Эксперты приводят аргументы в пользу «исторического принципа»
В издание «Рыбная отрасль: экономический анализ» вошли исследования по важнейшим вопросам рыбохозяйственного комплекса, подготовленные Комиссией РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре. Один из материалов посвящен финансово-экономическому обоснованию «исторического принципа» закрепления долей квот вылова.
В сборник «Рыбная
отрасль: экономический анализ», выпущенный медиахолдингом Fishnews, [http://www.fishnews.ru/rubric/promyslovoe-prostranstvo/8136] вошли исследования по
важнейшим для рыбохозяйственного комплекса вопросам – «исторический принцип»
закрепления за пользователями долей квот вылова, совершенствование
нормативно-правовой базы в сфере государственного ветеринарного контроля и
надзора, развитие российского рынка рыбопродукции и другим.
Авторы исследований по
«историческому принципу» обращают внимание на доклад «О развитии и повышении
конкурентоспособности рыбной промышленности России». Он был подготовлен по
поручению президиума Госсовета и представлен Президенту Владимиру Путину в
августе 2004 г.
Согласно этому документу, в период до 2004 г. российская рыбная отрасль экономически
не существовала. «По официальным данным Росстата, в течение десяти лет – с 1995
по 2005 гг. – финансовые результаты деятельности организаций рыбохозяйственного
комплекса были отрицательными. Это означает, что согласно официальным
статистическим данным рыбная промышленность страны десять лет работала себе в
убыток, не принося прибыли», - констатируют в Российском союзе промышленников и
предпринимателей. Специалисты отмечают, что такая ситуация была обусловлена
отсутствием долгосрочной правовой базы в сфере добычи водных биоресурсов и
неэффективной системой взимания природной ренты путем аукционных платежей.
Эксперты считают, что принятое в
2008 г. решение в сфере юридического закрепления долгосрочного наделения
пользователей долями квот – это цельное политико-экономическое решение,
направленное на повышение прозрачности финансовых потоков в рыбной отрасли,
укрепление ее финансовой устойчивости и – только на этой основе – на увеличение
в последующем инвестиционного потенциала в отрасли.
Авторы приводят данные, согласно
которым сальдированный финансовый результат рыбной отрасли значительно
изменился: 2007 г.
– 5,4 млрд. рублей, 2008 г.
– 1,8 млрд. рублей, 2009 г.
– 10,8 млрд. рублей, 2010 г.
– 11,5 млрд. рублей, 2011 г.
– 14,4 млрд. рублей, 2012 г.
– 22,9 млрд. рублей.
Как сообщает корреспондент Fishnews, комиссия РСПП указывает на меняющееся
отношение сальдированного финансового результата к добыче водных биоресурсов. «Фактически
это – показатель перехода от экстенсивного типа развития отрасли к интенсивному
типу развития», - обращают внимание специалисты.
В 2007 г.
каждая тонна общероссийского вылова ВБР генерировала 1 619 рублей отраслевого
сальдированного финансового результата, в 2008 г. этот показатель
составил 552 рубля, в 2009 г.
– 2 936 рублей, в 2010 г.
– 2 855 рублей, в 2011 г.
– 3 377 рублей, в 2012 г.
– 5 385 рублей.
Эксперты подчеркивают, что важным
элементом финансовой устойчивости отрасли являются кредитные ресурсы: повышение
финансовой устойчивости отрасли должно приводить к сокращению «плохих долгов»
(просроченной кредиторской задолженности). «В то же время общий рост
кредиторской задолженности отрасли не является негативным фактором, потому что
свидетельствует о растущем доверии к отрасли со стороны финансово-кредитных
учреждений. Более того, рост кредиторской задолженности отрасли перед
отечественными финансово-кредитными учреждениями может быть оценен как
положительный фактор и показатель снижения зависимости отрасли от зарубежных
финансово-кредитных учреждений», - считают авторы анализа.
Они отмечают, что в 2007-2009 гг.
общая просроченная кредиторская задолженность рыбной отрасли сохранялась на
уровне 7 млрд. рублей, а просроченная задолженность банкам выросла с 3,7 млрд.
рублей до 4,6 млрд. рублей. Рост банковской задолженности был обусловлен
экономическим кризисом. Однако улучшение финансовых показателей отрасли в
2010-2011 гг. привело к тому, что просроченная кредиторская задолженность
предприятий отрасли за два года сократилась почти в пять раз: с 7 млрд. рублей
до 1,4 млрд. рублей, а просроченная задолженность банкам практически исчезла:
2009 г. – 4,6 млрд. рублей, 2011 г. – 0,04 млрд. рублей.
