Алексей Рахманов решил помочь отечественным верфям через квоты
Минпромторг выдвинул предложения по обновлению российского рыбопромыслового флота, не забыв при этом о заказах для отечественных верфей. Соответствующий доклад направил в Правительство в конце мая заместитель министра Алексей Рахманов, ныне поставленный во главе Объединенной судостроительной корпорации.
Напомним,
что по итогам апрельского
совещания [http://www.fishnews.ru/rubric/krupnyim-planom/8061]
в Магадане премьер Дмитрий Медведев поручил ряду ведомств [http://fishnews.ru/rubric/kvoty-2018/8089] до 26 мая подготовить и
представить в Правительство РФ предложения о мерах стимулирования строительства
рыбопромысловых судов, в том числе с использованием долей квот добычи водных
биоресурсов.
У
представителей рыбной отрасли формулировка поручения вызвала
определенную настороженность [http://fishnews.ru/rubric/obnovlenie-flota/8105]. В бизнес-сообществе встревожились: не будет ли
вновь поднята тема «квот под киль».
Как
стало известно Fishnews, 23 мая, незадолго до
ухода на новую должность в ОСК, заместитель министра промышленности и торговли
Алексей Рахманов направил в Правительство доклад по исполнению поручения.
Прежде
всего замминистра проинформировал о тех шагах, которые были предприняты ранее. Речь идет о поручениях Правительства РФ
от 2010 г. [http://fishnews.ru/rubric/obnovlenie-flota/3131]
в части закрепления квот за промысловыми судами, вновь построенными на
российских предприятиях. Как отмечается в докладе, Минпромторгом было
разработано несколько вариантов поправок в статью 31 закона о рыболовстве,
однако эти предложения не были поддержаны заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти и рыбацкой общественностью.
В
марте прошлого года Президент Владимир Путин поручил Правительству и
региональным органам исполнительной власти [http://fishnews.ru/rubric/novaya-struktura-pravitel-stva/6668]провести анализ «потребности
рыбодобывающих организаций в строительстве новых судов и возможности
обеспечения их строительства российскими судостроительными компаниями, в том
числе сравнительный анализ стоимости их строительства и эксплуатации в
зарубежных странах».
В
феврале результаты проработки вопроса обсуждались на заседании межведомственной
рабочей группы при Контрольном управлении Президента, в результате чего было признано
нецелесообразным дальнейшее обсуждение вопроса распределения «квот под киль» [http://fishnews.ru/rubric/obnovlenie-flota/7982] в связи с экономической
неэффективностью. На это указывается в докладе.
Алексей
Рахманов также приводит позицию Минсельхоза. По мнению министерства, одним из
способов привлечения российских рыбодобывающих компаний к сотрудничеству с
отечественными судостроительными предприятиями может стать сохранение
долгосрочного закрепления долей квот «при условии установления значительных и
конкретных обязательств пользователей, направленных на достижение поставленных
перед отраслью задач». В числе таковых названы повышение эффективности
производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, строительство и
модернизация рыбопромыслового флота на российских судостроительных
предприятиях.
Отмечено,
что Минпромторг, для того чтобы обеспечить возможность постройки
рыбопромысловых судов на отечественных верфях, внес изменения в постановление
Правительства от 2 апреля 2009 г. № 295. Напомним, что, согласно принятым
поправкам, организации рыбной
отрасли могут рассчитывать на господдержку [http://fishnews.ru/rubric/obnovlenie-flota/7890] при выплате кредитов, полученных на
закупку флота в 2014 г. Механизмы субсидирования также распространили на
договоры лизинга, заключенные в этом году.
«Сходное
постановление № 383 от 22 мая 2008 г. послужило толчком для строительства
российскими судовладельцами почти полусотни транспортных судов за последние три
года. Претензий по качеству, срокам и стоимости российским верфям не
предъявлялось», - сказано в докладе.
Только
обращением к «истории вопроса» Министерство промышленности и торговли не
ограничилось - ведомство предложило «комплекс необходимых мер».
Минпромторг
считает нужным увеличить срок закрепления долей квот до 20 лет, но с оговоркой
- для тех рыбодобывающих компаний, которые осуществляют строительство
промысловых судов на отечественных верфях.
Предлагается
внести изменения в часть 3 статьи 32 закона о рыболовстве, которая регулирует
переход права на добычу водных биоресурсов от одного лица к другому лицу путем
отчуждения. По мнению Минпромторга, нужно предусмотреть такой механизм
стимулирования, который, не затрагивая «исторического принципа»,
позволит сформировать порядок распределения высвобождающихся и вновь
разведанных квот в первоочередном порядке среди лиц, строящих суда на
российский верфях.
Также
в числе необходимых шагов министерство назвало проработку вопроса введения
залогового механизма в отношении долей квот, введение механизма дробления долей
(с кратностью под одно судно), ограничение срока эксплуатации судов
рыбопромыслового флота до 35 лет, разработку механизма и нормативных документов
по ограничению присутствия потенциальных «рантье» в рыбодобывающем секторе.
Все
эти меры, считают в министерстве, послужат скорейшему обновлению рыбопромыслового
флота и его строительству на российских верфях.
Доклад
Министерства промышленности и торговли был разослан заинтересованным лицам и
ведомствам. 28 мая вице-премьер, куратор рыбной отрасли в Правительстве Аркадий
Дворкович поручил Минпромторгу, Минсельхозу, Минэкономразвития, Минфину, ФАС
дополнительно проработать вопрос и представить в кабмин согласованные
предложения, а также обеспечить подготовку проектов соответствующих
нормативно-правовых актов.
Fishnews
Добавить комментарий