Правильная логистика – ключ к развитию рынка
Создание оптово-логистических продовольственных комплексов в центральной части России может существенно упростить цепочку доставки рыбной продукции от производителя к конечному потребителю.
30 мая в павильоне «Рыболовство» на территории Всероссийского выставочного центра состоялась конференция «Организация оптово-логистических продовольственных комплексов продуктов питания с ограниченным сроком хранения», организованная ФГУП «Нацрыбресурс». Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, главной целью мероприятия стало знакомство с опытом испанской компании MERCASA, для чего на ВВЦ были приглашены представители федеральных органов власти в лице Минсельхоза и Росрыболовства, правительств Москвы и Московской области, союзов и ассоциаций производителей пищевой продукции, оптовой и розничной торговли.
С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Александр Фомин. Он подчеркнул актуальность вопросов развития логистического обеспечения в связи с удаленностью ключевых районов промысла водных биоресурсов от центральной России, где сосредоточено основное население: «Как ни одно современное государство не может обойтись без развитой транспортной сети, так и ни одна экономика в мире не будет эффективной и конкурентоспособной без постоянно совершенствующейся логистики».
Продвижение рыбы внутри нашей страны затрудняет множество факторов. «Сезонность промысла, далекая от совершенства инфраструктура портов, острая нехватка складских помещений, оснащенных на современном уровне, перегруженность наземного транспорта, территориальная разобщенность поставщиков сырья, переработчиков, потребителей – все это приводит к огромным логистическим издержкам и в конечном итоге отражается на цене рыбопродукции», – констатировал замруководителя Росрыболовства.
Именно проблема отсутствия налаженных логистических цепочек обуславливает рост цен на рыбу и морепродукты к моменту их попадания на прилавок розничных торговых точек. Как полагают в Росрыболовстве, создание современного оптово-логистического комплекса станет важным звеном в совершенствовании логистики движения рыбопродукции с момента ее добычи и до конечного потребителя. «Речь идет не о создании очередного гипермаркета, а об организации качественно более высокого уровня, формировании логистического кластера, где в целях развития торговой деятельности будет объединен широкий спектр многопрофильных предприятий в области производства, переработки и услуг», – указал Александр Фомин.
По словам и.о. генерального директора ФГУП «Нацрыбресурс» Станислава Стандрика, в ходе изучения международного опыта подобной деятельности, выяснилось, что в мире существует всего несколько компаний, специализирующихся на организации единых комплексов, объединяющих большое количество сельхозпроизводителей, оптовиков, поставщиков сопутствующих товаров и продуктов, а MERCASA является крупнейшей из них.
«Мы неоднократно встречались с представителями компании, проводили переговоры в Мадриде, посещали их логистические комплексы. Конечно, это очень технологичный бизнес, удивительно правильно и красиво организованный. Но в первую очередь это блестящий пример организации государством муниципально-частного партнерства, тот успешный пример, который, хотелось бы, чтобы мы попытались реализовать и в России», – заявил руководитель ФГУП «Нацрыбресурс».
Представители испанской делегации – директор по международному сотрудничеству MERCASA Андрес де Пандо Асенси, начальник Управления международного сотрудничества Мануэль Эстрада-Нора Родригес и консультант Управления международного сотрудничества Антонио Сарториус Саенс – рассказали об истории, структуре и организации MERCASA. На сегодняшний день она представляет собой государственную компанию, которая совместно с муниципальными образованиями осуществляет менеджмент сети оптовых продовольственных рынков «Меркас» (23 крупных комплекса оптового распределения и логистических услуг), расположенных в различных регионах Испании.
Целью создания компании в 1965 г. было улучшение снабжения населения страны продуктами питания и совершенствование сети распределения. Модель MERCASA предоставляет торговые площади мелким и средним производителям и поставщикам свежих продуктов питания с учетом специализации сельхозтоваропроизводителей конкретного региона. Таким образом происходит сокращение числа посредников и упрощение товаропроводящих цепочек. Текущая международная деятельность MERCASA связана с оказанием технического содействия при проектировании, развитии и управлении оптовыми рынками, подготовкой кадров и т. д.
После завершения презентации участники конференции обменялись мнениями о возможности переноса испанского опыта на российскую почву и в целом положительно отнеслись к инициативе создания подобных комплексов в нашей стране. Генеральный директор «Союза оптовых продовольственных рынков России» Сиражудин Нуралиев рассказал об успешном сотрудничестве с MERCASA еще в 1990-е гг. и предостерег от повторения некоторых ошибок, допущенных на том этапе.
«В России искусственно поддерживается миф о больших сложностях с торговыми сетями, которые испытывают производители продуктов питания, фермеры, поставщики. То, что мы сегодня видим на слайдах, – это просто сказка. Мы мечтаем о том, чтобы у нас в стране началось подобное логистическое движение, хотя бы для снижения градуса риторики и развенчания мифов. К тому же крупные и средние торговые сети и сами могли бы пользоваться подобной инфраструктурой и услугами», – высказал точку зрения исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.
Начальник управления торговли и сферы услуг министерства потребительского рынка и услуг Московской области Антон Симахов подчеркнул, что в регионе уже налажена система реализации крупных проектов, в том числе таких сложных, как технопарки. «Поэтому мы готовы рассмотреть любые проекты, которые могут прийти в Московскую область на уровне нашего министерства, на уровне правительства региона. Добро пожаловать!» – пригласил он заинтересованных в развитии проекта инвесторов.
По итогам обсуждения Станислав Стандрик отметил редкое единодушие участников конференции: «У нас одинаковая позиция: оптово-логистический комплекс – это то звено, которое до сих пор отсутствовало на российском рынке и которое сможет решить огромное количество задач. Если нас поддержат муниципальные власти – и московские, и областные, – то мы можем достаточно быстро пройти путь, который не могли осилить за последние двадцать лет. Безусловно, на всех этапах потребуется и поддержка государства – в виде законодательного обеспечения, контроля и надзора, предоставления определенных льгот бизнесу». Он предложил создать рабочую группу с тем, чтобы вынести этот вопрос на уровень Правительства РФ.
РИА Fishnews.ru
Добавить комментарий