Специалисты РСПП обращают внимание
на то, что эффективность «исторического принципа» подтверждается и увеличением
объема инвестиций в рыбопромышленную отрасль. «По данным Росстата, объем
инвестиций в рыбной отрасли в 2012 году вырос по сравнению с предыдущим годом в
2,5 раза – с 2,8 млрд. рублей до 7,1 млрд. рублей. Инвестиции составляют 5% от
денежной выручки отрасли, что сопоставимо с общероссийским показателем – 7,5%.
Необходимо отметить, что в 2009-2011 годы объем капиталовложений в реальный
сектор российской экономики имел неровную динамику: в 2009 году объем
инвестиций в экономику страны сократился на 17%, в 2010 году увеличился (за
счет «эффекта низкой базы») на 6%. В рыбной отрасли в указанный период не
произошло глубокого падения объема инвестиций», - констатируют представители
бизнес-сообщества. Это также является результатом применения налоговых льгот.
Таким образом, финансово-экономические
показатели, приведенные в сборнике, подтверждают, что установленная в 2008 г. система долгосрочного
закрепления долей квот на основании «исторического принципа» сыграла
положительную роль в финансовом оздоровлении и развитии рыбной отрасли.
Эксперты считают, что при
разработке условий договоров о закреплении долей квот необходимо раскрыть неиспользуемый
Росрыболовством потенциал нормативно-правовой базы, регулирующей добычу водных
биоресурсов и их сохранение. «Прежде всего, целесообразно внести изменения в
порядок расчета и определения общедопустимого улова (ОДУ) водных биоресурсов,
предусмотрев биологически возможный ОДУ и экономически целесообразный ОДУ.
Именно такие инструменты управления рыболовным промыслом используют
государства, лидирующие в рыболовстве. Отход от «валового принципа» управления
рыболовством позволит значительно повысить коэффициент использования ресурсного
потенциала», - подчеркивают авторы исследований.
Они предлагают изучить все
предложения о внесении дополнительных условий в договоры о наделении долями
квот с учетом их предварительного обсуждения с бизнес-объединениями посредством
процедуры оценки регулирующего воздействия.
Также специалисты предлагают
разработать меры стимулирования производства продукции с высокой степенью
переработки с учетом ряда факторов. Это детальный анализ динамики всех
сегментов рыбной продукции, оценка общего состояния популяций водных
биоресурсов в мире и в России и прогнозируемого ОДУ. Кроме того, предлагается
учесть соотношение отпускной и оптовой цен на отечественную рыбопродукцию и
величину дистрибьюторской и торговой наценки, календарь промысла российских и
зарубежных рыбаков и календарь закупок оптовиков и переработчиков.
Комиссия РСПП отмечает,
что в условиях обострения конкуренции и роста масштабов неопределенности
будущих состояний мирового рынка государство не может в одиночку обеспечить
устойчивость экономического роста рыбной промышленности. «В систему управления
требуется включить механизмы саморегулирования. Их суть состоит в возможности
бизнесу самостоятельно устанавливать корпоративные правила поведения как на
внутреннем, так и внешнем рыбных рынках», - подчеркивают эксперты.
По их мнению, для повышения конкурентоспособности
российского рыбного хозяйства необходимо формировать новую систему
взаимоотношений между государством и рыбохозяйственным бизнесом, осуществить
переход от отношений конфронтации к отношениям экономического доверия. «Государство
последовательно внедряет принципы экономического доверия и партнерства. Бизнес
формируют корпоративные ассоциации, которые берут на себя ответственность за
подчинение субъектов рыбохозяйственной деятельности закону», - обрисовали
желаемую перспективу представители отраслевого сообщества.
Они также
считают, что следует включить потенциал инструментов ассоциативного
регулирования в систему подготовки и принятия стратегических решений по развитию
национальной рыбной промышленности. «Государство создает правовые и
институциональные условия, обеспечивающие реальное участие бизнеса в
определении стратегических целей, задач и направлений развития национального
рыбного хозяйства. Ассоциации берут на себя разработку правил и стандартов
рыбохозяйственной практики; организацию и осуществление мониторинга за
соблюдением установленных стандартов и правил; применение системы санкций за
нарушение установленных правил», - говорится в исследованиях.
Fishnews
Добавить комментарий