Начать с оборудования или с начала?
О «Перечне мероприятий, направленных на обустройство береговой инфраструктуры, включая приемку, переработку и транспортировку рыбной продукции»
При анализе приведенных статей Перечня возникает вопрос о «технологической» стороне проблемы.
Можно принять новые статьи законов РФ, уточнить ввозные и вывозные пошлина на товары, включая машины и оборудование, и др., но, в результате пусть даже очень хороших рекомендаций, состояние в области разработок и производства нужной специализированной техники, машин, оборудования, материалов и др., не изменится к лучшему.
В рыбной отрасли нужно координирующее проектно-конструкторское подразделение по техническому и технологическому оснащению различных объектов береговой инфраструктуры. Одной из функций такой структуры должна быть разработка типовых проектов и программ развития береговой рыбопромышленной инфраструктуры.
В этой связи вызывает удивление «вторичность» поставленных задач. Так, посмотрим п. 8 Перечня:
«Подготовка перечня наименований оборудования для оснащения рыбоперерабатывающие производств, предприятий по воспроизводству водных биоресурсов и аквакультурных хозяйств судов рыбопромыслового флота, объектов хранения, транспортных средств для перевозки водных биоресурсов и классификация его в соответствии с ТН ВЭД России для рассмотрения Комиссией Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике вопроса об отмене ставок ввозных таможенных пошлин на вышеуказанный перечень».
Прежде всего, надо в России иметь такое оборудование, базы данных по его применению, систему промышленных каталогов и др. И лишь далее вводить принципы «таможенной политики».
В настоящее время сложившаяся структура отраслевой рыбохозяйственной науки не отвечает нуждам развития рыбной отрасли и модернизации ее береговой инфраструктуры.
По обобщенным данным ВНИРО, в рыбном хозяйстве России преобладающая часть в финансировании отраслевых научных исследований относится к изучению биоресурсов, составив более 87% общего объема финансирования.
Подобная «сырьевая» ориентация в известной мере снижает возможности развития обрабатывающей и других подотраслей в рыбохозяйственном комплексе. Без развития и практического применения технологической и экономической науки все остальные научные исследования (в том числе биологические) не будут задействованы и останутся мертвыми. Отчасти это вина излишней «биологизации» в отраслевой науке, которая курируется ФГУ «ВНИРО».
Видимо, руководство Федерального агентства по рыболовству неадекватно понимает научно-технические, технологические и производственные проблемы рыбной отрасли за пределами морского рыболовства и аквакультуры.
Структура отраслевой науки и ряда ее НИИ должны быть изменены в сторону «технического» и «технологического» прогресса.
Современный многопрофильный рыбопромышленный комплекс России лишь нижней частью своей пирамидальной конфигурации имеет фундамент в виде водных биологических ресурсов (ВБР). Сам морской рыбный промысел и последующая рыбообработка базируются на сложной производственной и технологической базе, нуждающейся в современных «инновациях» и «инвестициях». Можно еще учесть кадровые, портовые, транспортные, научные, международные и иные составляющие общего потенциала рыбопромышленного комплекса.
Очевидно, что ВНИРО в данном качестве не в состоянии координировать данные научно-технические и технологические НИОКР.
Есть и свой блок экономических проблем, которые также недооцениваются (региональное развитие, стоимостные параметры процессов деятельности инфраструктуры, кадры специалистов, логистика и др.). К сожалению, ОАО «ВНИЭРХ» также в настоящее время не имеет нужных подразделений для такой специализированной работы. Сотрудники из ГУ «Высшая школа экономики» и даже отраслевых ВУЗов нужные НИОКР выполнить не смогут без участия фирм и компаний сферы береговой инфраструктуры.
Имеет место несовершенство организации в системе ФАР конкурсного отбора проектов НИОКР из-за преднамеренного отсечения работ соисполнителей из рыбных регионов. При всем желании ученых проведения НИР в области экономики и организации рыбной отрасли это сделать крайне сложно и трудно, поскольку в Москве (и в ФАР) остро не хватает информации из рыбных регионов. Есть большие проблемы с организацией учета таких процессов в Росстате.
Наш анализ показывает необходимость выработки комплексной стратегии инновационного развития, особенно повышения технологичности и глубины рыбообработки с целью роста экспорта российских рыбных товаров.
Все большую долю в научных активах рыбной отрасли должны занимать такие элементы новой «инновационной экономики» России, как стратегические международные соглашения и проекты экономического и научно-технического сотрудничества с другими странами, патенты, брэнды, ноу-хау по организации производства и др.
Сложный многоотраслевой рыбопромышленный комплекс опирается на специфическую хозяйственную практику и свои экономические и правовые закономерности.
России и ее рыбопромышленному комплексу нужна новая экономика, базирующаяся на инновационной модели развития. Иначе на нашу долю останется лишь традиционный некачественный экономический рост.
По оценкам российских экспертов, изучение мирового опыта повышения конкурентоспособности и инновационности экономики разных стран позволяет выделить как минимум десять «золотых правил», которыми надо руководствоваться в экономической политике.
1. Надежная и стабильная законодательная база с четкими нормами защиты прав собственности, честной конкуренции и корпоративного менеджмента.
2. Надежная и стабильная рыночная инфраструктура (финансовая система, фондовые, валютные, товарные и иные рынки).
3. Государственная поддержка предпринимательской среды, конкуренции, борьба с монополизацией.
4. Рост инвестиций прежде всего в модернизацию производственного аппарата и создание конкурентоспособных производств.
5. Всемерная поддержка на государственном и корпоративном уровнях науки, образования, инновационных фирм и предприятий.
6. Создание основ инновационной модели российской экономики.
7. Решительная диверсификация промышленного производства, четкая промышленная политика, направленная на развитие обрабатывающих отраслей, в том числе в целях форсирования экспорта их продукции.
8. Всемерная поддержка малого и среднего бизнеса, повышение его конкурентоспособности, укрепление позиций среднего класса в социальной структуре российского общества.
9. Разработка стратегии освоения Сибири и Дальнего Востока путем масштабного развития там предпринимательской среды и бизнеса, в том числе с помощью привлечения иностранного капитала и повышения уровня оплаты труда.
10. Глубокое встраивание России во всемирный процесс глобализации, повышение степени открытости ее экономики, в том числе путем привлечения иностранного банковского капитала, поощрения притока высоких технологий и масштабного экспорта продукции этого профиля.
Проведенный анализ данной управленческой ситуации еще раз показывает необходимость совершенствования организационной структуры Федерального агентства по рыболовству (следует усилить технико-технологические подразделения, в том числе в области береговой инфраструктуры).
Юрий БОБЫЛОВ, к.э.н. (ОАО «ВНИЭРХ»)
Апрель 2009 г.
Добавить комментарий