Свято место пусто не бывает

 
26 апреля 2012 10:00   604 просмотров
 

Сокращение промысловых запасов в ИЭЗ Дальневосточного бассейна заставляет рыбаков задумываться о возможности возобновления добычи биоресурсов в открытых водах Мирового океана. И не только задумываться, а предпринимать конкретные шаги в этом направлении.

    Обеспокоенность рыбаков этой проблемой усиливает и невнимание к ней со стороны руководства отраслью. Между тем, в июле 2006 года исполнилось уже 5 лет с момента принятия «Морской доктрины России», которая была утверждена Президентом России Владимиром Путиным 27 июля 2001 года.

    В целях эффективного освоения Российской Федерацией морских биологических ресурсов и сохранения нашей страны в ряду ведущих морских держав в области промышленного рыболовства этим документом предусматривается расширение масштабов исследований и возобновление промысла в открытых водах Мирового океана.

    Тем не менее, прошедший в августе 2006 года Первый международный съезд рыбаков показал, что обнаружение, исследование и добыча российскими учеными и рыбаками многомиллионных запасов биоресурсов Мирового океана остаются за рамками первоочередных государственных задач. Однако эти ресурсы уже несколько лет активно осваиваются многими странами (Китай, Греция, Исландия, США, Шотландия, Польша, Украина и др.).

Данные научного анализа состояния промысла в открытых водах Мирового океана и выводы о том, что российские рыболовные суда должны без промедления приступить к добыче рыбы в ЮВТО–ЮЗТО были опубликованы в текущем году.

    К сожалению, центральное руководство отраслью, по мнению капитанов-рыбаков, по-прежнему остается в стороне от решения важнейшей проблемы по выходу за пределы ИЭЗ и занятия своей законной ниши в южной части Тихого океана. Все это может привести к утрате Россией стратегической перспективы в области мирового промышленного рыболовства.

В октябре во Владивостоке состоялось заседание круглого стола по теме: «Морская доктрина России и открытые воды Мирового океана – перспективы и проблемы рыбного промысла». Организаторами мероприятия выступили редакции «Fishnews» и бассейновой газеты «Рыбак Приморья» совместно с Клубом капитанов рыбопромыслового флота при поддержке Департамента рыбного хозяйства администрации Приморского края. К совещанию готовились основательно, капитаны предоставили собравшимся материалы детального изучения вопроса, хотя большинство из участников круглого стола сами имели опыт промысла в южной части Тихого океана в докризисное время и проблему оценивали должным образом.

    На встрече присутствовали начальник Департамента рыбного хозяйства приморской администрации Игорь Улейский, председатель Клуба капитанов рыбопромыслового флота Борис Пафатнов, вице-президент ВАРПЭ Юрий Москальцов, заместитель гендиректора ТИНРО-Центра Вадим Савиных, представители Дальрыбвтуза и руководители крупнейших предприятий края (ОАО «Дальрыба», ЗАО «Ролиз», ОАО «ТУРНИФ», ОАО «Преображенская база тралового флота» и др.)

    Первыми свою точку зрения на поставленную проблему высказали капитаны рыбопромыслового флота. Борис Пафатнов убежден, что действия руководства отрасли ведут в тупик, вскоре ресурсы Мирового океана будут разделены согласно международным соглашениям, Россия при этом занимает пассивную позицию и останется «не у дел». По его словам, заверения центрального штаба рыбного хозяйства в том, что «все под контролем и будет в порядке, так как исторически нам и так все положено», безосновательны. Капитаны убеждены: если проблему не решать безотлагательно, впоследствии никто России доли в мировых рыбных запасах не даст, тем более «по исторической справедливости».

- Ресурсы поделят без нас, если мы не объявимся «по факту» в открытом океане, – заявил Борис Пафатнов. – А значит, нам останется скромно «утюжить» только свой огород, и наступит конец перспективе великой в прошлом рыбной державе, так как никто и никогда уже не подпустит нас к поделенным ресурсам. Вот к чему на самом деле ведут нас наши отраслевые руководители, в частности замминистра Владимир Измайлов, который во время рыбацкого съезда во Владивостоке заявил: государство на юг не пойдет. Мы не можем согласиться с этим, а обязаны сделать свой выбор – либо дальнейшая, как мы считаем, стагнация отрасли, либо динамичное развитие.

