Масштабные, прагматичные цели развития отрасли на основе достижения технологического лидерства

 
5 мая 2014 11:45   246 просмотров
 

Рыбная отрасль, как и любая другая, обязана обеспечить выполнение задач, поставленных Президентом страны перед национальной экономикой – достижение технологического лидерства путем высокотехнологичного, инновационного развития. Их выполнение гарантирует России возврат в лидеры мирового рыболовства для обеспечения прагматических задач обеспечения продовольственной безопасности и развития смежных отраслей экономики. И отрасль не только обязана сделать это, но и имеет для этого все основания и возможности без существенного госфинансирования.
Хотелось
бы поблагодарить председателя Комиссии
Российского союза промышленников и предпринимателей по рыбному хозяйству и
аквакультуре Германа Зверева и редакцию Fishnews за то, что они в интервью «Власть всегда стоит
перед непростым выбором» [http://www.fishnews.ru/interviews/367] поднимают основополагающий вопрос для развития
отрасли.
Германом Зверевым совершенно точно поставлен вопрос о парадоксальном
отсутствии главных, основополагающих, государственных отраслевых целей. В
данном случае совсем неважно, что побудительным мотивом постановки такого
вопроса (и об этом Герман Зверев говорит предельно прямо) для бизнеса являются
прежде всего риски, связанные с возможностью будущих конфликтов и переделом в
отрасли. И это можно понять, ведь одни «квоты под киль» или предложения по возврату
к аукционам чего стоят. Бизнес хочет точно знать правила на длительный период.
Примечательно
другое – это значимый посыл бизнеса во многих
смыслах. Важнейшим представляется признание того, что государство может и
должно иметь предельно ясные национальные цели развития отрасли.
Ведь
ранее бизнес занимал иную позицию, точно выраженную Fishnews в заголовке интервью [http://www.fishnews.ru/interviews/313] с крупнейшим
рыбопромышленником, а ныне членом Совета Федерации Александром Верховским: «Задача
государства - создание условий для ведения бизнеса». Это совсем иное, чем достижение
национальных интересов. Извлечение максимальной прибыли, являясь главной
задачей бизнеса, не является главной целью для государства. 
И
до сих пор бизнесу удавалось настолько эффективно лоббировать свои интересы, по
крайней мере, на уровне прежнего руководителя отрасли, что фактически именно
бизнес много лет руководил отраслью. Любое начинание, пусть несистемное, но хотя
бы теоретически важное для государства, категорически отметалось Росрыболовством
под разными, часто надуманными предлогами. Даже важнейший принцип развития национальных экономик:
деятельность, базирующаяся на национальных ресурсах, должна осуществляться
национальными компаниями с использованием техники, произведенной на
национальных предприятиях, – отметался без промедления.
Считалось,
что руководство отрасли отстаивает интересы рыбаков. На самом же деле речь шла
о банальном продавливании интересов бизнеса в ущерб национальным. И как
следствие этого в отрасли так и не были сформулированы государственные цели.
О
балансе интересов забыли, что наиболее наглядно показал процесс закрепления
квот за компаниями сначала на 5, а затем на 10 лет. Общенациональное достояние
(квоты) компаниям отдали, а как их использовать в интересах государства -
сказать забыли.
В
результате ведущая когда-то отрасль в мире так и остается практически скукожившейся
до размеров собственной экономической зоны с неконкурентоспособным, морально и
физически устаревшим флотом, нерационально, неэффективно и безответственно
используя национальные биоресурсы и продолжая безвозвратно терять миллионы тонн
ресурсов Мирового океана (по данным Счетной палаты потеряно около 2 млн. тонн).
При
этом все последние годы руководство отрасли трубило победные рапорты, а
фактически вводило руководство страны в заблуждение, выдавая за успехи отрасли временный
рост вылова, который связан исключительно с природными колебаниями биомассы нашего
главного промыслового вида – минтая - в нашей экономической зоне (см.
иллюстрацию). Сейчас биомасса уже снижается, значит, успехи в отрасли
закончились.
Перекосы
в отрасли стали, мягко говоря, неудобными: многомиллиардные дивиденды,
выплачиваемые компаниями, и при этом огромные госдотации, серые финансовые схемы
с оседанием средств в соседних странах, браконьерство, криминальный экспорт и многое другое.
