VI Международный конгресс рыбаков. Владивосток, сентябрь 2011 г.

 
28 сентября 2011 21:56   5248 просмотров
 

C 6 по 7 сентября во Владивостоке прошел VI Международный конгресс рыбаков. В дни его работы российские и зарубежные участники обсудили различные составляющие самого понятия «модернизация» в привязке к рыбной отрасли, обозначив наиболее актуальные вопросы.

Приветственные обращения к гостям и участникам конгресса направили председатель Государственной думы Борис Грызлов, первый заместитель Председателя Правительства России Виктор Зубков, полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, а также главы российских регионов. В частности, как отметил в своем приветствии первый вице-премьер, «тема нынешнего конгресса – «Модернизация рыболовства: цели, условия, движущие силы» отвечает целям президентской программы по модернизации российской экономики». «Мы должны активно и действенно использовать инновационные разработки, в том числе и в рыбной отрасли», – призвал он отраслевиков.

С пожеланий плодотворной работы над анализом проблем рыболовства и задачами его модернизации начал свой доклад и губернатор Приморского края. Среди наиболее существенных на сегодняшний день вопросов, от решения которых во многом зависит успех задуманных в отрасли реформ, Сергей Дарькин выделил противодействие ННН-промыслу, прохождение российскими рыбаками экологической сертификации промыслов, развитие береговой переработки, модернизацию флота, а также решение кадровых проблем. «Предстоящие перемены невозможны как без квалифицированных специалистов разных уровней, так и без соответствующей перестройки отношений к ценностям в головах ответственных менеджеров», – отметил он.

Разнообразный спектр вопросов, которые включает в себя обозначенная тема конгресса, перечислил в своем докладе руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. По его словам, прогнозируемый год назад спад, который пророчили отрасли в 2011 г., не оправдался. Однако пока прирост показателей вылова происходит лишь за счет эксплуатации ресурсов собственной экономической зоны. «Если мы не будем модернизировать флот, рыболовство и рыбопереработку, не будем развивать аквакультуру, международное сотрудничество, не будем продолжать работу по возвращению России в Мировой океан и усиливать борьбу с незаконным промыслом, мы уже в скором времени упремся в потолок, выше которого подняться уже не удастся», – отметил глава федерального агентства.

Важными инструментами модернизации отрасли, по мнению участников пленарного заседания, несомненно, является совершенствование нормативной базы и принятие грамотных управленческих решений. Вместе с тем, как отметил модератор пленарного заседания – генеральный директор ФГУП «ТИНРО-Центр» Лев Бочаров, до сих пор кардинальных доработок и изменений требует главный отраслевой закон – Федеральный закон «О рыболовстве…», принятый еще в 2004 г. На выходе – законы об аквакультуре, о любительском и спортивном рыболовстве, но до сих пор и по ним нет единого мнения. По его убеждению, необходимо уйти от практики принятия таких основополагающих документов по принципу «задача поставлена – главное принять, а там доработаем». Больше внимания необходимо уделять их обсуждению, проработке и шлифовке.

Поддержал такую позицию и председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов: «Одним одеялом всю страну не накроешь. Наше желание – принимать закон прямолинейного действия, но не всегда это получается, приходится идти на многочисленные компромиссы. Поэтому мы не торопим ни законопроект об аквакультуре, ни о спортивно-любительском рыболовстве, хотя, конечно, до бесконечности процесс обсуждения затягивать тоже нельзя».

Вместе с тем в погоне за модернизацией отрасли важно избежать «ловушек», примеров которых российская и мировая история накопила немало. Так, по словам президента Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева, «схлопывание» доступного для промысла пространства до уровня национальной ИЭЗ выбросило в свое время советскую рыбную отрасль из «высшей лиги» мирового рыболовства. Позже многие страны, особенно так называемого ремесленного рыболовства, глубоко «нырнули» в международную торговлю и в результате «захлебнулись» в ней: экспорт рыбы стал расти такими темпами, что обогнал традиционные для них виды сырьевого экспорта.

«Сегодня существует устойчивое мнение, что модернизация рыбной отрасли – это глубокая переработка ВБР. В таком случае, почему охлажденная рыба, почти не подвергшаяся механической разделке, стоит гораздо дороже консервов?» – задается вопросом Герман Зверев. Любые статистические данные требуют тщательного изучения. «Использование рыбы и, в большей степени, методы ее переработки различаются в зависимости от континента, региона, страны и даже внутри отдельных стран», – пояснил он. В Африке и Азии значительная часть рыбы продается в живом или свежем виде не от хорошей жизни – из-за недоразвитости или перегруженности транспортной инфраструктуры. Зато в Европе и Северной Америке более двух третей рыбы, предлагаемой потребителям, приходится на мороженую или консервированную.

«Российская рыбная отрасль уверенно развивается. Наверное, темпы роста не всех устраивают, но всякий раз, когда кто-то предлагает сильнодействующее средство для рывка, обязательно вспомните модернизационные ловушки, в которые угодили в свое время абсолютно все рыболовные страны мира», – предостерег президент АДМ.