    Председатель Клуба капитанов также отметил, что предложение замминистра отправляться на промысел в ЮЗТО «на предпринимательской основе», то есть на свой страх и риск, является ошибочным.

- Судовладельцы не будут рисковать своим капиталом, пока не будет получен пробный опыт такой работы. Ведь каждый рейс в отдаленный район – это солидные траты, а при неизвестном результате кто на это пойдет? Мы самостоятельно проработали тему и считаем, что нельзя начинать это дело, если не решить хотя бы основные вопросы.

Борис Пафатнов уверен, что первый шаг должно сделать государство.

- Возвращаясь на промысел Мировой в океан в современных условиях, когда вот-вот начнется раздел мировых ресурсов, рыбаки должны заручиться хотя бы юридической поддержкой государства, чтобы все затраты на организацию экспедиционного промысла не пропали даром. Необходимо присутствие государственных представителей на всех международных конференциях и переговорах, посвященных разделу биоресурсов Мирового океана.

Проблем, по мнению капитанов, в этом сложном деле очень много. Их, конечно, надо все тщательно проработать, прежде чем выходить на промысел в открытый океан, но и затягивать на годы тоже не следует. Например, в 2004 году специалистами Клуба капитанов разработана «Программа освоения гидробионтов Южной Пацифики». А в 2005 году на Совете капитанов был утвержден план мероприятий по подготовке к промыслу ставриды и других рыб в южной части Тихого океана. В течение года капитаны тщательно изучали этот вопрос и сегодня готовы взять на себя ответственность за его реализацию.

- Мы уверены в том, что этот проект будет иметь долговременную перспективу лишь в том случае, если вначале будет реализован опытно-промысловый рейс, в котором будут отработаны новые технологии ведения промысла, переработки и доставки продукции потребителям. Во-первых, нужно провести исследования объектов промысла, чтобы знать их промысловые и биологические характеристики; во-вторых, надо научиться современной методике поиска объектов промысла; в-третьих, отработать способы лова этих объектов. Помимо этого, необходимо решить проблему перегрузов продукции в море, а также обязательно согласовать вопрос сотрудничества с учеными, так как без их исследований невозможен и прогноз не перспективу. Сегодня капитаны уже имеют на руках практическую информацию о количественном и качественном составе уловов по районам промысла, деловые советы, основанные на хорошей морской практике, по промысловой оснастке судов, по способам постановки и выборки тралов, рекомендации по поиску скоплений рыб, криля, других промысловых объектов. Есть у нас и собственные уникальные разработки для успешного промысла в автономном режиме. Наш план подготовительных мероприятий, состоящий из 26 пунктов, проработан по всем вопросам опытно-промыслового рейса. Уже нашли и подходящее судно, есть и варианты финансирования этого проекта. Мы планируем не просто выйти в море, чтобы наловить как можно больше рыбы, допустим 25.000 тонн за год. Нет. Мы готовимся сразу оснастить первое судно так, как сегодня требуется для промысла в автономном режиме в удаленных районах мирового океана, причем, очень рационально, без излишеств. Чтобы реализовать, во-первых, наши разработки по оперативному поиску скоплений пелагической рыбы, новейшим способам лова и технологии ее переработки, а во-вторых, создать условия для работы мобильной научной группы из 3-4 специалистов и получать в рейсе необходимые для промысла сведения. Так, к примеру, гидрологический зонд даст нам оперативные данные о термоклине и солености воды, спутниковый приемник SU-28 покажет картинку поверхности моря в инфракрасных и прямовидимых лучах, что позволит нам быстро выходить на основные скопления рыбы, а в ихтиологической лаборатории сделают экспресс-анализ рыбного сырья и сразу дадут технологам его основные характеристики. Все это вместе позволит нам получить настоящее штабное промысловое судно и даже, скорее всего, впоследствии мы сможем предоставлять консультативные услуги на экономической основе другим странам. Конечно же, это надо будет делать через соответствующие инстанции, но когда наши рыбаки окажутся в лидерах рыбалки, спрос на наши высокотехнологичные услуги появится непременно.

