Порты: вид в профиль
Без развития портов невозможно решить государственные задачи в области рыбного хозяйства, убежден президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
Сейчас в
Приморском крае находятся три основных рыбных порта: Владивостокский, Находкинский
и порт в бухте Троицы. К ним подключились ОАО «Далькомхолод» (холодильник на 25
тыс. тонн) и ряд других небольших холодильников на базе ДМП и других бывших
крупных предприятий. «Это положительная тенденция, потому как говорит о
постепенном замещении грузооборота, переходе на рыбу», - отметил президент Ассоциации
рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов в интервью журналу «Fishnews – Новости
рыболовства».
Руководитель
АРПП рассказал, что в советские времена Владивосток и Находка переваливали в
год до 3 млн. тонн рыбы при условии ритмичной отгрузки и отправки. Эксперт
подчеркнул, что именно для этого и строились порты - чтобы перегружать
продукцию и отправлять в центральные регионы. «Если условие ритмичной поставки
и отправки соблюсти, то имеющихся портовых и холодильных мощностей для
оперативной работы нам вполне достаточно. Однако сегодня поменялась
организационно-правовая форма железной дороги, появилось много небольших
собственников подвижного железнодорожного рефрижераторного состава, но главное
– столько современная Россия не готова съесть», - заметил глава отраслевого
объединения.
По его
словам, в советское время весь объем доставляемой в порт рыбы был уже расписан
и без задержки отправлялся потребителю. Однако в современных условиях транспорт
и холодильные мощности не предназначены для долговременного хранения и
перевозки всего выловленного объема. «Сегодня нужны склады, где можно недорого
и долго хранить рыбопродукцию. Особенно в период основных промысловых путин.
Поэтому сейчас рыбопромышленники вынуждены закладывать свой товар в портовые
холодильники, которые для этого совершенно не предназначены», - констатировал Георгий
Мартынов. Он добавил, что в строительстве складов заинтересованы именно рыбаки
(в том числе камчатские и сахалинские), а не порты, так как хранение рыбы не
приносит большого дохода.
«Было бы
возможно построить за территориями портов в Приморье холодильники для
долговременного хранения на 500-600 тыс. тонн. Оттуда организовывать отгрузку
для внутреннего рынка контейнерами, партиями. Это было бы, пожалуй, даже
эффективней и удобней, чем отправлять рыбопродукцию железнодорожными
рефсекциями. Можно построить небольшие холодильники по Транссибирской
магистрали – в узловых центрах, откуда эта продукция будет дальше расходиться
по России», - считает президент АРПП.
Он обратил
внимание, что все причальные стенки, в том числе и в рыбных портах, принадлежат
государству. А полномочия по оперативному управлению хозяйством находятся у
федерального унитарного предприятия «Нацрыбресурсы», которое и должно заключать
договоры на аренду причальных сооружений. «Сегодня у нас из 16 субъектов
хозяйствования в Приморском крае, в структуре которых есть причальные
сооружения, ровно половина судятся с «Нацрыбресурсами» - по заключению
договоров», - сообщил глава отраслевого объединения. По его словам, причины тяжб
разные: то необоснованно завышенные ставки на аренду причальных сооружений, то
просто необъяснимое затягивание подписания договоров аренды.
АРПП уже
обратилась по этой проблеме к новому руководству рыбной отрасли и нашла понимание.
«Мы предложили следующее: первое – профильность (рыбные грузы), второе –
долгосрочность аренды (до 49 лет), третье – понятная тарифная политика сдачи в
аренду. Были услышаны и поддержаны. В этом случае бизнес готов взять на себя
обязательства по ремонту и поддержанию в надлежащем исправном состоянии
объектов аренды. Более того, портовики не возражают, если будут сформированы
предложения по строительству и реконструкции холодильников, то есть если в эти
договоры будут заложены какие-то инфраструктурные условия», - рассказал собеседник
Fishnews.
Георгий
Мартынов добавил, что на последнем
совещании [http://www.fishnews.ru/news/23201] у главы Минсельхоза Николая Федорова и заместителя министра
сельского хозяйства – руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова
во Владивостоке Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья предложила
включить в протокол пункт по эффективному использованию государственных
гидротехнических сооружений в рыбных портовых терминалах. Эта инициатива
получила поддержку.
«Сейчас
первостепенная задача – заключить договоры аренды. Принципиально важно, чтобы
их срок был больше, чем на 15 лет. Срок аренды должен быть кратен тем задачам,
которые государство поставит по развитию берега. Портовики к этому готовы», - отметил
глава АРПП.
Он считает,
что при текущих условиях можно ограничиться холодильниками длительного хранения
объемом порядка 100-150 тыс. тонн, которые могут построить сами рыбаки. «Однако
если учитывать задачу по импортозамещению, то это еще порядка миллиона тонн.
Плюс рост рынка аквакультуры. Все это общегосударственные задачи. В конце
концов, Всемирная организация здравоохранения считает, что увеличение
среднедушевого потребления рыбопродукции напрямую способствует увеличению
продолжительности жизни. Без развития портов эти задачи не решить», -
резюмировал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья.
Полный текст
читайте в разделе «Интервью» на сайте Fishnews. [http://fishnews.ru/interviews/371]
Добавить комментарий