Поставщики рыбы требуют от Metro вернуть деньги за «рекламу»газета "Известия"
Более 60 компаний, заключавшие рекламные договоры с Metro Cash & Carry, намерены через суд потребовать от сети вернуть им миллиарды рублей.
Сеть гипермаркетов Metro Cash & Carry оказалась втянута в судебные тяжбы с поставщиками рыбы и рыбной продукции. Компания ООО «СК «Торговля» и ряд других подали иски в Арбитражный суд г. Москвы против ритейлера на общую сумму 211 млн рублей. Поставщики обвиняют сеть в нарушении закона «О торговле» и антимонопольного законодательства. Согласно исковым заявлениям компаний, ритейлер создал дискриминационные условия и принудил их к заключению договоров возмездного оказания услуг (рекламного и маркетингового характера). Об этом сообщил «Известиям» Алексей Аронов, исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка, в которую входят все пострадавшие рыбные компании. Аналогичные иски готовят еще порядка 60 поставщиков, входящих в ассоциацию. Среди них крупнейшие игроки рынка — ООО «ТД «Меридиан», ЗАО «Русское море», ООО «Ледово», ООО «Фили», ООО «Бремор-Регион», ООО «Полар Сифуд Раша». По оценкам ассоциации, общая сумма претензий к ритейлеру может составить 10 млрд рублей.
— Создавались дискриминационные условия по поставкам. К договору поставки обязательно заключался договор возмездного оказания услуг. Он гарантировал сети дополнительные выплаты за рекламу продукции поставщика в проспектах и журналах магазинов, а поставщику — продвижение его продукции. Однако как таковой рекламы не было. При этом вознаграждение поставщика могло превышать допустимый законом «О торговле» бонус в 10%, — сообщил Аронов.
Жалоба в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на действия Metro Cash & Carry была подана еще в 2010 году, в декабре 2011-го антимонопольная служба вынесла решение в пользу участников рыбного рынка. Всё это время ритейлер пытался оспорить предписание ФАС. Последнее судебное решение в кассационной инстанции около месяца признало правоту антимонопольного органа, отклонив претензии ритейлеров. Очередная победа в суде, по словам Аронова, и побудила рыбные компании к подаче и подготовке исковых заявлений.
В Metro Cash & Carry сообщили, что знают об исках от рыбных компаний и готовы отстаивать свою правоту в арбитраже.
— Да, нам известно об исках ООО «СК Торговля» и ЗАО «Русская рыбная компания», в которых компании пытаются оспорить оказание маркетинговых и рекламных услуг компании Metro Cash & Carry. У нас есть развернутая позиция по этому поводу, однако мы не считаем возможным использовать СМИ как площадку для оспаривания позиции указанных компаний на этапе подачи ими иска. Для этого есть арбитражный суд, который будет рассматривать доводы истцов, нашу позицию и выносить соответствующие решения, — разъяснила «Известиям» руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash & Carry Оксана Токарева.
Мнения юристов разделились. Одни считают, что после положительного решения ФАС шансы поставщиков рыбы выиграть в суде довольно велики. Другие же отмечают, что при слабой доказательной базе вынесенное три года назад решение антимонопольщиков не сыграет ключевой роли. Но все эксперты согласны с тем, что выигрыш рыбных компаний в суде приведет к массовому оспариванию рекламных и маркетинговых договоров и другими компаниями, работающими с торговыми сетями.
—Заключение подобных договоров является стандартной практикой для крупных ритейлеров, которые фактически устанавливают для поставщиков дополнительную плату «за вход». Именно этим и объясняется тот факт, что услуги, прописанные в договоре по факту либо не выполняются, либо являются достаточно расплывчатыми. Как известно, по закону «О торговле» сеть не может установить размер бонуса (премии) от объема закупок на продукты питания в размере более 10%. Именно поэтому цены в дополнительных договорах на «услуги» устанавливаются не в твердых суммах, а в процентах от оборота. По сути, это добавка к бонусам от объема закупок. Эти договоры давно привлекают внимание не только антимонопольной, но и налоговой службы, — говорит партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов. По его мнению, решения судов по таким делам могут сильно повлиять на отрасль в целом.
Директор департамента корпоративных финансов QB Finance Николай Михайлов отмечает, что компании рискуют потерять крупного заказчика.
— Подобные публичные разбирательства единичны, потому что обычно поставщики очень дорожат такими крупными сетями. Они готовы платить большой входной бонус, чтобы получить место на полках. Видимо, прибыль от продажи рыбы в Metro не компенсировала дополнительных затрат на продвижение продуктов, — резюмирует финансовый эксперт.
Юрист адвокатского бюро DS Law Екатерина Ильина убеждена, что заключение ФАС никакого приоритета среди иных доказательств по делу для суда не будет иметь.А сложнее всего для истцов, по словам Ильиной, доказать, что услуга, за которую добровольно на протяжении долгого времени выплачивали денежные средства, не была оказана.
Партнер практики «Инвестиционное консультирование» консалтинговой группы «НЭО Центр» Анастасия Когановская считает, что если практика оспаривания таких договоров станет повсеместной, то это поставит под угрозу весь сектор сетевого ритейла и вынудит магазины искать другие способы получать торговое вознаграждение с поставщиков продукции для оплаты операционных издержек сети.
Стоит отметить, что в апреле этого года Рыбная ассоциация предложила экспертному совету по экономической политике в сфере АПК при профильном комитете Госдумы, разработать поправки в закон «О торговле». В частности, предлагалось, чтобы главным договором между поставщиком и сетью оставили только договор поставки. По мнению ассоциации, другие соглашения, направленные на уменьшение маржи поставщика и увеличение маржи сети, должны согласовываться в ФАС. При этом они предлагали обязать сети публично объявлять свою маржу, что позволило бы потребителям самостоятельно оценивать уровень наценки и качество сервиса. Экспертный совет одобрил инициативу, но сами поправки еще не внесены.
Metro Cash & Carry — крупнейшая управляющая компания международного бизнес-формата мелкооптовой торговли, входит в немецкую группу Metro Group, являющуюся по обороту четвертой в мире (оборот в 2012 году — около €67 млрд). В России ритейлер присутствует с 2000 года, за время работы открыто 70 торговых центров. По собственным данным компании, оборот международной сети в 2012 году составил около €32 млрд, при этом продажи в России — €4,1 млрд.
Анна Лялякина
Данный материал находится по адресу: http://izvestia.ru/news/571872 [http://izvestia.ru/news/571872]
Добавить комментарий