Лососеводству необходима четкая государственная политика
Как бы ни было прискорбно об этом говорить, но лососеводство для частного предпринимателя становится неинтересным. Радужные перспективы, которые открывает эта деятельность, так и остаются радужными перспективами, а на них жить не будешь.
Фактически
в Сахалинской области имеются планы по строительству на принципах
государственно-частного партнерства еще 15 лососевых рыбоводных заводов, но в
сложившихся обстоятельствах эта работа, скорее всего, будет отложена в долгий
ящик. Более того, предпринимателям, которые уже имеют рыбоводные заводы,
приходится значительно снижать издержки, в том числе и путем сокращения
персонала. А компании, не имеющие возможности осуществлять еще и промышленное
рыболовство, по сути, занимаются вынужденным альтруизмом и, как следствие,
пытаются продать убыточные активы – лососевые рыбоводные заводы.
Что
же нужно для того, чтобы бизнес сохранил интерес к лососеводству? Как и в любом
направлении, необходимо создать понятные условия для частного бизнеса и зафиксировать
их законодательно:
–
Во-первых, закрепить за рыбоводными предприятиями водные объекты, в которых они
осуществляют свою деятельность.
–
Во-вторых, обеспечить право собственности рыбоводов на производимую продукцию и
право облавливать выращенную рыбу.
–
В-третьих, предложить рыбопромышленникам, желающим пользоваться результатами
работы ЛРЗ, понятный механизм взаимодействия с рыбоводами. Тем более что здесь
не придется изобретать велосипед. Наши соседи – я имею в виду Японию – все
продумали: рыбодобывающие компании возмещают рыбоводным предприятиям затраты и
получают право вылавливать рыбу заводского происхождения. Нужно просто
воспользоваться этим механизмом.
В
настоящее время готовится ко второму чтению в Госдуме проект Федерального
закона «Об аквакультуре». Однако в нынешнем его виде законопроект решает для
нас только часть проблем. В нем достаточно хорошо прописан порядок закрепления
водоема за пользователем, деятельность по искусственному воспроизводству ВБР,
которая в соответствии с данным документом не является коммерческой. При этом
предпринимательская деятельность в сфере аквакультуры, названная товарной
(пастбищной и промышленной) аквакультурой, урегулирована лишь в общих чертах. В
частности, мне непонятно, с какого момента возникает право собственности на
выпущенную мной рыбу. Кроме того, очень важно предусмотреть возможность
осуществления промышленного рыболовства в границах рыбоводного участка, но в
нынешнем законопроекте «Об аквакультуре» этого положения нет.
Необходимо
на государственном уровне разработать и принять долгосрочную концепцию
искусственного воспроизводства тихоокеанских лососей в стране. Любая концепция,
с одной стороны, обозначает ориентиры, к которым нужно стремиться, с другой –
определяет правила игры. В названной концепции требуется отразить следующие
моменты:
–
Во-первых, четко расписать направления деятельности федеральных и региональных
органов исполнительной власти и рыбопромышленных организацией в сфере
лососеводства, порядок их взаимодействия.
-
Во-вторых, четко оговорить, в каких водоемах развитие лососеводства необходимо,
в каких возможно и в каких недопустимо.
-
В-третьих, прописать возможные преференции (предоставление долгосрочных
кредитов, субсидирование процентной ставки, освобождение от уплаты земельного
налога сроком 8-10 лет) для предприятий, занимающихся восстановлением
численности лососей в районах, где естественное
воспроизводство отсутствует или находится в депрессивном состоянии.
–
В-четвертых, предусмотреть возможности развития необходимой для деятельности
ЛРЗ инфраструктуры – дороги, линии электропередач и т. д.
Нельзя
забывать и о просветительской работе с населением: жители Дальневосточного
региона должны понимать, с какой целью осуществляется искусственное
воспроизводство тихоокеанских лососей, каковы его результаты и влияние на
природу.
Национальная
концепция лососеводства необходима! В условиях постоянно растущего населения
Земли – по оценкам ООН, к 2050 г. оно составит около 10 млрд. человек –
аквакультура, в том числе и лососеводство, становится одним из основных
гарантов продовольственной безопасности. По данным Продовольственной и
сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО ООН), уже сегодня
аквакультура обеспечивает производство 46% потребляемых водных биоресурсов.
Вопрос в том, какую роль в этом процессе будет играть Россия. И ответ сегодня
зависит во многом именно от государственной политики в этой важной сфере!
Андрей
Коваленко, исполнительный директор ООО «Компания «Тунайча»
РИА
Fishnews.ru
Июнь
2012 г.
Добавить комментарий