Андрей КОВАЛЕНКО (Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области) – Сильный бизнес – это сильная экономика
Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей появился в нашей стране сравнительно недавно. Задача бизнес-омбудсменов – на федеральном и региональном уровнях – содействовать созданию комфортного делового климата, развитию предпринимательской активности. Госорган образован своевременно и может стать эффективным инструментом при формировании и реализации государственной политики в том числе и в рыбной отрасли, уверен уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области Андрей Коваленко.
О проблемах реального сектора
экономики он знает не понаслышке: много лет проработал на рыбохозяйственных
предприятиях региона, с 2012 по 2014 годы был председателем Ассоциации
лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области (АЛРЗ).
О вопросах, которые поднимают сейчас
в рыбной промышленности, об организации и возможностях работы бизнес-омбудсмена
Андрей Коваленко побеседовал с корреспондентом журнала «Fishnews – Новости рыболовства».
– Андрей
Сергеевич, расскажите, пожалуйста, каким образом организована работа
бизнес-омбудсмена в Сахалинской области и какими возможностями он располагает
для решения поставленных задач?
– Прежде всего хочется отметить, что
уполномоченный по защите прав предпринимателей является государственным органом
Сахалинской области, хотя многие думают, что это общественная организация.
Действует он на основании Федерального закона от 7 мая 2013 года № 78 и закона
Сахалинской области от 27 декабря 2013 года № 127.
Наш государственный институт –
достаточно молодой, к своим обязанностям я приступил не так давно – 3 марта 2014 года.
Основные задачи деятельности бизнес-омбудсмена –
это обеспечение государственных гарантий защиты прав и законных интересов
субъектов предпринимательской деятельности, формирование условий для ведения
бизнеса и создание благоприятного делового климата на территории Сахалинской
области.
Мы принимаем жалобы от
предпринимателей на действия или бездействие органов госвласти. Проводим
экспертную оценку фактов, изложенных в жалобе, а также в прилагаемых заявителем
материалах. Далее в досудебном порядке проводим работу по урегулированию
спорных вопросов.
В случае необходимости уполномоченный
может обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений органов
государственной власти, повлекших ущемление прав предпринимателей.
На основании накопленного материала уполномоченный
готовит предложения по улучшению инвестиционного климата в адрес губернатора
Сахалинской области, а также уполномоченного при Президенте РФ по защите прав
предпринимателя, если проблемы касаются федеральных органов государственной
власти.
За неполные полгода мы приняли в
работу чуть меньше 30 жалоб, часть поступивших вопросов уже решены в пользу
заявителей.
Обращаются к нам и представители рыбохозяйственного
комплекса. Эта отрасль является одной из важнейших для экономики Сахалинской
области, поэтому для нас очень важно, чтобы она развивалась и демонстрировала
положительные результаты.
– А по
каким именно вопросам обращались предприятия рыбохозяйственного комплекса? И
каких результатов удалось добиться в решении поднятых проблем? Ведь
действительно, рыбная отрасль занимает особое место в жизни Сахалинской
области.
– Одним из первых в адрес уполномоченного
поступило обращение от бизнеса, который занимается рыбоводством.
Предприниматели подняли проблемы, связанные с постановлением Правительства РФ
от 15 мая 2014 года № 450 «Об утверждении Правил организации и проведения
торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования
рыбоводным участком».
В соответствии с этим постановлением,
действующие предприятия по искусственному воспроизводству тихоокеанских лососей
будут вынуждены на отрытых аукционах бороться за право пользования участком на
водном объекте, в границах которого они выпускают молодь. А ведь эти заводы
создали значительные имущественные комплексы, вышли на существенные показатели
выпуска.
Отчасти аукционная схема
распределения справедлива, но только в том случае, если на водных объектах или
их частях никогда не велась деятельность по воспроизводству или разведению
водных биоресурсов, или в отношении тех рыбоводных участков, пользователи
которых были признаны недобросовестными.
Ситуация же с сахалинскими лососевыми
рыбоводными заводами иная. Предприятия страдают из-за правовых пробелов,
существовавших до вступления в силу федерального закона от 2 июля 2013 года № 148
«Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации».
Сегодня все прекрасно понимают, что
развитие аквакультуры открывает большие перспективы. Наглядный пример показали наши
ближайшие соседи – Япония и Китай. Поэтому приход частных инвестиций в аквакультуру
должен быть прост и понятен. Но самое главное, инвесторы, вкладывая средства в
аквакультуру – а это затратный бизнес, с большим сроком окупаемости, – должны
чувствовать стабильность и поддержку государства.
