биопродуктивностью, хотя и меньшей, чем описанный выше район/зона. Указанные биостатистические подрайоны практически совпадают с Сахалино-Охотским нефтегазносным бассейном (рис. 2), обладающим высоким уровнем разведанных и прогнозируемых запасов углеводородов. В связи с этим, предлагается закрепить в законопроекте комплексный характер природопользования данного района, в котором использование углеводородов должно осуществляться без нанесения ущерба рыбохозяйственной деятельности и традиционному природопользованию коренных малочисленных народов.
Центральная и юго-восточная части Охотского моря – включает 9-й, 11-й, 12-й, 13-й и 14-й биостатистические подрайоны (рис. 1). Данные подрайоны характеризуются меньшей биопродуктивностью, чем две названные выше части Охотского моря. Предлагается закрепить комплексный характер природопользования данного района, сочетающий использование водных биологических ресурсов, экосистемные услуги с другой хозяйственной деятельностью, ведущейся в этой части Охотского моря.
Такая стратегия природопользования сразу обеспечивала бы снижение четверти неизбежных потерь природного капитала Охотоморья от погашения северо-восточных запасов углеводородов и одновременно уменьшила бы основные потери биологических ресурсов и экосистемных услуг региона от морской нефтедобычи. Более высокая рентабельность добычи нефти и газа в присахалинских районах моря может позволить реализовать здесь основной экономический механизм устойчивого природопользования – полную компенсацию рентного потенциала погашенных невозобновляемых ресурсов углеводородов и направление этой компенсации на расширение (актуализацию) рентного потенциала возобновляемой части природного капитала региона.
Правовой режим каждого района/зоны, определяющий порядок осуществления природопользования, ограничивающий или разрешающий отдельные виды хозяйственной и иной деятельности и/или природопользования предлагается включить в данный закон. Предполагается, что границы каждой зоны утверждаются Правительством РФ. В связи с разным правовым статусом возможны различные меры закрепления районирования и правового режима каждого из районов, предусматриваемых предлагаемой концепцией проекта закона.
При разработке режимов отдельных районов могут быть использованы существующие в российском законодательстве меры охраны водных биологических ресурсов, окружающей среды, а также исконной среды обитания коренных малочисленных народов.
На основании статьи 49 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в пределах исключительной экономической зоны могут создаваться рыбохозяйственные заповедные зоны, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития рыбоводства и рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ (постановление от 12.8.08 № 603). В рыбохозяйственных заповедных зонах хозяйственная и иная деятельность может быть запрещена полностью или частично постоянно или временно.
В пределах внутренних морских вод и территориального моря действует Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее ООПТ), который содержит перечень категорий ООПТ, а также предусматривает возможность установления иных категорий по решению Правительства РФ. Поэтому в этих акваториях возможно создание системы ООПТ, устанавливающей режим охраны, ограничивающий или запрещающий определенные виды деятельности.
Целям защиты традиционного образа жизни и исконной среды обитания коренных малочисленных народов, проживающих на побережье Охотского моря, соответствует создание территорий традиционного природопользования, которое регулируется Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Система государственных органов исполнительной власти, осуществляющих управление природопользованием и охраной морской среды Охотского моря.
Как было сказано выше, в настоящее время функциями по управлению, охране и использованию природных ресурсов Охотского моря наделены различные ведомства. Их деятельность носит разрозненный и несогласованный характер, что не позволяет говорить об эффективной системе управления Охотским морем.
В связи с этим предлагается включить в законопроект положения, регулирующие порядок осуществления деятельности федеральных государственных органов, осуществляющих управление природопользованием и охраной морской среды Охотского моря, осуществляемой на основе бассейнового принципа. Она должна заключаться в наделении одного из федеральных органов исполнительной власти функциями по:
- координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанной с использованием природных ресурсов в бассейне Охотского моря и/или его охраной;
- сбору и анализу информации о состоянии морской среды и биоресурсов Охотоморского бассейна;
- разработке мер по охране Охотского моря.
Возможно, решение данного вопроса с помощью создания постоянно действующего специального координирующего органа, выполняющего названные выше функции.
Формирование в рамках ФЗ «Об Охотском море» единой скоординированной государственной политики, нацеленной на интеграцию усилий государственных и ведомственных органов по изучению, охране и использованию акватории Охотского моря, должно осуществляться на основе выбора приоритетных направлений и концентрации на них выделяемых средств. Это потребует налаживания процесса постоянного и эффективного согласования конкретных интересов, мер и шагов в отношениях между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, государственными и негосударственными субъектами хозяйственной деятельности. В настоящее время в стране практически отсутствуют единые механизмы такого согласования и взаимодействия.
Создание указанных механизмов в рамках ФЗ «Об Охотском море» станет одним из важнейших условий достижения цели охраны окружающей и морской среды, биоразнообразия и использования природных ресурсов акватории Охотского моря.
4. Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.
Принятие предлагаемого федерального закона будет способствовать повышению эффективности правового регулирования в области охраны Охотского моря от негативного воздействия хозяйственной деятельности путем учета и соотнесения экономических интересов хозяйствующих субъектов и требований в области охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений граждан России в целом, и прежде всего, жителей.
Предполагается, что положения данного закона будут способствовать развитию рыбохозяйственной отрасли, обеспечению продовольственной безопасности страны и интеграции коренных малочисленных народов данного региона в современную экономику России.
Создание координированной системы управления Охотским морем в результате принятия закона, даст возможность эффективно осуществлять защиту от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с процессами, происходящими в Охотском море.
Реализация ФЗ «Об Охотском море» должна обеспечить государственное регулирование охраны окружающей и морской среды, биоразнообразия и использования природных ресурсов акватории и шельфа Охотского моря, укрепить экономический и сырьевой потенциал страны в Дальневосточном регионе. В результате реализации данного закона будут созданы правовые условия для поддержания благоприятной окружающей среды как основы устойчивого социально-экономического развития Охотоморского региона.
WWF – РИА Fishnews.ru
Декабрь 2009 г.
Добавить комментарий