    Борис Пафатнов констатировал, что выход в Мировой океан – реальная возможность решить сразу 4 главные рыбацкие задачи, которые предписаны Морской Доктриной. Во-первых, обеспечить значительный прирост ресурсной базы для рыболовства за счет океанического лова; во-вторых, возобновить масштабные научные исследования Мирового океана; в-третьих, более эффективно сохранять рыбные ресурсы в своих водах. «Все это вместе позволит нашей стране вновь занять лидирующие позиции в ряду мировых морских держав. Вот тогда рыбаки и смогут уже через год со спокойной совестью доложить Президенту России об исполнении Морской Доктрины, тем самым дать ему новые весомые аргументы для достижения нашей страной своих геополитических интересов. Да и наши стратегические интересы мы сумеем обеспечить – будет у нас работа на долгие годы, будет богатая рыбалка и приличные доходы для предпринимателей, вот вам и стабильное благосостояние рыбацких семей. Но, прежде всего, именно таким образом мы сможем обеспечить продовольственную безопасность страны», – подчеркнул председатель Клуба капитанов.

    Слово взял Юрий Москальцов. Рассказав об опыте советских рыбаков в Мировом океане, он, в целом согласившись с председателем Клуба капитанов, предложил свое видение решения проблемы.

В недалеком прошлом, в конце 80-х годов, рыбаки Дальнего Востока добывали свыше 5 млн. тонн рыбы и морепродуктов. Несмотря на стабильную в то время сырьевую базу, промысловый флот работал в 12-ти районах Тихоокеанского бассейна. Дальневосточные рыбаки имеют большой опыт организации экспедиционного промысла в открытых частях Мирового океана. Они добывали хек в Ванкуверо-Орегонском районе, пристипому в районе Гавайских островов, ледяную рыбу в районе острова Кергелен, криль в водах Антарктики, а главное, ставриду в водах юго-восточной части Тихого океана. «Только в этой экспедиции работало до 26-ти дальневосточных крупнотоннажных судов, которые вылавливали около 300 тыс. тонн рыбы в год, а общий вылов в этом районе достигал 1 млн. тонн, – сообщил Юрий Москальцов. – Это был крупномасштабный экспедиционный лов с обеспечением вывоза рыбопродукции, завоза топлива, тары и других видов снабжения, обеспечением безопасности мореплавания, смены экипажей и др. В эту экспедицию направлялись крупнотоннажные суда возрастом не свыше 7-8 лет, обеспечивалась надлежащая их техническая эксплуатация и межрейсовое техническое обслуживание в Кальяо (Перу)».

    Тогда, по словам Юрия Москальцова, изучению сырьевой базы рыболовства, в том числе и в международных водах уделялось очень большое внимание: десятки научно-исследовательских судов ТУРНИФ с научными работниками ТИНРО на бортах круглогодично находились в море в поисках новых перспективных районов промысла.

Осуществлялась специализация промысла по типам судов, объектам и способам лова. «Достаточно напомнить, что в Охотском море крупнотоннажному флоту не разрешалось работать, лов велся только среднетоннажными судами с передачей улова на плавучие базы. И, как следствие, на протяжении десятков лет сырьевая база Охотского моря оставалась стабильной!» – пояснил вице-президент ВАРПЭ.

    С распадом СССР положение в отрасли резко изменилось в худшую сторону, добыча в открытых районах Мирового океана прекратилась, весь промысловый флот сконцентрировался на вылове рыбы в нашей экономической зоне. Суда мгновенно растащили по сотням мелких предприятий, естественно, ослаб контроль со стороны органов рыбвода.

Усугубило положение, в смысле ослабления контроля за соблюдением правил рыболовства, ошибочное решение передачи функции рыбвода федеральной пограничной службе. Было бы вернее, считает Юрий Иванович, объединить усилия рыбвода и пограничников. «Но, к сожалению, к нам не прислушались, а в результате получили невиданный размах браконьерства и коррупцию, чего в отрасли никогда не было».

    Введение аукционов по продаже биоресурсов окончательно добило отрасль, а что касается браконьерства, то этот негатив перерос в новое качество, названное президентом РФ Владимиром Путиным, по мнению рыбаков, очень верно, – биотерроризмом.

- Сырьевая база в морях Дальневосточного бассейна настолько истощена, что не исключен в ближайшее время полный запрет промышленного лова минтая в Охотском море, а также других объектов, как это произошло с камчатским крабом, – полагает Юрий Москальцов. – Для рыбаков с их крайне скудным финансовым положением это будет катастрофа со смертельным исходом.

