Приказ Минсельхоза № 462 нужно серьезно пересмотреть
В приказ Министерства сельского хозяйства от 13 октября 2008 г. № 462 «Об утверждении Правил ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры» предложено внести изменения: предусмотреть обязанность уполномоченного должностного лица по требованию владельца рыбопродукции предоставлять письменное обоснование отправки товара на дополнительные лабораторные исследования. Но такое дополнение не поможет в устранении избыточных административных барьеров. Сам приказ нуждается в коренной переработке.
Как указано в
сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия проекта приказа [http://regulation.gov.ru/project/15538.html?point=view_project&stage=2&stage_id=12628],
основанием для его разработки является исполнение
поручений Президента РФ от 22 декабря 2013 г. [http://www.fishnews.ru/rubric/novaya-struktura-pravitel-stva/7864] № Пр-3009 и от 3 июня 2014
г.
№ Пр-1253 о мерах по совершенствованию системы ветеринарного контроля в части
снижения административных барьеров в рыбной отрасли. Эта проблема,
действительно, актуальна. Существующая система предполагает тотальный контроль
рыбопродукции без учета существующих рисков в части ее ветеринарной
безопасности. Как следует из сводного отчета, цель предлагаемого регулирования
заключается в устранении проведения необоснованных лабораторных исследований
при осуществлении ветеринарно-санитарной экспертизы водных биоресурсов, добытых
в безопасных районах промысла, а также в устранении избыточных административных
барьеров в рыбной отрасли. Предложено
ввести обязанность должностного лица, направившего морскую рыбу или икру [http://www.fishnews.ru/rubric/rosselhoznadzor-protiv-sayryi/8720] на
дополнительные лабораторные исследования, предоставлять письменное обоснование
принятого решения, которое может быть обжаловано в установленном порядке.
Но этот путь не соотносится с решением проблемы.
Даже если не вносить эту норму в приказ, владелец продукции вправе обжаловать
решение о направлении на исследования в установленном порядке вплоть до суда. Однако
доказать свою правоту он не сможет из-за отсутствия правил и регламента
принятия решения о направлении рыбопродукции на дополнительные лабораторные
исследования.
В
целях обеспечения санитарной безопасности при ведении международной торговли
водными животными (земноводными, ракообразными, рыбой и моллюсками) и
продуктами из них Международным эпизоотическим бюро (членом которой является и
Россия) разработаны международные стандарты, отраженные в Ветеринарно-санитарном
кодексе водных животных. Он рекомендует компетентным органам опираться в своих
санитарных мерах при импорте на международные стандарты, указания и
рекомендации МЭБ. Меры против возбудителей болезней должны базироваться на
научной оценке потенциальных рисков для здоровья. Кодексом принято, что в
случае если продукция подвергнута тепловой переработке (в том числе
замораживанию), риски заноса болезней исключены. Компетентные органы иностранных
государств не проводят ветеринарно-санитарную экспертизу и лабораторные
исследования рыбопродукции, подвергнутой термической обработке, поскольку такая
обработка исключает риски заноса болезней. Большая
часть отечественной рыбопродукции выпускается в мороженом виде, что делает
невозможным сохранение возбудителей болезней водных животных. Потенциальные
риски распространяются на узкий сегмент рынка – это живая или охлажденная рыба.
А значит, не имеют смысла лабораторные исследования каждой партии выпускаемой
рыбопродукции. За многолетнюю практику осуществления ветеринарного контроля не
отмечено случаев выявления возбудителей болезней в мороженой рыбной продукции.
Эти
обстоятельства и рекомендации кодекса должны быть учтены в приказе Минсельхоза.
Лабораторный контроль должен проводиться только в отношении живых и охлажденных
водных животных.
Правовой акт, в который предложено
внести изменения, затрагивает деятельность около 6 тыс. предприятий,
осуществляющих промысел рыбы в море и ее переработку путем разделки и
замораживания – а это более 90% всего вылова и производства рыбопродукции. Обязательность
лабораторных исследований при осуществлении ветеринарно-санитарной экспертизы в отношении такой продукции приводит к увеличению
сроков оформления от 3 до 12 дней (а это потери производственного времени) и росту
финансовых затрат, связанных с лабораторными анализами, а также косвенных
затрат, связанных с простоем флота, арендой холодильных мощностей для хранения товара
и др. Суммарные затраты только по Дальневосточному бассейну составляют около
3,5 млрд. рублей.
Формулировка пункта 3 правил ветеринарно-санитарной экспертизы: «в
случае возникновения сомнения в безопасности рыбы или икры» - слишком
неконкретна и расплывчата, что позволяет ее трактовать в пользу должностного
лица. Органолептические признаки безопасности рыбопродукции также далеки от
конкретики. Субъективные показатели невозможно оспорить и тем более доказать в
суде. Но даже если решение должностного лица начать оспаривать «в установленном
порядке», это потребует гораздо большего времени, чем сроки лабораторных
исследований. На практике никто с этим связываться не будет – проще дать взятку
для ускорения процесса.
Отсутствие четкого порядка действий должностного лица при принятии
решения о проведении лабораторных исследований в отношении морских рыб и икры
сохраняет коррупциогенность этой сферы государственного контроля и надзора.
И внесение дополнительной нормы о возможности представления письменного
обоснования решения, принятого должностным лицом о направлении морской рыбы и
икры на дополнительные лабораторные исследования, никак не защищает рыбаков.
Александр Фомин, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных
предприятий, предпринимателей и экспортеров
Fishnews
Сентябрь 2014 г.
Добавить комментарий