Сергей САКСИН (Председатель совета директоров Преображенской базы тралового флота ) – Чья проблема «незаходные» суда?
В поручениях Президента Правительству России обозначена проработка вопроса об условиях рыболовства судов, не прошедших таможенное оформление на территории РФ. Рыбаки же впервые начали говорить об этой проблеме еще пять лет назад, и за это время соседние государства уже создали береговую инфраструктуру под такой российский флот. О том, как может разрешиться ситуация с «незаходными» судами и кто в первую очередь должен брать на себя эту ответственность, рассказал председатель совета директоров Преображенской базы тралового флота Сергей Саксин.
– Сергей
Владимирович, напомните, как давно вы пытаетесь решить проблему «незаходных»
судов?
– Наше
судно «Генерал Трошев» в строю уже два года [http://www.fishnews.ru/news/18093], но эту тему мы начали обсуждать
еще три года назад. Когда-то эту проблему пытался решить Виктор Зубков, но, к
сожалению, безуспешно. Мы регулярно выступали с предложениями на различных
совещаниях разных уровней – от Дальневосточного научно-промыслового совета до
Всероссийского съезда рыбаков, писали обращения в министерства, но пока воз и
ныне там. Эта проблема приобрела уже политический характер – для чего в
государстве создаются такие условия, которые мешают полноценной работе и
становятся отпугивающим фактором для потенциальных инвесторов? Ведь очевидно,
что если суда такого класса, как «Генерал Трошев», будут обслуживаться в
российских портах, то под них будет создаваться соответствующая инфраструктура,
будут появляться рабочие места. Но если не делать шагов к тому, чтобы
судовладельцам стало выгодно вести обслуживание своего флота в российских
портах, то о каком развитии можно говорить?
– Какой в таком
случае должен быть первоочередной шаг?
– Это устранение основной причины появления «незаходных»
судов – необходимости уплаты НДС и таможенной пошлины в размере 18% и 5%
соответственно от стоимости судна. В случае с «Генералом Трошевым» – стоимость
судна обошлась нам в 40 млн. долларов, а указанные 23% сборов – это 9,2 млн.
долларов. Даже для нашей компании это очень серьезная сумма. Поэтому нам просто
невыгодно максимально эффективно использовать судно. Аналогичные проблемы и у
рыбаков на Северном бассейне. Должен быть закон или указ Президента,
освобождающий владельцев построенных судов от НДС и таможенной уплаты.
Сейчас мы не можем, к примеру, полностью
эксплуатировать «Генерала Трошева» на красной путине. Наша компания, конечно,
будет работать на Камчатке, мы будем принимать и перерабатывать сырец, но
перспективы включить в этот процесс «Генерала Трошева» нет. Кроме того, нам
приходится производить смену экипажа, любые виды ремонта за границей.
Соответственно, ряд услуг, которые могли бы оплачиваться здесь, идут в доход
иностранных бизнесменов. Поэтому для государства это также невыгодно.
– Почему же, на
ваш взгляд, этот вопрос уже пять лет на повестке дня, а суда продолжают
обслуживаться за рубежом? Ведь для экспертов и властей такая ситуация должна
быть предсказуемой с самого начала?
– Мне кажется, в какой-то момент произошел сдвиг в
нашем государстве – принципиально изменилось взаимоотношение государства в лице
чиновников и рядовых людей. Сегодня уже непонятно, государство ли создано для
людей или люди существуют для государства? Каждый чиновник ассоциирует себя с
высокой государственной ролью, хотя, по сути, сейчас он просто элемент
бюрократии. Мы не понимаем, для чего нам нужны в принципе чиновники? Если они не
в состоянии решить этот вопрос, то надо просто расформировать данное ведомство,
а их направить на что-то более полезное.
Здесь принципиально отметить, что если в Приморье эта
проблема мало кого кроме нас волнует, то на Северном бассейне, в Мурманской
области она выглядит по-другому. В соседней Норвегии уже отстроена
инфраструктура, ориентированная на российские «незаходные» суда. И все деньги,
которые могли бы идти в Россию, идут в соседнее государство. Более того, сами
отечественные рыбаки уже не горят желанием идти в Мурманск, поскольку у них уже
налажены схемы работы с норвежцами.
– Достаточным
ли будет в таком случае просто отказ от необходимости уплачивать 23-процентный сбор
за построенное за рубежом судно?
– Конечно, нет: вопрос о «незаходных» судах нужно
решать в комплексе. И не путем введения обязательств, несовместимых с
коммерческой деятельностью, а необходимо устранить препоны, мешающие работе. На
сегодняшний день Россия не может конкурировать со странами Юго-Восточной Азии в
плане развития судоверфей. У нас банально не хватает производства, поэтому
прибегать здесь к палочной системе бессмысленно.
Мы считаем, что только рассмотрев эту проблему с
разных сторон, оценив и возможности береговой инфраструктуры, и возможности
судостроя в России, и задачи, поставленные перед отраслью, можно решить вопрос
о «незаходных» судах.
Сейчас на всех уровнях идет обсуждение вопроса об
установлении многолетних квот. «Длинные» квоты позволяют говорить о
стабильности для рыбаков, что является большим плюсом в плане инвестиций как со
стороны собственников, так и со стороны кредитных организаций. Возможные
инвестиции могут быть направлены и на строительство нового флота, который сможет
работать с большей эффективностью, чем эксплуатируемые сегодня суда.
– Намерено ли
ПБТФ озвучить эти тезисы на предстоящем Всероссийском съезде рыбаков кому-то из
представителей власти? Ведь в последних поручениях Президент
обязал кабинет министров проработать вопрос [http://www.fishnews.ru/rubric/novaya-struktura-pravitel-stva/8217] об условиях осуществления
рыболовства в исключительной экономзоне РФ рыбопромысловыми судами, не
прошедшими таможенное оформление на российской территории.
– Как уже ранее упоминалось, нам неоднократно
приходилось делать заявления о необходимости устранения барьеров, чтобы «незаходные
суда» стали «заходными». Мы рассчитываем на активное участие в этой проблеме
полпреда на Дальнем Востоке Юрия Трутнева. Этот человек нам видится как
нацеленный на результат, а не на проведение рамочных совещаний. Поэтому мы
надеемся, что совместными усилиями нам удастся продвинуться в решении этого
вопроса.
Константин
ОСИПОВ, журнал «Fishnews– Новости
рыболовства»
Июль 2014 г.
Добавить комментарий