В связи с этим, наряду с принятием экстренных мер по сохранению биоресурсов в нашей экономзоне (усиление контроля через увеличение возможностей наших пограничников, вывод иностранного флота из нашей экономической зоны по примеру Охотского моря и ориентация его на работу совместных предприятий в рамках межправительственных соглашений по рыболовству), крайне важен вопрос, вынесенный на обсуждение настоящего круглого стола, – отметил Юрий Иванович. – Ведь ранее в открытых водах Мирового океана нами добывалось 1,5 млн. тонн рыбы, т.е. столько, сколько сейчас добывает весь Дальневосточный бассейн.

    Вместе с тем, он согласился с тем, что организация промысла в открытых водах – очень непростая проблема, для осуществления которой потребуется решение целого комплекса вопросов. «Но делать надо, так как с каждым годом все труднее будет ее решать, ибо флот стареет, а ряд прибрежных государств пытается установить свою юрисдикцию и на прилегающие открытые воды».

По мнению Юрия Москальцова, можно предложить следующие основные меры. «Прежде всего, и это главное, должна быть государственная целевая комплексная программа по освоению биологических ресурсов Мирового океана. Для ее реализации должно быть создано специализированное акционерное общество, в котором контрольный пакет акций принадлежал бы государству, и оно бы координировало всю деятельность по освоению открытых вод Мирового океана от добычи до реализации продукции».

    В настоящее время существует достоверная информация о состоянии биоресурсов в различных районах Мирового океана. Надо такую информацию иметь, а для этого потребуются соответствующие научные исследования. В 2007-2008 годах их возможно провести судами, выделенными заинтересованными компаниями, в различных районах Тихого океана. Необходимо выставить:

- 2 крупнотоннажных судна на ставриду в район ЮВТО за 200-мильной зоной Чили и Перу;

- 1 крупнотоннажное судно и 1 судно типа СРТМ, специализированное на ярусном лове, на пристипому (кабан-рыбу), окунь, лещ и др. в район Императорского хребта Гавайских островов;

- 1 крупнотоннажное судно на скумбрию в район к востоку от острова Хоккайдо.

- Научные исследования уже ведет ТИНРО-Центр, финансирование возможно осуществлять за счет средств, выделяемых на науку плюс какая-то заинтересованность предприятий в рамках возможностей министерства», – предложил Москальцов. – Надо четко знать рынки сбыта продукции, а для этого должны быть проведены соответствующие маркетинговые исследования, технико-экономические расчеты стоимости добычи рыбы, производства рыботоваров, поставки рыбопродукции как на внутренний, так и на внешний рынок, учитывать непрерывный рост стоимости топлива. Ведь сегодня стоимость 1 тонны топлива составляет уже почти 700 долларов при цене, например, 1 тонны продукции из ставриды – максимум 500 долларов», – отметил вице-президент Всероссийской Ассоциации рыбопромышленников и экспортеров.

    Известно, что ставрида – это основной вид рыбы, который мы можем добывать в открытых водах. По прогнозам АТЛАНТНИРО в ЮВТО допустимый улов может составить порядка полутора млн. тонн (в том числе ставрида – 90%), т.е. то, что мы вылавливали во времена министерства рыбного хозяйства СССР.

    «После проведения научных исследований надо определиться, какой флот можно будет использовать в отдаленных районах», – полагает Юрий Иванович. Как он объяснил, есть 2 пути: модернизация старых или строительство новых судов. «Расчеты показывают, что модернизация БМРТ типа «Пулковский меридиан» для достижения суточного вылова 120 тонн потребует 2 – 3 млн. долларов на одно судно.

Рентабельный промысел ставриды, по проработкам ВНИЭРХ, может быть достигнут при использовании судов нового поколения со следующими характеристиками:

Длина судна – 95 м;

Мощность главного двигателя – 5 – 6 тысяч. Л.с.;

Объем рефрижераторных трюмов – 6 тысяч куб.м;

Производительность морозильных аппаратов – 250 тонн/сут.;

Экипаж – 35 – 40 человек;

Годовой вылов этого судна должен быть в пределах 30 тыс. тонн;

Стоимость такого судна – порядка 15 млн. долларов;

Окупаемость – 10 лет при ставке кредита 15%.

Для промысла кальмаров, тунцов, криля – должны быть построены специализированные суда.

В связи с этим определенный интерес представляет организация внутреннего лизинга для строительства судов, создание СП с прибрежными государствами, аренда судов и т.д.».

