«Тайфун-2007» . Итоги спецоперации.
Специальная пограничная операция «Тайфун-2007» завершена. За период ее проведения пограничники выявили более 200 правонарушителей. По итогам операции в Хабаровске состоялось расширенное совещание с представителями правоохранительных органов, при участии некоммерческой организации «Ассоциация добытчиков минтая», а также с руководителями рыбодобывающих компаний, участвующих в промысле минтая.
Главными целями СПО «Тайфун-2007» являлись защита экономических и иных законных интересов России в области сохранения и использования водных биологических ресурсов, а также пресечение браконьерской деятельности в ходе промысла минтая и вывоза его производной продукции за рубеж. Операция проводилась в период с 15 января по 20 апреля под руководством Регионального пограничного управления ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу на участках входящих в его состав пограничных управлений ФСБ РФ по Приморскому краю, Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, Сахалинского и Северо-Восточного пограничных управлений береговой охраны ФСБ РФ.
В ходе операции для выявления и пресечения преступлений природоохранного законодательства были задействованы возможности территориальных органов ФСБ, ФТС и МВД России, Росфинмониторинга, представительств МИД России, сил Тихоокеанского флота, зарубежных партнеров.
Помимо этого, в целях повышения эффективности оперативно-служебной деятельности пограничных органов в ДФО и формирования благоприятных условий для решения задач СПО «Тайфун-2007», а также использования информационных и административных возможностей крупных рыбопромышленников, было организовано взаимодействие с Ассоциацией добытчиков минтая и другими крупнейшими пользователями ВБР в Дальневосточном федеральном округе.
Зона ответственности – Дальний Восток
Говоря о методах работы во время проведения спецоперации, начальник отдела береговой охраны государственной границы Управления ФСБ России по Дальневосточному Федеральному округу полковник Виктор ЧИКАНОВ отметил, что основные усилия были сосредоточены на анализе промысловой деятельности, контроле перегрузов рыбопродукции с добывающих на транспортные суда и плавбазы, пресечение незаконных вывозов уловов, перекрытие маршрутов транспортировки минтая в иностранные и российские порты. В основу аналитической деятельности были положены данные Камчатского центра мониторинга и связи, координационных центров пограничных управлений, а также информация, поступающая от взаимодействующих органов. «Промысловая обстановка в районах проведения операции в целом соответствовала программируемой. В районах промысла ежедневно находилось свыше 190 добывающих судов и около 15 плавбаз. Из 496 тыс. тонн, выделенных для промысла минтая в Охотском море, было освоено 470 тыс. 305 тонн, что составляет 95% от выделенных квот. При этом средний выход икры составил 4,5%, тогда как в прошлом году – 6,1%. Ежедневно на контроле промысла и транспортировки водных биоресурсов находилось около 20 единиц корабельного состава, непосредственно в районах промысла – до 7 единиц. Более 230 инспекторов (что на 20% больше, чем в прошлом году) контролировали деятельность рыбаков. Кроме того, в районах промысла действовало 7 межведомственных групп, сформированных из сотрудников пограничных органов и подразделений Россельхознадзора. В интересах проводимой операции авиацией всего было осуществлено 143 вылета. Принятые меры позволили осмотреть более 5,5 тыс. судов и проконтролировать инспекторским составом более 85% добытой рыбопродукции (около 416 тыс. тонн)».
Что касается результатов проведения контрольно-проверочных мероприятий в рамках операции «Тайфун-2007», то, по словам В. Чиканова, пограничными органами Дальневосточного региона было выявлено 345 нарушений природоохранного законодательства, задержано 75 судов, привлечено к административной ответственности 199 должностных (физических) и 32 юридических лица. «Органами дознания пограничных служб в период проведения операции в отношении капитанов судов-нарушителей возбуждено 34 уголовных дела. Наложено штрафов и предъявлено ущерба на сумму более 48,5 миллионов рублей. В естественную среду обитания выпущено 145 тонн живых объектов промысла, чем предотвращен экономический ущерб государству на сумму более 116 млн. рублей. Конфисковано 235 тонн рыбопродукции. По результатам разбирательств, в квоты на вылов минтая было вписано более 200 тонн. За нарушения в сфере добычи морских биоресурсов судами приняты решения о конфискации 11 (в 2006 году – 14) промысловых судов в доход государства».
