Как узнать правильную рыбу
WWF совместно с Морским попечительским советом (MSC) рассказали рестораторам о преимуществах российской рыбы, выловленной по стандартам экологически ответственного рыболовства.
3
июля Всемирный фонд природы (WWF) и Морской попечительский
совет (MSC) провели в Москве презентацию, посвященную преимуществам дикой рыбы,
добытой в результате экологически ответственного промысла, которая теперь
доступна для покупателей в России. На мероприятие были приглашены представители
отелей, ресторанов, торговых сетей, интернет-магазинов, СМИ. Как сообщает
корреспондент Fishnews, эксперты постарались ответить на вопросы: чем
«ответственная» рыба отличается от «безответственной», каким образом
потребление рыбы влияет на человека и природу и как распознать правильную рыбу
на прилавке?
Координатор
проектов WWF России Александр Моисеев рассказал о тенденциях мирового
промышленного рыболовства и его последствиях для рыбных запасов. «Люди
необратимо меняют экосистему океана», – отметил он. По данным Комитета по
рыбному хозяйству Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН
(ФАО), в настоящее время 90% популяций крупных хищных рыб уже никогда не смогут
восстановиться до прежней численности – это и такие популярные виды, как тунец,
меч-рыба, треска, палтус. По прогнозу ФАО, если не менять политику рыбного
рынка, к 2050 г. наступит коллапс
мирового рыболовства.
Экологическая
сертификация, стандарты которой разрабатываются такими организациями как
Морской попечительский совет, – один из способов избежать коллапса. По словам
Александра Моисеева, формируя экологически чувствительный спрос, добиваясь
прослеживаемости цепочки поставок и подтверждения происхождения рыбы,
потребители могут влиять на устойчивость промыслов и тем самым предотвратить истощение
мировых рыбных запасов.
Какие
бывают виды экологической маркировки продуктов питания и в чем заключаются
преимущества для бизнеса от введения в ассортимент сертифицированной продукции,
объяснила директор по развитию Экобюро GREENS Елена Смирнова. Она привела
примеры исправления имиджа крупных зарубежных компаний после изменения
закупочной политики и увеличения продаж MSC-сертифицированной рыбы
и морепродуктов. «Залог продвижения экологичных товаров – это работа с
потребителями», – подчеркнула эксперт.
Положительно
оценивают международный опыт работы с MSC-сертифицированной рыбой в компании McDonald’s.
В ресторанах сети используются четыре вида рыб – минтай, треска, макруронус и
пикша. Директор по качеству, безопасности и экологии «McDonald’s-Россия» Ирина
Коршунова подтвердила, что переход на продукцию сертифицированных промыслов не
привел к росту цен на блюда из рыбы.
Многие
путают экологически чистую продукцию и продукцию экологически ответственных
промыслов, тогда как сертификат MSC – это в первую очередь
оценка качества промысла, обратила внимание директор по развитию MSC в России
Анисья Шепелева. «Экологический промысел и качество продукции – это разные
вещи», – согласен вице-президент Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат» Сергей
Сенников. Он рассказал о технологических процессах производства филе в море и
внутренних требованиях компании, позволяющих поддерживать высокий уровень
качества продукта и успешно продавать его на международном рынке.
Но
сертификация промысла – это только полдела. Для того чтобы продукция с полным
правом называлась экологически ответственной, должна быть сертифицирована вся
цепь поставок от борта до прилавка, причем ни на одном этапе не допускается
пересечение сертифицированной и несертифицированной рыбы. Первой компанией на
российском рынке, выполнившей эти условия, стало сбытовое подразделение
холдинга ЗАО «КАРАТ-Трейдинг». Сертификат был вручен руководству компании прямо
на презентации.
«Мы
приняли принципиальное решение о том, что если мы производим MSC-сертифицированную
продукцию, то хотим иметь возможность продавать ее на российском рынке, –
прокомментировал завершение сертификационного процесса Сергей Сенников. – На
сегодняшний день нельзя сказать, что наличие экомаркировки – это критический
момент, как при экспорте. Спрос на экологически маркированную продукцию в
России только начинает формироваться, но если он формируется, значит, мы должны
быть готовы к тому, чтобы такую рыбу предложить тем, кто захочет ее купить».
Организаторы
мероприятия напомнили, что раньше работа по пропаганде экосертификации велась
преимущественно среди рыбаков. «Мы не хотели вводить в заблуждение
потребителей, потому что этой рыбы не было в России. Теперь она появилась», –
отметили в WWF. На внутреннем рынке уже есть сертифицированный минтай [http://www.fishnews.ru/news/22036], лосось,
треска и пикша, но на пути к потребителю возникает пробел – трейдеры, рестораны
и ритейл не обращают внимания на экомаркировку. Вовлечение этих участников
рынка в систему цепи поставок MSC, формирование спроса на экологически
ответственную рыбу станет хорошим стимулом для российских рыбаков поставлять
свою сертифицированную продукцию на внутренний рынок.
Fishnews
Добавить комментарий