Юрий Иванович согласился с председателем Клуба капитанов в том, что требуется детальная проработка вопросов вывоза рыбопродукции, завоза топлива, тары, других видов снабжения, технического обслуживания судов, смены экипажей и др.

    Кроме того, необходимо проведение международно-правовой экспертизы условий рыболовства в открытых водах и связанных с ним операций для предотвращения или нейтрализации возможных ограничений и дискриминационных мер со стороны прибрежных государств. Здесь, как он считает, без помощи МИДа не обойтись.

Должен быть жесткий контроль и оперативное решение вопросов со стороны Федерального Агентства по рыболовству за работой предприятий и судов в открытых частях Мирового океана.

И, самое главное, все вышеуказанные меры по организации промысла в открытых водах немыслимы без государственной поддержки: это и инвестирование в строительство нового флота, и модернизация и эксплуатация существующих судов, дотация на покрытие издержек производства, а также различные налоговые и акцизные льготы для предприятий и судов, которые будут вести лов рыбы и морепродуктов в открытых районах Мирового океана.

«Без реализации этих мер проблему решить практически невозможно», – подчеркнул Москальцов.

К сожалению, по словам Юрия Ивановича, правительство равнодушно относится к проблемам рыбаков. И это подтверждают безответственные заявления руководителей отрасли. Однако рыбаки понимают, что не продержатся в собственной экономической зоне, которая скудеет с каждым годом, а потому выход один – возобновлять промысел в Мировом океане. «Мы должны объединиться и решать проблему комплексно. Заставить думать о ней наших руководителей. Заставить говорить о ней. Мы должны ударить единым фронтом. В будущем мы сможем решить проблему продовольственной безопасности нашего государства», – заключил Юрий Иванович.

В то же время становится понятно, что организация «пилотного проекта» – дело исключительно руководителей рыбацких предприятий. А они не рискнут, если не будут уверены в положительном результате. Как верно заметил директор ОАО «Дальрыба» Вячеслав Москальцов, одна компания этот проект не потянет. Необходимо, как минимум, объединить 4 – 5 предприятий, которые смогут вложить 6 – 7 млн. «Нам государство не поможет. Рассчитывать сегодня приходится только на себя. И в приобретении судов, и в договорах, и в безопасности, и в организации мореплавания, и в поисках рынков сбыта. Только везде должна быть четкая конкретная коммерческая составляющая. Просто экспериментировать для того, чтобы Россия обозначилась в Тихом океане, сегодня никто не пойдет. Нужен реальный финансовый результат», – сказал Вячеслав Москальцов. С его словами сложно не согласиться.

Это подтвердил и директор ОАО «Преображенская База Талового Флота» Арслан Висаидов: «Мы давно занимаемся этим вопросом и пришли к выводу, что необходимо оборудовать, как минимум, 5 судов типа БАТМ и только тогда выходить на промысел. При этом надо отладить транспортную схему, сформировать танкера и прочее обеспечение. Я согласен с тем, что этот проект не по силам лишь одной компании. Однако, имеет ли смысл говорить об этом. Услышат ли нас?»

    Руководитель департамента по рыболовству администрации Приморского края Игорь Улейский уверен, что услышат, если продолжать громко заявлять о проблеме. Он отметил: «об этом нужно говорить обязательно. И что немаловажно, нужно использовать при этом практику федеральных целевых программ, хотя на последние надежда весьма слабая, но, как говорится, она умирает последней».

Рассуждая об источниках финансирования «пилотного проекта», Игорь Григорьевич признал, что это действительно самая больная тема. А деньги-то на самом деле есть – рыбаки, несмотря на двойное налогообложение, возникшее с введением сбора за пользование водными биоресурсами, платят исправно и в полном объеме.