Старые
суда, отсутствие контроля процесса производства в море (здесь и далее в
основном имеется в виду Дальневосточный бассейн) в условиях действия старой
системы оценки вылова (не важно, сколько вытащено на борт судна - учета нет) по
выпуску продукции, когда вылов оценивается обратным пересчетом от находящейся в
трюме продукции, позволяет всем судам, ведущим промысел, бесконтрольно сливать
за борт каждый год сотни тысяч тонн минтая. Это прежде всего молодь, так
называемый ННН-прилов, то есть невостребованный, неразрешенный и неучтенный.
Однако кроме сливаемой за борт молоди старая система учета позволяла рыбакам доказывать,
что они поймали удивительно особенный минтай, у которого ястыки икры составляли
аж... 12% от массы рыбы! В свое время именно такой процент выхода икры минтая по
заказу бизнеса обосновал государственный институт ВНИРО, что могло способствовать
четырехкратному перелову икряного минтая в Охотском море. Создавалось ощущение,
что следующим шагом будет поиск обоснований, что весь минтай состоит только из икры.
Обоснованная сегодня норма в 4,5% первоначально тоже была предложена бизнесом,
хотя очевидно, что выход икры - величина переменная. Но дело не только в норме.
Действующая система оценки вылова в условиях кратной зависимости стоимости икры
минтая от ее сорта позволяет отбирать высшие сорта икры и определяет огромный объем
ННН-промысла.
В
отличие от ННН-промысла других валютоемких объектов, несопоставимо большая по
масштабам проблема ННН-прилова и ННН-промысла массовых видов рыб скрывается и не
обсуждается, а отчетность искажается. Робкое объяснение зависимой от чиновников
науки (зависимой в прямом смысле, поскольку именно чиновники назначают
руководителей научных институтов), что выбросы молоди за борт, дескать, вредят
самим рыбакам, поскольку принимаются во внимании при определении ОДУ, –
аморально по сути. Кто разрешил рыбакам так вести промысел, чтобы сотни тысяч тонн
общенационального достояния каждый год выбрасывались за борт?
Не
отстают от рыбаков и чиновники.  С одной
стороны, обслуживают интересы бизнеса, а с другой - успешно осваивают десятки
миллиардов бюджетных средств, например, как это делает Минпромторг в рамках
госпрограммы «Развитие морской гражданской техники», разрабатывая удивительные
технические проекты рыболовных судов, что, конечно, не имеет отношения к пользе
для рыбной отрасли, промышленности и государства (Fishnews неоднократно поднимал эту тему в своих
публикациях [http://www.fishnews.ru/rubric/sudostroenie-dlya-rybakov-mify-i-realnost/6510]).
Именно отсутствие четко поставленных государством целей приводит к наблюдаемой
десятилетиями абсурдной ситуации – к бесконечной, беспросветной говорильне, причем не
только на уровне совещаний, обсуждений и деклараций, но и в основополагающих документах
по развитию отрасли. В ней тонут не только изредка появляющиеся здравые мысли,
но в эту пучину глубже и глубже погружаются наши национальные интересы.
Даже грамотные и опытные специалисты, не видя главной цели, ставят и
обсуждают вопросы исходя из собственного видения приоритетов, и при этом каждый
из них действительно болеет за отрасль. Бессистемность порождает бесконечное топтание
на месте либо шараханье из стороны в сторону.
Поэтому продвинуться дальше слов на протяжении длительного периода не
получается. Строители никогда не создадут ничего, сначала не обозначив главной цели:
что именно строить - детскую площадку либо современный стадион. Все остальные
вопросы – как строить, из чего, где и много им подобных, – являются важными, но
уже вторичными, рабочими. Если же сначала начать с обсуждения этих вопросов -
как строить, из чего и где, не обозначив главной цели, то результата может не
быть никогда – вопрос «заболтают».
Это можно
проиллюстрировать даже на примере тех материалов, которые опубликованы на сайте
Fishnews. Конечно, абсолютно права Светлана Лисиенко, заведующая кафедрой
«Промышленное рыболовство» Дальрыбвтуза, говоря в своем интервью «Отрасли недостает адекватного анализа результатов работы» [http://www.fishnews.ru/news/23116] об отсутствии
системности в управлении отраслью, адекватного анализа результатов работы на
промысле, о безграмотности госструктур, осуществляющих контроль за промыслом.