Мы считаем, что участки на базовых водоемах
рыбоводных заводов нужно распределять через конкурсы, причем условия торгов
должны обеспечить приоритет для уже работающих на этих реках предприятий по
воспроизводству лосося. Пока же, согласно постановлению от 15 мая 2014 года №
450, планируется, что проводить аукционы и претендовать на участки на базовых
водоемах смогут любые компании из любых регионов, а главным критерием будут
деньги.
Информация по проблеме наделения рыбоводными
участками действующих заводов по воспроизводству лососей вошла в доклад,
который Борис Титов передал в мае Президенту России Владимиру Путину. В
частности, выдвинуто предложение о преимущественном праве на участок.
Мы надеемся, что по этой проблеме будет отдано
поручение Правительству РФ, ведь к уже действующему, эффективному сектору в
сфере лососеводства необходим особый подход. Это мое мнение как уполномоченного
по защите прав предпринимателей и как человека, являвшегося председателем
Ассоциации лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области.
– То есть
при распределении участков для аквакультуры необходимо учесть интересы
существующего бизнеса. Тем более что лососевые рыбоводные заводы играют важную
роль в рыбном хозяйстве Сахалинского региона.
–Конечно. И мы об этом
неоднократно говорили ранее, в других публикациях. Ежегодный выпуск молоди
тихоокеанских лососей по области составляет около 800 млн. экземпляров.
Обеспечивается серьезный возврат красной рыбы. А ведь вопрос пополнения
ресурсной базы весьма актуален. Вы видите, насколько не хватает лосося
береговым предприятиям нашего региона. Уже «стоит» западное побережье Сахалина
– нет рыбы в должном объеме. Который год без горбуши Анивский залив.
Мое твердое убеждение: необходимо поддерживать
лососевые рыбоводные заводы, делать так, чтобы это направление развивалось. Но
когда таким вот образом, как в случае с аукционами, меняются условия для
предпринимателей, ни о каком развитии не может быть и речи. Получается, что
компаниям придется покупать участки, на которых они десятками лет выпускали
молодь, вкладывались. Разве это справедливо?
Уверен, что развитие лососеводства и охрана
нерестовых рек в комплексе способны принести ощутимый результат для рыбной
отрасли. Здесь есть поддержка со стороны правительства Сахалинской области
(свой анализ мы представили главе региона Александру Хорошавину). Запрос по
поводу 450-го постановления направлял в Министерство сельского хозяйства
депутат Государственной Думы от Сахалинской области Георгий Карлов.
Мы надеемся, что наши совместные
усилия стимулируют позитивные изменения в части существующих рыбоводных заводов. Хотя,
конечно, внести правку в уже действующее постановление значительно сложнее, чем
предусмотреть все на стадии подготовки проекта правового акта. Примечательно,
что предложения, рекомендации по механизмам распределения мы направляли
заранее, работали вместе с АЛРЗ.
– И
непонятно, почему в итоговом документе все это не отразили?
- Да. Может быть, в Минсельхозе есть свое
видение, как будут предоставляться участки уже действующим заводам по
воспроизводству лосося. В связи с этим мы обратились в ведомство за
разъяснениями.
Есть и другие обращения по вопросам
рыбохозяйственного комплекса. В частности, от компаний, которые занимаются
дрифтерным промыслом лосося. Этот вопрос находится в работе.
Обращаются и предприниматели, которые расширяют
производственные мощности и сталкиваются с трудностями при подключении к
энергосетям, оформлении земельных участков.
– А вообще
насколько бизнес, в том числе в рыбной отрасли, информирован о тех
возможностях, которые ему дает работа с уполномоченным по защите прав
предпринимателей?
– Наш госорган – новый, поэтому сказать, что
бизнес хорошо осведомлен об открывшихся возможностях, пока сложно. И одна из
задач сейчас – участвовать в обсуждении проблем предпринимателей на разных
площадках, рассказывая об институте
уполномоченного.
Конечно, необходимо повышать доверие
предпринимателей к этому госоргану, и здесь наиболее показательны положительные
результаты работы по решению проблем частных предприятий Сахалинской области,
России в целом.
Уполномоченные сегодня есть более чем в 80 субъектах РФ.
