Рыбохозяйственное образование и наука
Преподаватель вуза должен быть специалистом в своей отрасли, знакомым со специальностью на практике и занимающимся наукой по своему профилю, убежден руководитель учебного центра «Водные биоресурсы и технология переработки» Института повышения квалификации Дальрыбвтуза Валерий Бушуев.
В
настоящее время обсуждается разработанный Минобрнауки План мероприятий («дорожная
карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение
эффективности образования и науки». В материале для Fishnews руководитель учебного
центра «Водные биоресурсы и технология переработки» Института повышения
квалификации Дальрыбвтуза, кандидат биологических наук Валерий Бушуев
комментирует, как по этой карте будет повышаться эффективность образования и
науки.
«Для
решения проблемы совершенствования образования и науки «дорожная карта»
предполагает рост нагрузки преподавателя: предусматривается увеличение числа
студентов на одного преподавателя с 9,4 человека в 2012 году до 12 – в 2018 году.
То есть нагрузка возрастает более чем на 27%, а численность работников,
занимающихся наукой, сокращается при этом на 4%», – обратил внимание
руководитель учебного центра.
Преподаватель
вуза должен быть специалистом в своей отрасли, знакомым со специальностью не по
книжкам, а благодаря практике и занимающимся наукой по своему профилю, убежден
Валерий Бушуев.
«По
учебникам можно дать только самые азы, с которыми на производстве нечего
делать. Существующее образование сводится к обучению азам специальности.
Нагрузка, которую преподавателя обязывают брать на себя, только учебная в 700-900
часов, фактически лишает его возможности заниматься серьезно наукой. К тому же,
как правило, преподавателя заставляют заниматься госбюджетной работой, которая
чаще всего никак не финансируется. Какая при этом может быть наука, способствующая
модернизации производства?» – озвучил возникающий вопрос представитель
отраслевого образования.
Идея
об объединении учебных и научных учреждений (в данном случае Дальрыбвтуза и
ТИНРО-Центра) по существу вполне справедлива, считает собеседник Fishnews.
«Примерно
такая же система образования в Орегонском университете США, в котором мне
удалось побывать. Преподаватель ведет там один предмет, будь он 50 часов или
300. Остальное время занимается наукой. Студенты со второго курса прикрепляются
по интересующему их профилю к преподавателю и работают с ним до защиты диплома.
В результате выходит специалист, готовый уже самостоятельно работать в
избранном им направлении. Наши студенты идут на практику после 3-го курса по
одной теме, после 4-го – по другой. Дипломная работа делается по третьей, на
материалах, предоставленных учреждением, в котором учащийся никогда не был. В
результате специалисты получаются никакие», – рассказал сотрудник вуза.
Наука
и образование должны быть как одно целое, полагает Валерий Бушуев. «Преподавание
в вузе очень много дает для научного сотрудника. Такой сотрудник разрабатывает
в науке, как правило, какой-то узкий вопрос. В процессе преподавания приходится
дисциплину осваивать и глубоко, и широко, что увеличивает научный потенциал
исследователя и преподавателя. Расширение кругозора всегда ведет к более
глубокому познанию вопроса, более квалифицированному научному процессу», –
привел аргументы руководитель учебного центра.
По его мнению, объединение целесообразно, если в
корне переработать всю систему образования и науки. «Но в нашем случае едва ли
на это пойдут: будет увеличение занятости преподавателей, а научным сотрудникам
будут «вешать» нагрузку по практике, в результате проиграют и наука, и учебный
процесс», – добавил Валерий Бушуев.
Текст полностью
читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте Fishnews. [http://www.fishnews.ru/rubric/lichnoe-mnenie/8465]
Добавить комментарий