    Средства регулярно поступают в государственную казну. «Приморский край платит 1 млрд. 300, Дальневосточный бассейн – более 5 млрд. рублей в год. Вот вам и источник финансирования, – отметил Игорь Улейский, – Однако средства эти не идут сегодня целевым финансированием ни на развитие рыбацкой науки, ни на организацию должным образом охраны биоресурсов. Рыбацкая общественность, я думаю, громко должна спросить: куда и на что идут эти средства. Хотя, я полагаю, что они, скорее всего, «растворяются» в общем бюджете страны. Конечно, в масштабе госбюджета эти деньги, в принципе, небольшие, их было бы вполне достаточно для наших рыбаков. Их вполне хватило бы и на реализацию этого проекта, при условии, что во главу угла была бы поставлена реализация идеи по обеспечению жителей страны доступной и качественной рыбопродукцией. Ведь, – как отметил руководитель департамента, – не задача рыбака обеспечивать страну дешевой рыбой – это государственная задача. Для рыбацкого бизнеса, прежде всего, важны получение прибыли и выплата налогов. А если у государства есть цель обеспечить население доступной и качественной рыбопродукцией, то оно должно реализовать ее не за счет самих рыбаков, а путем экономического стимулирования: например, выкупать у производителей продукцию и, снижая цену, датировать своего жителя».

    Но в любом случае, уверен Игорь Григорьевич, необходимо продолжать говорить о проблеме выхода в Мировой океан. Надо понимать также, что краевой бюджет обеспечения экспедиционного лова не потянет – необходимо выходить на правительственный уровень. «Но для этого, конечно, нужен бизнес-проект, в котором будут показаны источники финансирования как свои, так и с предложением государственного участия». И проект по одному судну здесь не пройдет, да и не справиться одной компании в одиночку. Пример зарубежных стран здесь также не подойдет: там за рыбаками стоят серьезные финансовые институты, которые обеспечивают достойные кредитные линии под реализацию этих проектов. «А мы можем констатировать, к сожалению, что выйти в Мировой океан нам сегодня сложно – это факт».

Однако сделать это необходимо, убежден Борис Пафатнов.

- Сегодня можно размышлять о бизнесе, о льготах, но главная мысль-то одна – через 1,5-2 года поделят ресурсы, и останется у нас 500 тыс. тонн навсегда, которые разделят между собой 12 уцелевших к тому времени дальневосточных компаний, а что тогда делать остальным?- настаивал председатель Клуба капитанов. – А ведь у нас есть конкретные цифры, подтверждающие выгодность данного проекта: в зависимости от степени исполнения, прибыль может быть на уровне 5-6 млн. долларов в год (с 1 БАТМа или МООНЗУНДа). 20-25, а то и 30 тыс. тонн в год судно берет обязательно, это подтверждают люди, непосредственно побывавшие сегодня на промысле в Мировом океане. Нами уже найдено и решение транспортировки. И все это более экономично, нежели держать в море круглый год на протяжении 2-3 лет один «десятитысячник».

- Разговаривать можно долго, но действовать необходимо уже сегодня. Надо вложиться в разработку бизнес-проекта, чтобы был результат, – призвал участников круглого стола председатель Клуба капитанов. – Есть проект – есть коллектив единомышленников. И результат обязательно будет. Тем более, что у Клуба капитанов уже есть конкретные наработки в этой области, в проект уже вовлечена компания «ТУРНИФ», все просчитано и обосновано. А от государства требуется, в первую очередь, поддержка в правовом вопросе, хотя бы в части мореплавания – рыбацкие суда в любой точке Мирового океана должны сопровождать и государственная охрана, и спасатели.

    Дискуссия перешла в совершенно практическое русло, когда представилась возможность задать вопросы только что вернувшемуся из района промысла капитану судна, по выражению присутствующих, «батрачившего» на иностранного судовладельца. Руководителей рыбодобывающих компаний интересовало все: объемы добычи, размерные ряды, скорость и горизонт траления, погодные условия, количество и типы судов, температурный режим, устройство транспортных схем, возможность бункеровки, рынки сбыта, цены и многое другое. Выяснилось, что макрель мелкая ЮЗТО сдается в Австралии по цене 600 долларов за тонну, крупная (4-8 шт./кг) идет по 900 долларов с лишним. Информация о том, что за ночь, работая простым тралом, удается производить 3-4 траления, при этом объем добычи составляет 400-500 тонн, а активная рыбалка ведется 8 месяцев в году – прибавила участникам круглого стола решимости. Однако вставал вопрос с переработкой и транспортировкой таких объемов. Арслан Висаидов предположил, что в этом случае рациональнее будет работать в составе: плавбаза и 5 БАТМов.