О результативности мер, принимаемых пограничниками, свидетельствуют официальные данные ТИНРО-Центра. Так, по оценке ученых, наблюдается ощутимое улучшение ситуации, связанной с воспроизводством запасов и стабилизации популяции минтая в Охотском море – за период с 1998 года нерестовый запас минтая в Охотском море вырос в 1,7 раза величины ОДУ; сайры – в 1,6 раза; креветки и трепанга – в 2,2 раза. А по данным Ассоциации добытчиков минтая в 2007 году удалось сократить добычу икры минтая на 10 тыс. тонн, что позволило сохранить более 200 тыс. тонн минтая. Сегодня цены на минтай на рыбных аукционах Японии, Республики Корея и КНР превышали прошлогодние в среднем на 15-20%.
Приморская зона
3 мая в Пограничном управлении ФСБ РФ по Приморскому краю состоялся брифинг по подведению итогов специальной пограничной операции «Тайфун-2007». В нем приняли участие начальник пограничного управления генерал-лейтенант Владимир ЛАКИЗО и начальник отдела береговой охраны контр-адмирал Михаил ГАЛОЧКИН.
Как пояснил В. Лакизо, в зоне ответственности Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю активный промысел в части добычи минтая, его переработки не осуществляется. «Поэтому основным направлением деятельности в ходе операции для пограничных органов в Приморской подзоне была проверка транспортных судов на маршрутах их перехода, контроль выгрузки судов, прибывающих в порты Приморского края и осуществление проверок промысловых судов, находящихся на промысле».
По словам начальника приморского пограничного управления, при проведении операции «Тайфун-2007» на участке Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю было организовано взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Тихоокеанским Флотом в районах проведения операции, органами МВД, Дальневосточным таможенным управлением и другими заинтересованными структурами, а также с Управлением безопасности на море Японии и Национальным агентством морской полиции Республики Корея.
«С начала проведения операции на участке Пограничного управления позиционировалось ежесуточно до 40 российских судов.
В интересах операции было осуществлено около 30 вылетов авиации ФСБ России на морской участок пограничного управления.
«Тайфун-2007» на участке Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю проходил в непростых условиях. Имелись факты невыполнения капитанами судов-нарушителей законных требований пограничников об остановке судна. Браконьеры пытались уйти от преследования даже после предупреждений о применении оружия. Один раз пограничникам в ходе операции пришлось применять стрельбу на поражение при задержании СТР «Выносливый» (порт приписки Владивосток, судовладелец «Тихоокеанская рыбопромысловая компания»). На его борту после высадки осмотровой группы было обнаружено более 40,5 тыс. особей живого краба. На траулере не было ни судовых, ни промысловых, ни разрешающих промысел документов», – привел пример Владимир Иванович.
Анализируя результаты операции, он отметил тенденцию увеличения количества браконьерских судов, осуществляющих промысел под иностранными флагами «удобных» государств с российскими экипажами. Если в прошлом году в ходе операции «Тайфун» «подфлажников» было треть от всех задержанных судов (6 из 19), то в этом году они составляют почти половину от всех задержанных судов (10 из 22). «Это известная практика, которую применяют компании, занимающиеся браконьерским промыслом, – заметил Владимир Лакизо. – Дело в том, что российское и международное законодательства затрудняют применение норм уголовного и административного права РФ к нарушителям, чья деятельность осуществляется под флагами иностранных государств. Это связано с последним изменением закона об исключительной экономической зоне, где было исключено понятие промысла, – пояснил Владимир Лакизо. – В настоящее время сложно признать судно-транспортировщик под иностранным флагом нарушителем правил промысла. Более того, даже после признания «подфлажников» нарушителями и наложения на них штрафов (сегодня общая сумма превышает 155 млн. рублей) взыскать последние крайне сложно. Ведь фирмы зарегистрированы в других государствах».
Говоря об основных результатах операции «Тайфун -2007» на участке Приморского Пограничного управления, В. Лакизо привел такие показали: «Силами береговой охраны за период проведения операции было осмотрено в портах и в море более 600 промысловых судов, что в 2,3 раза больше, чем в ходе прошлогодней операции. За различные нарушения задержано 22 судна, Оштрафовано 72 физических и 24 юридических лица на общую сумму более 2 млн. 493 тыс. рублей. Сумма штрафных санкций в 1,8 раза превышает результаты прошлогоднего «Тайфуна». В естественную среду обитания выпущено 165 тыс. 200 экземпляров живого краба, тем самым предотвращен ущерб на сумму около 99 млн. рублей. Это в 11 раз больше, чем в 2006 году».