Для популяризации нашего госоргана я
совершаю поездки в разные муниципальные образования региона. Недавно при
участии глав районов проводил круглые столы с предпринимателями в Невельске,
Холмске, Аниве.
Многие руководители муниципальных образований заявляют о том, что готовы помочь
в открытии общественных приемных. В таких приемных представители бизнеса могут
познакомиться с деятельностью уполномоченного, проконсультироваться по вопросам
оформления обращений.
На общественных началах оказывают
поддержку, выделяют экспертов ряд крупных общественных объединений
предпринимателей
– Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), «Опора России»,
«Деловая Россия».
– Большой
ли у вас штат?
–В аппарате
уполномоченного на сегодняшний день трудится три человека. Все – юристы.
– А каким
образом на вас можно выйти с обращением? Обязательно ехать в областной центр?
– Да, пока нужно подавать обращение в
Южно-Сахалинске – почему, собственно, мы и говорим о необходимости открытия
общественных приемных. Также ведется работа по созданию сайта, чтобы человек
мог в режиме онлайн, через электронную приемную, обратиться к уполномоченному.
- То есть
стараетесь сделать так, чтобы предпринимателям было комфортно?
– Безусловно, нужно облегчить условия для
представителей бизнеса, особенно это важно для тех предпринимателей, кто
находится далеко от областного центра. Наш регион островной. С Курил много в
Южно-Сахалинск не наездишься, да и с севера Сахалина тоже.
–Заключаете ли вы соглашения о сотрудничестве с органами власти? В других
регионах такая форма работы используется.
– Первым мы подписали соглашение с прокуратурой
Сахалинской области, за что большое спасибо ее руководителю Николаю Рябову, он
сразу с готовность пошел навстречу, ощущаем поддержку в работе.
Также достигнуты договоренности о сотрудничестве
с Главным управлением МЧС по Сахалинской области. У предпринимателей возникает
много вопросов по проверочным мероприятиям в сфере пожарной безопасности.
Теперь пожарная инспекция информирует о предстоящих плановых проверках, чтобы
мы могли в них участвовать.
Правда, пока я не могу направлять для участия в
таких мероприятиях сотрудников аппарата – этого не допускает закон. Но мы
рассчитываем, что в скором времени будут приняты поправки, которые позволят
участвовать в проверках по доверенности от бизнес-омбудсмена. Чтобы можно было
расширить работу.
–
Насколько мы знаем, сейчас разрабатывается инвестиционная стратегия Сахалинской
области. Принимаете ли вы участие в ее подготовке?
– Правительство региона активно приглашает нас участвовать
в различных мероприятиях. В августе как раз вице-губернатор Сергей Хоточкин проводил
совещание по инвестиционной деятельности. Мы со своей стороны рассказали, с
какими рисками сталкиваются предприниматели, в чем им нужна поддержка.
Недавно была закончена работа над стратегией
развития Южно-Сахалинска – аппарат уполномоченного участвовал в подготовке
раздела «Предпринимательство», ведь большинство предпринимателей у нас
зарегистрировано в областном центре.
Так что площадок для совместной работы с другими
органами и организациями хватает.
– Как вы
считаете, будет ли институт бизнес-омбудсменов эффективен для решения проблем в
рыбной отрасли? Нужно ли предпринимателям активнее прибегать к возможностям
этого госоргана?
– Когда некоторые предприниматели начинают
сомневаться, говорят: «А зачем нам бизнес-омбудсмен? Ведь у нас есть суд,
прокуратура», – я отвечаю: «У вас появился еще один механизм. Можно попытаться
решить вопрос в досудебном порядке, а уж если не получится, обращаться в суд».
Сегодня государство, Правительство РФ, на мой
взгляд, как никогда повернулись в сторону бизнеса. Создаются общественные
площадки, стимулируется развитие предпринимательства. Вокруг России сложилась
непростая геополитическая обстановка, в отношении нашей страны вводятся
санкции. Для того чтобы достойно ответить на эти вызовы, нужна сильная экономика.
А сильная экономика – это сильные предприниматели. Поэтому, я думаю, институт
бизнес-омбудсменов создан вовремя, он себя уже оправдывает. Рассчитываю, что
доверие предпринимателей к нашему госоргану будет только расти.
Маргарита
КРЮЧКОВА, журнал «Fishnews– Новости рыболовства»
Сентябрь 2014 г.
Добавить комментарий