Единственным, кто скептически оценивал возможности реализации проекта, оказался заместитель генерального директора ТИНРО-Центра Вадим Савиных. В целом, поддерживая необходимость возобновления промысла в открытых водах Мирового океана приморскими рыбаками, Вадим Федорович отметил, что и в ИЭЗ России Дальневосточного бассейна многие объекты лова недоосваиваются, а, следовательно, есть резервы. К тому же до конца не разработана технология глубокой переработки, например, ставриды.

- Вспомните хотя бы вкус тех консервов, которыми у нас одно время были завалены все прилавки, – предолжил Вадим Савиных, – что это, по-вашему, хорошая рыба? У нас ее, почему-то, никто не покупал. Да, в Африке, может быть, ее и съедят. А у нас белок из рыбы можно получать из того же кальмара, который недоосваивается, марикультуры. В европейской части привыкли есть карпа, так сейчас его там и разводят. Проектов-то на сегодняшний день много и предложенный вами – это один из вариантов, но бросать на него все усилия, думаю, не стоит. Да, в юго-восточной части Мирового океана провели исследования, действительно, подтвердили – рыба есть. Но кому она будет нужна?

Однако Вадим Федорович подтвердил, что раздел ресурсов Мирового океана происходит, и Россия теряет в этом процессе свои позиции.

- В октябре в Генеральной ассамблее прошли слушания о закрытии донного тралового промысла в открытом океане. Создается рабочий орган из тех стран, которые продолжают вести этот промысел, создаются группы наблюдателей, принимаются различные конвенции. И, несмотря на все это, люди продолжают работать, где и как им удобно, скрывая при этом реальные цифры своих уловов. Разумеется, поэтому уже сейчас мировое сообщество намерено закрывать Мировой океан для свободного промысла. Аналогичный вопрос по открытому океану поднят и в Новой Зеландии, и в Австралии. В Чили и Перу, согласно Галапагосскому соглашению, предложено расширить охранную зону до 500 миль. И никто нас там не ждет, просто-напросто, – уверен Вадим Савиных, – И порты свои они не будут предоставлять, так как они, прежде всего, защищают интересы своих рыбаков. Никому мы там не нужны. И если мы хотим обозначить там свое присутствие, то инициативу по этому вопросу должна брать на себя именно компания, а не государство. Тем более, что в последнее время наметилась тенденция снижения и самого престижа рыбной отрасли и профессии. Даже в Японии – традиционно рыбной стране – снижается потребление рыбы на душу населения. Молодежь переходит на куриные окорочка. Нерка сейчас упала в цене в 2 раза, потому что японцы перешли на более дешевый кижуч, который завозят из Новой Зеландии, и ту же семгу. В Японии разрешили нанимать на промысловые суда филиппинцев, чего раньше не было. И тенденция эта наблюдается во всем мире.

Вадим Савиных также высказал сомнения по поводу рентабельности подобного промысла, правда, оперировал при этом данными, не убедившими рыбаков-практиков.

- Надо в этом направлении работать, согласен, но большой проблемы из этого создавать не стоит. Создала компания коммерческий проект, сходила, показала остальным, что стоит это делать – убедила. Остальные посмотрят, что у других получается, и начнут туда свои суда заводить. Однако, по нашим подсчетам, справиться с этим смогут далеко не многие. Например, согласно нашим расчетам, при стоимости топлива в 300 долларов (когда оно столько еще стоило), при переоборудовании одного судна в итоге получается 1 млн. долларов прибыли теоретически. Сейчас, при современных ценах на топливо, можно сказать с большой долей уверенности, что только суда нового поколения смогут с этим правиться. А пока и у нас, в наших Дальневосточных водах можно выбирать и камбалу, и кальмар, терпуг, навагу, и многое другое.

Стоит ли говорить, что теория у нас нередко расходится с практикой. Так получилось и в это раз – каждый довод «науки» был настойчиво опровергнут рыбаками. Прежде всего, участники совещания не согласились с расчетами: в один голос и руководители компаний, и сами капитаны промысловых судов, не понаслышке знакомые с реальной ситуацией, утверждали, что в выступлении использованы усредненные и устаревшие данные. По словам Бориса Пафатнова, при расчетах необходимо смотреть вперед, а не «обобщать результаты 20-летней давности. Современный трал вполне способен догнать рыбу, а технологию переработки современную учитывать нужно». Тем более что на «круглом столе» прозвучал и доклад профессора кафедры промрыболовства Дальрыбвтуза Валентина Семененко о способе оптимизации промысла. С помощью простого и относительно недорогого устройства (по расчетам докладчика, на восстановление конструкторской документации и налаживания производства необходимо будет затратить порядка 20-25 тыс. долларов), основанного на принципах так называемой безусловной автомоторной реакции у животных, можно значительно повысить объемы вылова на траловом промысле. Разработанное еще в 1976 году, в ходе испытаний на практике аппарат показал впечатляющие результаты: улов скумбрии увеличивается не менее чем на 25%, иваси – 20-25%, ставриды – не менее 30%, а объем вылова минтая возрос на 80% и более.