В результате увеличения контрольно-проверочных мероприятий, более чем в 2 раза по сравнению с аналогичной прошлогодней операцией отмечается увеличение количества выявленных нарушений – 156 (в период «Тайфуна-2006» – 139 нарушений). По мнению В. Лакизо, высокая эффективность, прежде всего – результат слаженной работы всех заинтересованных сил и ведомств. «Сегодня мы не имеем проблем с поставками горюче-смазочных материалов, с ремонтом корабельно-катерного состава, нет проблем с использованием авиации ФСБ, налажено оперативное взаимодействие с нашими боевыми коллегами. В будущем году на Пограничное Управление из государственной казны будет выделено более 380 млн. рублей. Часть этих средств пойдет на модернизацию существующего и строительство нового корабельно-катерного состава, закупку необходимого шкипер-технического имущества. Денег от предотвращения ущерба и штрафов сегодня в погрануправление не поступает. Хотя такая практика, которая существовала до 2001 года, могла бы стать существенным подспорьем для пограничников в решение текущих задач (ремонт кораблей, закупка топлива, строительство жилья для боевого состава). И все же я считаю, что нам созданы оптимальные условия для несения службы, и мы намерены дальше увеличивать эффективность работы».
По выявленным нарушениям возбуждено 138 дел об административных правонарушениях, в аналогичный период прошлого года – 63 дела. Большая часть рассмотренных дел об административных правонарушениях была возбуждена за нарушения правил промысла.
По выявленным фактам преступлений в сфере охраны водных биоресурсов возбуждено 14 уголовных дел (в рамках «Тайфуна-2006» возбуждено 4 уголовных дела).
Омрачает общую картину лишь факт присутствия в рядах пограничников предателей. «В ходе дознания нами были выявлены пособники браконьеров из числа сотрудников пограничного управления, – сказал Владимир Иванович. – Часть из них находится под стражей, другим в качестве меры пресечения избрана подписка о невыезде. По имеющимся материалам прокуратура Приморского края возбудила уголовное дело по ст.187 УК РФ (контрабанда), а органами дознания пограничного управления были инициированы уголовные дела по ст.256 УК РФ (незаконная добыча ВБР, животных и растений) и ст.322 УК (незаконное пересечение государственной границы России). Сегодня по данным фактам также работает прокуратура Тихоокеанского флота». Владимир Лакизо заверил, что в погрануправлении и впредь будут принимать все усилия для того, чтобы избавиться от предателей.
Отвечая на вопрос корреспондента «РП», насколько облегчила работу пограничников Ассоциация добытчиков минтая, Владимир Иванович отметил, что тот научно-обоснованный ориентир по выходу икры минтая в 4,5%, который был принят членами Ассоциации за норму, подтолкнул большинство компаний, не входящих в эту некоммерческую организацию, соблюдать негласное правило. «Конечно, при проведении контрольно-проверочных мероприятий в условиях моря определить, сколько минтая выбрасывается за борт, а также сортность икры не всегда представляется возможным. Однако выпускать в общем 4,5% икры минтая только высшего сорта для рыбаков нереально». При этом Михаил Галочкин заметил, что при проверке судов, вернувшихся с Охотоморской минтаевой экспедиции, в портах была организована и биологическая экспертиза.
По мнению В. Лакизо, в борьбе с браконьерством решающее значение имеют несколько факторов: «Во-первых, создание таких экономических условий, при которых судам будет выгодно заходить в российские порты и сдавать рыбопродукцию на российский берег; во-вторых, поведение работы на уровне МИД, направленной на недопущение браконьеров в иностранные порты; в-третьих, ужесточение наказаний за нарушения в сфере добычи биоресурсов; четвертое – усиление технической составляющей, т.е. работы пограничных служб». Уже в ближайшее время в погрануправлении планируется организовывать авиа-наблюдение за морским пространством.
Проблемы взаимодействия
Вместе с тем, в ходе операции выявились проблемные вопросы, снижающие эффективность противодействия незаконному обороту морских биоресурсов.
По словам Виктора Чиканова, в неполной мере были использованы возможности международного сотрудничества с пограничными органами сопредельных стран в вопросах предотвращения поставок в иностранные порты незаконно добытых водных биоресурсов. «Постоянного контроля и более активной позиции судебных инстанций при защите интересов в органах безопасности требует работа по взысканию штрафных санкций. Так, из 48 млн. рублей наложенных штрафов сегодня взыскано лишь 4,5 млн. Кроме того, анализ работы по принудительному исполнению постановлений, вынесенных пограничными органами по итогам 1 квартала 2007 года, свидетельствует о снижении эффективности работы проводимой подразделениями судебных приставов. Дальнейшего совершенствования требует и система контроля за вывозом рыбопродукции и проверки транспортных судов. Сохранена сложная ситуация по содержанию задержанных судов, обеспечению их безопасной стоянки, жизнеобеспечению экипажа, контролю за их действиями. Полномочному представителю президента в Дальневосточном федеральном округе были направлены предложения о внесении изменений в соответствующие законодательные акты по данной проблеме», – заключил В. Чиканов.
