Игорь ИВЛЕВ (Генеральный директор ФГУП «Нацрыбресурс») – Государство и бизнес должны найти баланс интересов

 
15 августа 2014 06:20   435 просмотров
 

Полгода назад подведомственное Росрыболовству ФГУП «Нацрыбресурс» возглавил новый руководитель – Игорь Ивлев. С приходом нового руководства основные виды деятельности ФГУПа, к которым относится комплексное обслуживание судов рыбопромыслового флота в рыбных терминалах морских портов, обслуживание гидротехнических сооружений и судов портофлота, закрепленных за предприятием, не изменились. Однако изменился подход к ведению хозяйственной деятельности. О том, чего стоит ждать операторам морских рыбных терминалов и к чему готовиться рыбакам, Игорь Ивлев рассказал корреспонденту Fishnews.
– Игорь Викторович, какие задачи поставлены
перед ФГУП «Нацрыбресурс» руководством отрасли и что вам уже удалось сделать с
момента назначения на должность генеральным директором этого предприятия?
– На
сегодняшний день перед отраслью в целом стоят задачи повышения эффективности
функционирования рыбохозяйственного комплекса страны. Проблемы, которые
возникли в ходе реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ
(утверждена Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120), в частности, в плане стимулирования
продвижения морепродукции на внутренний рынок, защиты российского потребителя
от некачественной импортной рыбы и продукции, - диктуют приоритетность целей и
задач, поставленных и перед ФГУП «Нацрыбресурс» руководством отрасли.
Одной
из стратегических целей является, прежде всего, создание условий для
обеспечения рыбопромышленных компаний всем спектром услуг по базированию судов рыбопромыслового
флота, межпутинному отстою судов, их комплексному обслуживанию, в том числе
выгрузке-погрузке рыбной продукции. А также обеспечению рыболовным снаряжением,
продуктами питания, топливом, пресной водой, ЗИП, подготовке судов к ведению
рыболовства в течение длительного периода времени. Наряду с этим мы должны
создать условия для стимулирования захода российского рыбопромыслового флота в
отечественные порты для поставки рыбной продукции на российский берег. С учетом
планируемого роста объемов добычи ВБР и доли продукции, отгружаемой для
переработки, хранения и реализации  стоит
и другая задача – наращивание объема перевалки грузов морскими терминалами. При
этом нам важно определить экономически эффективную стоимость услуг, которая
обеспечит баланс между задачами самих терминалов (бизнеса), которые оказывают
услуги по перевалке, хранению и проч. и задачами эффективного использования
федерального имущества и финансовой устойчивости предприятия (Нацрыбресурсы).
Помимо этого, руководство отрасли ставит перед нами задачу обеспечить
безопасность базирования судов рыбопромыслового флота.
– А если говорить о задачах в рамках
стратегии развития самого предприятия?
– Перед
нами стоит глобальная задача – ликвидировать проблему физического и морального
износа гидротехнических сооружений морских терминалов, предназначенных для
обслуживания рыбацких судов, в том числе путем проведения работ по текущему и
капремонту. Также мы будем принимать участие в строительстве портовых
рыбоперерабатывающих комплексов на базе причальных сооружений, которые
находятся в ведении нашего предприятия.
Такие
комплексы будут включать весь спектр инфраструктурных объектов от необходимой
береговой инфраструктуры (портовые сооружения с оборудованием для
погрузки-выгрузки и отстоя судов, перерабатывающие цеха и складские холодильные
мощности, торговые площадки для аукционной торговли, таможенные склады, все
необходимые зоны – пограничного, ветеринарного, таможенного контроля) до
служебно-вспомогательного флота.
Другая
немаловажная задача – доведение до рыночной величины ставки арендной платы по
переданным в аренду гидротехническим сооружениям и другим объектам. А также
развитие оптового звена по торговле рыбопродукцией, в том числе разработка и
участие в реализации проекта по строительству сети оптовых логистических
комплексов.
– Вы уже представляете, каким образом будете
разрешить столь объемные задачи?
– Инструменты
в целом стандартные. В первую очередь это оптимизация расходов и поиск подходов
к повышению дохода от нашей финансово-хозяйственной деятельности. И здесь, в
том числе, речь идет о пересмотре договоров аренды и доведению до рыночной
величины ставок арендной платы.
Также
планирую пересмотреть организационно-штатную структуру.
Важно,
чтобы каждый руководитель филиала нес личную ответственность за принимаемые
решения, которые при этом должны укладываться в общую стратегию предприятия.
Потому что на данный момент не очень понятно, что происходит на местах и почему
принимаются те или иные решения. Отдельное внимание будет уделено оптимизации
работы с Росрыболовством и Росимуществом. Намерены внести изменения в
нормативную базу, которые позволят в несколько раз сократить сроки согласования
сделок  по распоряжению недвижимым
имуществом.