    В ряду контраргументов последовало, что одна аквакультура не сможет накормить такую огромную страну, как Россия. А впечатляющие объемы «недоосвоенных» морских биоресурсов, по мнению капитанов, существуют разве что только на бумаге. «Как можно выбрать этот кальмар, терпуг, если их основной удар приходится на четвертый курильский пролив – это Северные Курилы, вдоль которых у нас проходят звероохранные зоны от 2 до 12 миль, – недоумевал капитан промыслового флота Алексей Кузяев. – И чтобы узнать, где рыба, какова ее цикличность, сезонность и поведение, которое она, кстати, поменяла, нужно безвылазно сидеть в океане, а не обобщать данные, взятые из промысловых журналов». Гоняться же за разрозненными косяками не позволяет цена на топливо, которую государство добытчикам не компенсирует. По этой же причине трудно представить себе доставку уловов из южной части Тихого океана на российский берег, разумеется, рыбу придется сдавать в Австралию или Новую Зеландию, если часть транспортных расходов по доставке в отечественные порты не возьмет на себя государство.

К тому же «нельзя вычерпывать все свои ресурсы до дна, – убежден Борис Пафатнов. – Почему Австралия не рыбачит у себя и никого не пускает в свои воды, почему Америка не хочет добывать свою нефть, если ее там – тьма? Да потому, что сохраняют они все это для своего будущего, для потомков. Зато наше государство почему-то спокойно отдает, дарит 30 млн. тонны рыбы, которые можно добывать в открытых водах. Да, пока еще в наших водах есть рыба, но что будет уже через 5-7 лет? А сколько уже под контролем у тех же китайцев нашей рыбы, нашего минтая? Половина! И они уж точно не будут сохранять для нас все это, – продолжил Пафатнов. – Так давайте же действовать более жестко в этом вопросе, и ловить там, где это еще возможно!»

    В процессе оживленной дискуссии участники «круглого стола» не только не усомнились в рациональности представленного на обсуждение проекта, но напротив, утвердились в своем намерении добиваться реализации поставленной цели. Поскольку видение перспектив развития рыбной отрасли в центральном руководстве отраслью идет вразрез с положениями Морской доктрины, утвержденной президентом РФ, решено было не только настойчиво искать все возможные пути для привлечения внимания к проблеме со стороны правительства, но и донести ее суть до главы государства.

- В этом году мы уже подготовили в правительство проект под 6-7% для включения в бюджет 2007 года, – рассказал генеральный директор НТЦ «Дальрыбтехника» Игорь Иванченко. – Мы сделали это обоснование на 170 листах по всем направлениям рыбной отрасли Приморского края и отправили Михаилу Фрадкову письмо в июне этого года. Однако до сих пор ответа не поступало». Ни к чему не привели и попытки найти ответственных, кто бы мог дать конкретный ответ, как обстоят дела с письмом. А если учесть, что любое обращение должно в обязательном порядке пройти все инстанции, согласно существующей схеме документооборота, то немудрено, что оно просто осядет в ящике какого-то чиновника и через неопределенный срок благополучно перекочует в мусорную корзину вместе с сотнями подобных обращений, превратившимися за это время в макулатуру.

    Вот поэтому каждому рыбацкому предложению, проекту, документу необходимо создавать информационную поддержку, уверен один из организаторов «круглого стола», редактор отраслевой газеты «Рыбак Приморья» Эдуард Климов. Главное, что рыбаки действительно заинтересованы в возможности выхода в Мировой океан, готовы в кратчайшие сроки решать все зависящие от них вопросы и уже весной начать «пилотный» опытно-промысловый рейс с целью сбора и обобщения информации о состоянии биоресурсов ЮВТО-ЮЗТО и новых технологиях ведения промысла пелагически

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/rubric/krupnyim-planom/194
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.