Или, к примеру, совершенно правы Алексей
Голенкевич и Артур Майсс (статья «Анализ причин
выбросов» [http://www.fishnews.ru/rubric/krupnyim-planom/7954]), говоря о мало кому известном ННН-прилове, который рыбаки
выбрасывают, поскольку он не приносит прибыли. Важные ли это вопросы? Конечно. Следует
ли их обсуждать и решать? Безусловно, как и другие. Однако их обсуждение, на
каком бы уровне это ни происходило, и даже решения, принятые по ним, не будут
иметь желаемого результата, если они не встроены в систему, направленную на достижение
главных целей.
В чем же, действительно, главные цели
развития отрасли?
Если исходить из того, что основным
назначением отрасли является обеспечение продовольственной безопасности, то главная
цель очевидна - наибольшее производство продукции как пищевой, так и технической,
которая все равно затем конвертируется в пищу - в мясо, яйцо, аквакультуру и др.
Все остальные задачи, насколько бы они ни были важными, вторичны, они
производные от указанной.
Исходя из этого, отрасль должна стремиться, с
одной стороны, максимально увеличить контролируемый объем биоресурсов, а с
другой – наиболее рациональным, эффективным и ответственным образом использовать
то, что дала природа в собственной экономической зоне. Существенно увеличить
контролируемый объем ресурсов можно только за счет Мирового океана, конечно же,
и чужие экономические зоны нельзя забывать, но этот промысел имеет высокие
политические риски: сегодня тебя пустили - завтра могут не пустить. В целом
многие развитые страны идут именно по этому пути.
Первую задачу можно увидеть в Морской доктрине РФ,
которую Президент Владимир  Путин
подписал еще в 2001 г., и в которой
сказано, что использование ресурсов Мирового океана является национальной, стратегической
задачей РФ.
К сожалению, до сих пор в этом направлении ничего не
сделано. Обещания бывшего главы Росрыболовства выловить в Мировом океане 1,5
млн. тонн уже в 2009 г. так и остались
обещаниями, но более важным является то, что за последние годы наше отставание от
конкурентов существенно увеличилось, мы потеряли миллионы тонн потенциального
вылова в Мировом океане. И эти потери невосполнимы, поскольку эти ресурсы,
многие из которых в советскую эпоху открыли наши ученые и рыбаки, а в их
исследование и промышленное освоение государство вкладывало огромные средства,
уже подконтрольны другим странам.
Однако,
несмотря на то что свободных ресурсов Мирового океана остается все меньше, мы все
еще можем реально закрепить за страной миллионы тонн биоресурсов. Мы имеем для
этого историческое право. Однако и тут важно не опоздать, для того чтобы не пропали
миллиарды долларов, затраченные в свое время на экспедиции и исследования и не
была окончательно забыта история их промышленного освоения, ведь Россию
западные страны уже практически не принимают во внимание на многих промыслах.
Кроме того, западные страны вкладывают существенные средства в раздел океанических
ресурсов, например под видом создания в Антарктике морских охраняемых районов
путем хорошо спланированной и скоординированной на самом высоком уровне кампании
под прикрытием красивых лозунгов об охране природы, хотя научные данные не
свидетельствуют о какой-либо угрозе для биоресурсов этих территорий.
Не
менее важным, чем формулирование главных целей, является и определение стратегического
направления путей их достижения. Есть задача возврата в Мировой океан, но как
же ее решить? Ведь безрезультатные дискуссии ведутся на протяжении десятилетий:
нужны большие госсредства на строительство нового флота и его проектирование, многочисленные
затратные экспедиции, нужны госдотации и так далее, и тому подобное.
В
этом отношении считаю важным руководствоваться указами и поручениями Президента РФ в части развития национальной
экономики в целом: достижение технологического лидерства,
высокотехнологическое, инновационное развитие.  
Если
этим руководствоваться не на словах, а на деле, тогда применительно к цели
увеличения объема контролируемых биоресурсов за счет возврата в Мировой океан
сразу отпадут экстенсивные, дотационные, высокозатратные и в целом тупиковые
пути решения, перечисленные выше (госфинансирование, госдотации и т.д. и т.п.),
которые усиленно проталкиваются сегодня. Будут востребованы высокотехнологичные,
высокоэффективные продукты и проекты, которые позволят добиться цели за счет
высокой конкурентоспособности с ведущими западными игроками на этих промыслах.