– Как вы оцениваете потенциал и состояние имущества,
которое находится в ведении ФГУП «Нацрыбресурс»?
– В
настоящее время в ведении ФГУП находится 132 гидротехнических сооружения
(пирсы, причалы, молы). Их протяженность – 21 тыс. пг. м. Они расположены в 16
морских рыбных терминалах и портопунктах Западного, Азово-Черноморского,
Каспийского и Дальневосточного рыбодобывающих бассейнов. Также на нашем балансе
10 судов (7 судов портофлота и другого назначения, 3 рыбопромысловых судна),
здания и помещения общей площадью 16 тыс. кв. м, которые расположены в разных
регионах России. Доля ГТС, закрепленных за ФГУП «Нацрыбресурс», в общем
количестве причальных сооружений морских рыбных портов, находящихся в ведении
профильных организаций (Калининградский морской рыбный порт, Мурманский морской
рыбный порт и др.) составляет более 50%.
Грузооборот
в прошлом году на наших ГТС составил порядка 7,6 млн. тонн (рост на 5,5% по
сравнению с 2012 годом).
Повышению
эффективности использования, конечно, препятствует неудовлетворительное
состояние гидротехнических сооружений. По крайней мере, значительной их части.
Так, в настоящее время к категории «работоспособные ГТС» относится лишь 19%
сооружений. Предельные сроки эксплуатации имеют 17% сооружений. Основное же
число сооружений – «ограниченно работоспособные» (порядка 64%).
Чтобы
отремонтировать все, нам необходимо потратить не менее 22,3 млрд. рублей. И
если этот ремонт не осуществить, то уже к 2020 году порядка 47% причальных
сооружений, имеющихся в распоряжении Нацрыбресурсов, будут утрачены. Таковы
результаты инспекторской проверки. И, отмечу, сегодня это видим и понимаем не
только мы, но и участники рынка.
В
качестве источников финансирования для решения этой проблемы мы планируем
использовать не только средства федерального бюджета, но и средства инвесторов
и арендаторов. Мы уже представили в ФАР комплект документов для включения в
Федеральную целевую программу «Повышение эффективности использования ресурсного
потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2015-2023 годах» таких стратегических
объектов, как Морской порт Владивосток, Морской порт Корсаков, Морские порты
Петропавловск-Камчатский, Находка, Магадан и удаленный Морской терминал в
Калининграде Пионерский. Мы ожидаем, что государство инвестирует порядка 47% от
необходимых средств.
Все
гидротехнические сооружения, которые закреплены за нашим предприятием, должны
использоваться исходя из перспектив развития отрасли, то есть с учетом динамики
вылова на перспективу, динамики поставок продукции на внутренний рынок,
перспективы развития флота. Именно поэтому наша первая задача – это обеспечить
возможность обработки ожидаемого прироста перевалки рыбопродукции через рыбные
терминалы, включая импортируемое рыбное сырье и продукцию. Во-вторых, мы должны
обеспечить возможность обслуживания судов с учетом ожидаемых мероприятий по их
модернизации и новому строительству. И, наконец, содействовать в организации
проектов по созданию торгово-логистической и перерабатывающей инфраструктуры.
Напомню,
в Госпрограмме по развитию рыбохозяйственного комплекса к 2020 году при
оптимистичном сценарии вылов должен вырасти на треть и составить не менее 6 млн.
тонн (сегодня – 4 280,5 тыс. тонн). Это довольно большая цифра и она требует от
нас серьезной подготовки. Мы должны обеспечить требуемую береговую инфраструктуру
для перегрузки такого объема.
– Результаты проверки Счетной палаты РФ 2012
года свидетельствуют о том, что ставка аренды причальных стенок рыбных
терминалов в морских портах не позволяет говорить об эффективном их
использовании. В то же время ставки аренды позволяют получать сверхдоходы
операторам. Договоры будут перезаключаться? Будет ли меняться содержательная
часть договоров?
– Как
было отмечено в заключении Счетной палаты, использование части портового
имущества, сданного в долгосрочную аренду, действительно осуществляется
нерационально. Дело в том, что в большинстве морских портов ФГУП «Нацрыбресурс»
получило в хозяйственное ведение кордонную линию и прилегающее к ней верхнее
строение гидротехнических сооружений шириной от 10 до 25 метров, обремененные
долгосрочными договорами аренды (были заключены ранее теруправлениями
Росимущества с портовыми операторами, которые имели инфраструктуру,
технологически связанную с гидротехническими сооружениями). Значительная часть
таких договоров заключены на долгосрочной основе, то есть не менее 30-40 лет.
