Из сетей – в сети. Без посредников
В Приморье реализуется проект по снижению розничных цен на продукцию местных рыбопереработчиков. Усилиями властей и бизнеса рыбные консервы ЗАО «Южморрыбфлот» будут поступать на прилавки торговых сетей края напрямую от изготовителя, минуя звенья посредников. Такая схема снижения розничной цены на социально значимый товар может с успехом использоваться и в других регионах, уверены приморские производители.
Уже более
месяца цены на продовольственном рынке для всех без исключения регионов страны
являются предметом повышенного внимания. Введение Россией продовольственного
эмбарго в ответ на санкции США и стран Европейского союза поставило перед
властями непростую задачу – ускорить импортозамещение и одновременно удержать
цены на доступном уровне.
Напомним, что
6 августа Президент Владимир Путин подписал указ «О
применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения
безопасности РФ» [http://www.fishnews.ru/rubric/rynok-i-sanktsii/8541]. Согласно постановлению Правительства, принятому в рамках
исполнения указа, на год вводится запрет в отношении импорта отдельных видов
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из США, Канады,
Австралии, Норвегии и стран ЕС. В числе прочего под эмбарго попали рыба и
морепродукты (в том числе в свежем и охлажденном виде).
Глава государства
поручил принять меры [http://www.fishnews.ru/rubric/rynok-i-sanktsii/8569] по обеспечению сбалансированности товарных рынков и
недопущению ускоренного роста цен. Совместно с высшими органами исполнительной
власти регионов Правительство организовало оперативный мониторинг товарных
рынков и контроль за их состоянием. Минсельхоз, Минпромторг, Минэкономразвития и
Федеральная антимонопольная служба разработали
регламент, регулирующий ценообразование [http://www.fishnews.ru/rubric/rynok-i-sanktsii/8569].
Все внимание ведомств
оказалось направленным на производителей сырья, переработчиков и торговые сети.
Именно с этими
участниками рынка власти стараются выстраивать прямой диалог [http://www.fishnews.ru/rubric/rynok-i-sanktsii/8562]: «Крайне важно
продолжить общение с поставщиками продукции, потому что от того, как они
наладят работу в новых условиях, будет зависеть и состояние продовольственного
рынка в стране», - подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев.
В регионах
местные власти также стараются не только отслеживать состояние на рынке, но и самостоятельно
искать замену выпадающим объемам сырья и продовольствия, предпринимать усилия
по снижению цен. В частности, как сообщает корреспондент Fishnews, в Приморском крае администрация
выступила организатором налаживания прямых контактов между товаропроизводителями
и торговыми сетями. Поддержав инициативу ведущего приморского рыбопромышленного
предприятия «Южморрыбфлот», департамент лицензирования и торговли края
совместно с департаментом рыболовства организовали рабочую встречу с участием
руководства рыбной компании и ряда крупных региональных торговых сетей.
Продукция ЗАО
«Южморрыбфлот», входящего в группу компаний «Примрыбснаб», хорошо известна не
только на приморском рынке. На прилавки торговых сетей по всей России в год
поступает порядка 150 млн. банок рыбных консервов, произведенных
«Южморрыбфлотом», в том числе под фирменными марками «Примрыбснаб» и
«Доброфлот».
Предложение такого
крупного товаропроизводителя было единодушно поддержано участниками встречи,
сообщили в пресс-центре «Открытой отрасли» [http://%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8C.%D1%80%D1%84/].
Руководство рыбоперерабатывающей компании и торговых сетей края договорились о
дальнейшей работе по налаживанию поставок рыбопродукции без посредников,
напрямую от производителя.
Для
администрации Приморья это не первый опыт подобного взаимодействия с бизнесом.
«Ранее проводились встречи по организации прямых поставок ряда
продовольственных товаров, в том числе картофеля и других овощей, риса, молока,
яйца. Это наша каждодневная работа», - рассказала заместитель директора департамента
лицензирования и торговли Приморского края Марина Королева.
С 11 августа в
регионе осуществляется ежедневный оперативный мониторинг и контроль за
состоянием рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия. Такая работа
проводится и во всех муниципальных образованиях Приморского края. «Для более
оперативного информирования о ситуации на потребительском рынке в департаменте
организован прием обращений жителей края на телефон горячей линии о росте цен
на продукты питания. Результаты мониторинга ежедневно направляются в
Минпромторг России», - сообщила Марина Королева.
Кроме того,
администрацией края организовано проведение еженедельных и постоянно
действующих продовольственных ярмарок – цены здесь ниже розничных на 15-20%. По
всему Приморью открываются фирменные магазины и отделы реализации товаров
местного производства, а также социальной направленности, где продукты первой
необходимости реализуются с минимальной надбавкой в 5-10%.
С недавнего
времени местные товары получили и собственный логотип – «Произведено в
Приморье». Такие продукты питания, изготовленные на предприятиях края,
продаются по более доступным ценам и получают дополнительную рекламу в СМИ.
Вместе с тем
каждой новой инициативе бизнеса по снижению цены на свою продукцию в
администрации Приморья уделяют большое внимание. Тем более, когда речь идет о
таком незаменимом товаре в корзине потребителя с любым достатком, как рыба и
морепродукты.
Плюсы от таких
шагов бизнеса в социальном и экономическом плане для края очевидны. При
организации прямых поставок продукции от производителя в торговые сети
сокращается посредническое звено, что сразу сказывается на розничной цене, к
которой плюсуется лишь надбавка предприятий розничной торговли. «Товары
становятся более доступными для максимально широкого круга потребителей, в том
числе и для малообеспеченных слоев населения», - отметила замдиректора
департамента.