Важно
то, что в отрасли есть такие продукты и решения. Поэтому у России есть
потенциальные возможности добиться своих целей. Отметим, что отечественные
разработки - это качественно иные решения по сравнению с западными - они не
только высокоэффективны, но будучи реализованными, станут образцом для мирового
сообщества в части бережного отношения к ресурсам, в отличие от ведущих стран,
например стран ЕС, которые сегодня больше напоминают больших и мощных рыболовных
пиратов.
Что же касается достижения главных отраслевых
целей в нашей экономической зоне, то, исходя из задачи повышения производства
продукции, становятся важными не цифры вылова, определяющиеся природными
колебаниями, а степень эффективности использования ВБР. То есть определяющим
является то, сколько мы можем произвести продукции из единицы ресурсов.
Способ достижения этой цели уже на практике
показало мировое рыболовство. Это переход на современную систему прямого учета
вылова, когда фиксируется объем поднятого на борт сырца и этот объем немедленно
списывается с квоты. И тогда у владельца квоты и у бизнеса в целом нет другого выхода,
кроме как стремиться из единицы поднятого из моря ресурса выпустить  наибольший объем продукции.
Только тогда у бизнеса возникает прямая экономическая
заинтересованность во многих верных шагах в сторону ответственного рыболовства:
поднять на борт только половозрелый сырец, а не молодь, для чего нужно
использовать новую технику, позволяющую еще в воде определить размерный ряд
того же минтая. Использовать новые технологии переработки сырья для увеличения
выхода продукции, полностью использовать отходы от разделки продукции и другие
решения. В целом у бизнеса, заранее поставленного в новые условия, появится экономическая
обоснованная потребность (старые суда просто не смогут обеспечить выполнение
новых требований) не просто в новых, а в современных, быстроокупаемых, высокопроизводительных
судах.
Такой подход не только резко увеличит
производство продукции (у наших соседей в АТР по минтаевому промыслу он
увеличился более чем на 50% из того же самого объема квот) и, соответственно,
экономику бизнеса, но в перспективе существенно увеличит объем наших биоресурсов.
Глава первоначального накопления капитала в
отрасли, который сопровождается ННН-приловом и ННН-промыслом, будет закрыта. Только
тогда являющийся примером во всех отношениях для мировой индустрии рыболовства
ответственный и прозрачный российский рыболовный бизнес, опирающийся на современный,
высокотехнологичный, энергоэффективный, экологически безопасный, с полной
комплексной переработкой всего улова и исключением любых выбросов за борт российский
рыболовный флот, безусловно, заслужит закрепления национальных ресурсов (квот)
бессрочно. Об этом тоже нужно объявлять заранее в качестве гарантий для бизнеса.
Конечно, те поручения, которые сформулировал
Президент РФ для национальной экономики в направлении высокотехнологического
развития, означают не только техническое перевооружение отрасли, которое - что
очень важно - произойдет без всякого давления на бизнес. Поручения охватывают
больший масштаб задач, но все они - совершенно конкретные, логичные и понятные для
бизнеса и общества и совершенно выполнимые. А если принять во внимание
поставленную задачу по созданию у нас на Дальнем Востоке территории опережающего
развития, то они не просто необходимы, но и неизбежны, причем на основе глубокого
переосмысления и переориентации.
Высокотехнологическое,
инновационное развитие рыбной отрасли, как и в целом нашей экономики, может
обеспечить только инновационный человек, инновационный бизнес и инновационное
государство.
Пока еще есть представители первого (в том числе отраслевые специалисты, с
мнением которых можно ознакомиться на сайте Fishnews, и истинное национальное богатство - старое поколение российских инженеров,
которое и сегодня удивляет западных специалистов). Удивительным образом поставленный
Германом Зверевым вопрос говорит о том, что и бизнес готов к изменениям в целях
стабильности и достижения национальных интересов.
Самым проблемным участком является инновационное государство в лице чиновников
всех рангов. Однако, если исходить из национальных задач, поставленных
Президентом России, альтернативы не существует: опираясь на высокотехнологичное
развитие мы обязаны
добиться внятных, масштабных, прагматичных целей, став во всех смыслах глобальным
лидером мирового рыболовства. Мы имеем для этого все основания и возможности.
Олег Братухин,
председатель совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская
компании» и ЗАО «Морская инженерная компания» 
Fishnews
Май
2014 г.

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/rubric/lichnoe-mnenie/8087
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.