III Международный форум «Морская индустрия России». Москва, май 2012 г.
С 23 по 25 мая в Москве, в выставочном комплексе «Гостиный двор», прошел III Международный форум «Морская индустрия России» – главная отраслевая площадка для общения экспертов в области судостроения и морского транспорта.
Тематика форума «Морская индустрия России» прямо следует из его названия: вопросы развития и модернизации судостроения, инфраструктуры портов, совершенствование судоходства, внедрение новых отечественных и зарубежных технологий в производство морской техники и строительство судов гражданского назначения. Как и в прошлые годы, форум проводился при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга России, Минтранса России, отраслевых союзов и ассоциаций. Информационным партнером мероприятия выступил медиахолдинг Fishnews.
В этом году в работе «Морской индустрии России» приняли участие более 260 предприятий из 11 стран мира. В течение трех дней «Гостиный двор» принимал ведущие российские и зарубежные компании, производителей судов, двигателей, приборов и оборудования для морского и речного транспорта, представителей научных организаций, органов государственной власти, бизнес-сообщества и смежных отраслей.
Большая заинтересованность организаций морской отрасли в проведении такого рода мероприятий и впредь была отмечена в приветственном слове заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина, которую на открытии форума зачитал первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Юрий Борисов. В торжественной церемонии также приняли участие представители федеральных министерств и ведомств – соорганизаторов форума. Гостей и участников приветствовали ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве РФ Александр Балыбердин, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Рахманов, глава Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко и другие почетные гости.
В рамках форума была организована работа специализированной выставки, на которой свои экспозиции представили ФЦП «Развитие гражданской морской техники» (Минпромторг), Морская коллегия, Архангельская, Астраханская, Ленинградская области и Ямало-Ненецкий автономный округ и ряд отдельных компаний.
Деловая программа форума включала в себя пленарное заседание «Морская индустрия России. Перспективы развития, проблемы внедрения отечественной морской техники», ряд тематических круглых столов и конференцию.
24 мая на Международном форуме «Морская индустрия России» было объявлено Днем Арктики. В частности, в рамках конференции «Арктический шельф – стратегическая ресурсная база Российской Федерации» начальник управления флота, портов и мониторинга Росрыболовства Андрей Козлов выступил с сообщением о возможности снижения ставок по обеспечению транспортировки судов рыбопромыслового флота с Дальнего Востока в европейскую часть страны через Северный морской путь. По этому вопросу до сих пор нет подвижек. Росрыболовство намерено добиться не разового снижения стоимости проводки судов с рыбой, а сделать эту скидку сезонной. По его словам, Минфин и Минэкономразвития в принципе поддерживают такое решение, но все же желательно в течение нескольких лет провести анализ того, как рыба идет Северным морским путем и в каких объемах.
Также на конференции было рассказано о роли российских северных регионов, в частности Архангельской области, в развитии арктических территорий; об инновациях в области строительства ледокольного флота, экологических проблемах работы в Арктике, перспективах развития туристической и т.д.
Дискуссии на тему рыболовного судостроения уже стали хорошей традицией форума «Морская индустрия России». Растет и интерес бизнес-сообщества к этой тематике, что подтвердило число участников тематического круглого, который состоялся 25 мая в «Гостином дворе». При этом наметились и признаки того, что проблема все-таки сдвинулась с мертвой точки. Так, 23 мая в Ленинградской области на заводе «Пелла» состоялась торжественная закладка нового судна ярусного лова, ставшая, по выражению Андрея Козлова, «отправной точкой рыболовного судостроения в Российской Федерации». Впрочем, он тут же поправился: «Посмотрим, насколько она будет отправной». Пока в планах руководства завода уже к концу года сдать судно заказчику.
Новый ярусолов – типичный представитель среднетоннажных судов, которые, как следует из доклада главного инженера ОАО «Гипрорыбфлот» Виктора Красавцева, на сегодняшний день наиболее востребованы российскими рыбаками. Покупка, а тем более постройка большого пелагического траулера рядовому предприятию не по карману, а вернее, не по квоте. Такую роскошь в нашей стране могут себе позволить не более десятка рыбодобывающих компаний.
Впрочем, несмотря на пугающие темпы старения флота, особенно обрабатывающего, по расчетам ученых, его производственный потенциал по-прежнему превышает допустимые объемы вылова в российской экономзоне. Причем на Дальнем Востоке переизбыток промысловых мощностей позволит еще долго поддерживать приемлемый уровень освоения квот, а реальный дефицит флота скорее грозит европейскому региону.
В рамках круглого стола слово получили и судостроители. Представители калининградского проекта «Западная верфь» рассказали о планах по созданию в регионе предприятия мирового уровня, способного строить современные рыболовные суда по конкурентным ценам. Опытом строительства рыбопромысловых судов по зарубежным проектам для иностранных заказчиков поделился Ярославский судостроительный завод. А норвежская компания Rolls-Roys Marine порадовала известием о расширении штата сервисных инженеров в филиалах в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке.
В это же время в Зале 2 проходил круглый стол по вопросу создания специализированных судостроительных зон. Активно обсуждался вопрос разработки, создания и развития промышленно-производственной особой экономической зоны на территории Северо-западного региона.
Также 25 мая состоялась встреча на международном уровне на тему создания российско-финского судостроительного кластера, а также круглый стол на тему «Морская тема в литературе и искусстве».
Традиционным завершением форума стала церемония награждения победителей конкурса на лучшее техническое решение в области судостроения и морской техники гражданского назначения и определение лауреатов Всероссийского профессионального конкурса «Элита судостроительной промышленности России».
РИА Fishnews.ru
Добавить комментарий