На совещании также были отмечены и проблемы внутреннего характера, выявленные при взаимодействии заинтересованных подразделений и ведомств. Так, как рассказал начальник Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России генерал-лейтенант Александр ЛЕБЕДЕВ, почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом сократилось количество проводимых совместных с Россельхознадзором проверочных мероприятий. Объективная причина – сокращение численности сотрудников Россельхознадзора, переориентация их деятельности на контроль прибрежного промысла. Помимо этого, до сих пор только декларируется координирующая роль пограничных органов, законодательного закрепления этой координационной функции нет. По мнению А. Лебедева, это серьезно затрудняет возможность комплексного использования имеющихся у вышеперечисленных организаций сил и средств. Наряду с этим он отметил недостаточное нормативно-правовое и научное обеспечение деятельности пограничной службы России и других госорганов в морском пространстве.
Однако имеется ряд проблем, которые взаимодействующие структуры в состоянии решать своими силами. «Большей частью это касается вопросов организации взаимодействия между оперативными органами пограничного управления и другими оперативными подразделениями. Одной из основных проблем, которую можно и нужно решить в кратчайшие сроки, является отсутствие взаимного доступа в информационные базы данных ФСБ и УВД». По мнению Лебедева, это отрицательно влияет на решение поставленных задач. В целом же, по его словам, избранная форма взаимодействия достаточно эффективна и позволяет выполнить поставленные задачи по охране ВБР. В своем выступлении А. Лебедев отметил, что в целях активного взаимодействия при проведении операции использовалась принципиально новая форма работы. Был создан и работал внештатный информационный координационный центр, еженедельно проводились совещания, в которых активное участие принимали представители взаимодействующих структур и Ассоциации добытчиков минтая. Основная форма взаимодействия – оперативный обмен информацией о правонарушениях в сфере рыболовного законодательства.
Обобщив информацию, участники совещания пришли к заключению, что эффективной работе пограничников и других заинтересованных сил и ведомств мешают в первую очередь проблемы законодательного характера. В частности, ряд последних принятых в законодательство РФ поправок создает недобросовестным пользователям дополнительные условия для ухода от ответственности (отмена лицензирования на транспортировку биоресурсов, исключение понятия промысла как комплексного процесса и др.). Помимо этого, по общему мнению участников совещания, снижает эффективность работы объединенных сил и ведомств отсутствие дифференцированной ответственности за преступления, совершаемые преступными сообществами, в том числе в сфере охраны морских биологических ресурсов.
Тем не менее, работа всех заинтересованных органов при проведении операции «Тайфун-2007» была признана удовлетворительной. На совещании было признано целесообразным принять меры с тем, чтобы сохранить достигнутые показатели. Наряду с этим, В. Чиканов предложил направить информацию о нарушителях в ФАР и Минсельхоз с тем, чтобы последние не продлевали с недобросовестными рыбаками договор об использовании квот. А предложения, направленные на повышение эффективности работы объединенных сил и ведомств – отправить полпреду.
Говоря о путях повышения эффективности операций по охране ВБР, начальник ГМИ Пограничной службы ФСБ России полковник Вячеслав БЫЧКОВ предложил создать базу данных по нарушителям. А также создать специальные группы. Определить четкие нормативы, которые должны быть использованы в ходе промысла минтая. «Сегодня мы ищем пути цивилизованного контроля. Необходимо использовать практику направления запросов физическим и юридическим лицам (судовладельцам) о предоставлении информации по освоению квот и другим проблемным вопросам промысловой деятельности. Надо останавливать промысел судов, выбравших квоты по разрешению и выдворять их из районов промысла. В этом году такая практика уже имеется. Необходимо определить и закрепить за каждым региональным подразделением не только зону ответственности, но и алгоритмы и периодичность отчетности, обмена информацией, и, самое главное, совместного планирования и проведения оперативных мероприятий по имеющемуся материалу. Также нужно создать единый орган управления операцией для оперативного реагирования», – сказал В. Бычков.
Подводя итоги операции «Тайфун-2007» в Хабаровске, начальник Регионального пограничного управления ФСБ России по Дальневосточному Федеральному округу генерал-лейтенант Валерий ПУТОВ отметил, что пограничные органы, входящие в состав Регионального пограничного управления ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу, поставленные перед ними задачи в ходе проведения специальной пограничной операции «Тайфун-2007» выполнили. А полученный опыт будет учтен при проведении СПО «Тайфун-2008».
Добавить комментарий