На
сегодня мы уже провели анализ всех заключенных ранее договоров аренды и
определили круг арендаторов, с которыми договоры будут изменены, в том числе и
с изменением ставок арендной платы, и с изменением содержательной части. Мы
будем отталкиваться от того, в каком состоянии находится вверенное имущество и
какая политика реализуется на предприятии, то есть, соответствует ли она
стратегии развития отрасли, включен ли «рыбный блок» и как он работает. Каждый
договор должен быть сбалансирован как с точки зрения эффективного использования
госимущества, так и с точки зрения ведения бизнеса. Мы настаиваем на том, чтобы
рыбное направление стало обязательным условием для подобных договоров,
рассматриваем возможность реинвестирования части прибыли предприятий в
капремонт. Мы исправим ситуацию только в одном случае, когда паритет и баланс
его (арендатора) издержек будет совпадать с нашим интересом по содержанию
госимущества и ведения нашей хозяйственной деятельности. У нас, конечно, будут
определены реперные точки. И если условия договоров не будут исполняться, мы
будем их расторгать. Мы инспектируем каждый квадратный метр.
Конечно,
это работа довольно долгая и носит системный характер, ведь условия действующих
договоров не позволяют нам в одностороннем порядке изменить ни ставку арендной
платы, ни иные существенные условия договора, а позиция арендаторов в данном
случае чаще отрицательная.
В
то же время нам удалось договориться с крупнейшими арендаторами об изменении
условий договоров аренды (в части ставок арендной платы, возложении
обязанностей по проведению капремонтов на арендаторов). Часть этих договоров
уже находится на согласовании в Росимуществе, а на оставшуюся часть проводится
независимая оценка. Экономический эффект от данной работы для нашего
предприятия составляет десятки миллионов рублей.
Что
же касается договоров аренды с контрагентами, с которыми договориться не
удается, мы будем вынуждены обращаться в суд. И положительная судебная
практика у нас уже сложилась.
– Вы недавно были с рабочей поездкой на
Дальнем Востоке. И, в частности в Находке, провели встречу с представителями
Южной Кореи по вопросу создания международного торгово-логистического центра. Какие
государственные задачи он должен решать?
– Необходимость
модернизации существующей системы распределения, дистрибуции и торговли рыбной
продукции назрела давно. Попытки улучшить систему предпринимались неоднократно.
Как на федеральном, так и на региональном уровнях прорабатываются различные
варианты решения этого сложного и затратного вопроса.
Одним
из них является проект создания на территории Дальнего Востока международного
торгово-логистического рыбохозяйственного центра. Эта работа ведется в
соответствии с межправительственными договоренностями между Российской Федерацией
и Республикой Корея.
Работа
над проектом началась в конце 2011 года в рамках деятельности совместной
рабочей группы ФГУП «Нацрыбресурс» и Korea Maritime Institute (KMI).
Предполагалось, что будущий центр будет иметь всю необходимую инфраструктуру:
производственные мощности по переработке водных биоресурсов, холодильные
склады, портовую и транспортную инфраструктуру, и, что особенно важно, площадки
для биржевой торговли морепродуктами.
Сегодня
продолжается работа по согласованию проекта со всеми действующими
государственными и федеральными целевыми программами, которые касаются
социально-экономического развития рыбохозяйственного комплекса как в целом по
стране, так и административных образований Дальнего Востока.
При
реализации проекта, конечно, будут учтены все задачи и положения
разрабатываемой сегодня ФЦП «Повышение эффективности использования ресурсного
потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2015-2023 гг.». То есть это и
увеличение грузопотока рыбной продукции через российские порты и логистическую
структуру, и обеспечение дополнительного притока рыбы на российский рынок, и
увеличение общей конкурентоспособности рыбной отрасли. Также среди задач нового
центра – обеспечение большей прозрачности в формировании цен на рыбопродукцию,
реконструкция и создание новых предприятий. Мы хотим создать международный
центр по торговле рыбой и морепродуктами на территории страны, где будет
реализовываться не только российская, но и иностранная рыба. Это, безусловно,
будет способствовать систематизации торговли, выводу из тени некоторых
сегментов рынка, решать социальные задачи – это новые места и импульс экономике
региона в целом.
– Что на данный момент препятствует
реализации этих задач?
– Нет
драйва у людей и компаний, которые работают в регионе. Все живут и работают
сегодняшним днем, практически не думая на перспективу. Есть причалы,
принадлежащие государству, есть выкупленные огромные территории, есть уголь,
металл, а «завтра» - нет. Его просто нет в повестке дня предприятий.
Большинство арендаторов не ставит перед собой целей на будущее, их задача – выжить
сегодня. Такой подход, конечно, необходимо менять. И наша задача как
государственного предприятия такой стимул дать и цель поставить.
Ксения ПИСАРЕВА, газета «Fishnews –
Дайджест»
Август
2014 г.

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/interviews/394
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.