Для самой
компании «Южморрыбфлот» взаимодействие с администрацией в новом ключе – это
возможность в масштабах региона отработать схему прямого сотрудничества с
торговыми сетями и усилить продвижение качественной отечественной рыбопродукции
на внутренний рынок.
«Посредники не
только способствуют завышению цены. Зачастую они закупают некачественные, низкосортные
рыбные консервы у иностранных производителей, переклеивают этикетки и выдают их
за российскую продукцию. Либо просто пишут большими буквами «Произведено по
заказу компании (к примеру) «Дорогие россияне»», а маленькими где-нибудь в
труднодоступном месте добавляют – «в Индонезии», – рассказал о реальных
случаях, встречающихся на рынке, генеральный директор ЗАО «Южморрыбфлот»
Александр Ефремов. – В итоге потребитель, который несколько раз попробует такой
продукт и выкинет банку, вовсе перестает приобретать рыбные консервы».
По мнению
рыбопромышленника, подобные действия подрывают рынок и доверие покупателей как
к товарной категории, так и к отечественной продукции в целом. Именно таким
образом, по словам руководителя «Южморрыбфлота», был разрушен отечественный рынок
мясной консервации. «Недобросовестные поставщики просто срубили сук, на котором
сами и сидели, а попутно нанесли ущерб потребителям, российским производителям,
розничным компаниям и государству», – констатировал бизнесмен.
«Разумеется,
ни нас, ни потребителей, ни органы власти, ни добросовестные компании розничной
торговли аналогичная перспектива для рыбопродукции не устраивает категорически,
– убежден Александр Ефремов. – Поэтому мы вышли с инициативой об организации
прямых поставок нашей продукции в розничные сети. Администрация Приморского
края нас услышала, за что мы ей весьма признательны, и поспособствовала в доведении
наших предложений непосредственно до руководства торговых сетей Приморья,
выступила организатором переговоров».
По словам
руководителя компании, представители торговли полностью разделили позицию
рыбопереработчиков и с энтузиазмом отнеслись к перспективе прямого
сотрудничества, выгодного для обеих сторон. «Спустя всего лишь неделю мы заключили
договоры о прямых поставках с четырьмя из семи приморских розничных сетей, и в
ближайшие дни подпишем соглашения с оставшимися тремя. Следствием этого станет,
во-первых, снижение цен на рыбные консервы в Приморском крае, а во-вторых,
насыщение рынка качественной российской продукцией», - заявил гендиректор ЗАО «Южморрыбфлот».
В дальнейшем
этот опыт планируется применить и в других российских субъектах. «Качественные
отечественные рыбные консервы должны и могут быть доступными для всех жителей
России, - считает Александр Ефремов. - Мы планируем выйти с этой инициативой во
все регионы нашей страны. Главным результатом должно стать общее снижение
розничной цены на такой социально значимый сегмент продукции, как рыбные
консервы, и замещение низкосортного импорта качественным российским продуктом».
Сегодня рыбные
консервы под марками «Примрыбснаб» и «Доброфлот» напрямую поступают на полки
ряда крупных региональных торговых сетей Дальнего Востока и Сибири, а также
магазинов федеральной сети «Магнит». Остальные розничные сети по-прежнему
приобретают этот массовый, востребованный продукт, производимый исключительно
из отечественного сырья и на территории России, через посредников либо
предпочитают закупать по тем же ценам низкосортный импорт. Сложно сказать,
почему ситуация складывается именно так, но дефицитом это точно не объяснить: объемов
производства одной лишь компании «Южморрыбфлот», по словам ее руководства, с
лихвой хватит на то, чтобы удовлетворить спрос всех основных
регионов-потребителей.
Не вызывает
вопросов и качество продукции. На протяжении нескольких лет приморский
производитель поставляет свои консервы в Росрезерв, где до сих пор действуют
классические критерии отбора, сохранившиеся с советских времен, и весь товар
проходит жесточайшую приемку. Группа компаний «Примрыбснаб» управляет всей
цепочкой «жизни» рыбопродукции – от вылова рыбы и производства из нее готовой
продукции в море и на берегу, до поставок в розницу по всей стране и за рубежом.
Собственная добыча, переработка и логистика, а также масштабы производства
позволяют ГК «Примрыбснаб» предлагать лучшие в России условия поставки
рыбопродукции по соотношению «цена/качество».
«Мы много
говорили о необходимости пропаганды российской рыбы на российском рынке – это
ли не шанс для нашего производителя показать свои возможности, когда из уст
Президента, премьера, министров звучат призывы продавать и покупать
отечественные товары. Думаю, что как раз сейчас у российских товаропроизводителей
появилась возможность выйти на новый уровень, расширить горизонты рынка,
конечно, предложив покупателю по-настоящему достойную продукцию по
привлекательной цене», – отметил представитель рыбацкого бизнеса.
«Главное,
чтобы при этом на пути к прилавку возникало как можно меньше внутренних
бюрократических барьеров, уродливых и бессмысленных, но до сих пор
неистребимых. Но это отдельный разговор, который рыбаки ведут с властями долго
и упорно», – добавил Александр Ефремов.
Fishnews – «Открытая
отрасль» [http://%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8C.%D1%80%D1%84/]
Добавить комментарий