Стоит отметить, что рыбопереработка на нынешнем конгрессе впервые получила отдельного представителя в лице Союза переработчиков морепродуктов и внимание участников конгресса как к особому направлению производства. В своем выступлении председатель СПМ Юрий Алашеев отметил, что на сегодняшний день отсутствие привязки переработки водных биоресурсов к какому-либо определенному ведомству порождает основную массу проблем. Одна из них – отсутствие реального контроля за качеством. По его мнению, решением мог бы стать перенос фокуса контроля с государства на бизнес, для чего должна быть создана система добровольной сертификации предприятий рыбной отрасли. Не менее важно наладить работу по пропаганде рыбопродукции на государственном уровне. Эти и многие другие важные аспекты модернизации отечественной переработки морепродуктов союз изложил в действующей концепции развития своего объединения.

Кроме того, в своем выступлении на пленарном заседании депутат Госдумы РФ Марат Загидуллов обозначил вопросы законодательного обеспечения модернизации рыбохозяйственного комплекса РФ. Консультант по вопросам рыболовства и океанологии Всемирного банка Киран Келлехер представил вниманию слушателей доклад, посвященный аспектам, имеющим основополагающее значение для устойчивости рыбной отрасли и планирования реформ. Заместитель генерального директора ТИНРО-Центра Владимир Радченко ознакомил присутствовавших с опытом отраслевой науки в области экосистемного изучения и управления водными биоресурсами в свете перспектив развития рыбного хозяйства России.

АКВАКУЛЬТУРЕ НУЖЕН ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ТОЛЧОК

В этот же день, 6 сентября, участники конгресса продолжили работу в рамках круглого стола «Аквакультура: настоящее и будущее». Одной из основных тем для обсуждения стало законодательное регулирование сектора.

Начальник управления аквакультуры Росрыболовства Сергей Максимов, открывая круглый стол, подчеркнул, что модернизация отрасли невозможна без поиска новых путей получения продукции. Одним из таких перспективных направлений на сегодняшний день и является аквакультура.

По его словам, подготовка Федерального закона «Об аквакультуре», готовящегося ко второму чтению в Госдуме, потребовала кропотливой работы – сначала в рамках рабочей группы Росрыболовства, затем – в рамках специальной рабочей группы, созданной при Комитете Госдумы России по природным ресурсам. Отметим, что в процессе были задействованы представители бизнес-сообщества. Так, позицию Российского союза промышленников и предпринимателей в рабочей группе при комитете Госдумы представляет руководитель Подкомиссии по рыбохозяйственному комплексу и аквакультуре Комиссии по агропромышленному комплексу РСПП Герман Зверев.

В результате удалось многого достичь, резюмировал начальник управления аквакультуры ФАР: «Удалось, на мой взгляд, решить целый ряд ключевых моментов, связанных и с правом собственности на объекты аквакультуры, и с господдержкой». В августе законопроект был размещен для публичного обсуждения на сайте федерального агентства. По словам Сергея Максимова, поступившие отзывы свидетельствуют о том, что документ «достаточно отработан».

Представитель Росрыболовства выразил уверенность в том, что принятие профильного закона даст развитию отечественной аквакультуры мощный толчок и позволит существенно увеличить отдачу от отрасли.

Референт первого заместителя председателя Правительства РФ Григорий Шаляпин также подчеркнул, что «если не произойдет перелома в законодательстве, ничего не выйдет». Для того чтобы проиллюстрировать нынешнее положение дел в аквакультуре, он рассказал об иркутском форелеводе, который вот уже два года собирает документацию для установки четырех садков. Григорий Шаляпин обратил внимание на то, что сегодня желающий заняться рыборазведением попадает в замкнутый круг и сталкивается с большим риском: допустим, предприятие выиграло конкурс по предоставлению участка для товарного рыбоводства, но не факт, что рыбоохрана согласует размещение производственных мощностей. Говоря о необходимых законодательных решениях, референт первого заместителя председателя Правительства РФ указал на необходимость обеспечения пользователей рыбоводных участков землей.

Президент Дальневосточной ассоциации «Аквакультура» Александр Платонов в свою очередь отметил, что преимущественное право аквафермера на получение земельного участка «хоть и слабо», но прописано в профильном законопроекте. Еще одним важным моментом, нашедшим отражение в документе, президент ассоциации назвал закрепление права собственности пользователя участка на выращенные в его границах гидробионты. В то же время, посетовал эксперт, в проекте есть «абсолютно ненужная» статья 11 – «Выпуск объектов аквакультуры». В ней оговорено, что выпуск удостоверяется специальным актом, в составлении которого участвуют представители властей. «Но при чем здесь чиновник, вообще не понятно», – задается вопросом Александр Платонов. Обратив внимание на проблемные места, он все же заявил о необходимости принятия Федерального закона «Об аквакультуре» в ходе текущей сессии Госдумы.

Неоднократно в ходе круглого стола затрагивалась и тема государственной поддержки сектора. Здесь России есть чему поучиться у других стран. Именно помощь со стороны государства сыграла важнейшую роль при выходе Китая в мировые лидеры аквакультуры, отметил в своем докладе и.о. генерального директора Всероссийского научно-исследовательского института пресноводного рыбного хозяйства Игорь Хованский. Показателен и пример Норвегии, где государство обеспечивает аквафермеров посадочным материалом, помогает в профилактике и борьбе с болезнями гидробионтов.

Сергей Максимов констатировал, что определенные шаги по созданию господдержки аквакультуры уже предприняты. Так, достаточно обширно представлен раздел «Аквакультура» в проекте государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» до 2020 г. Теперь весь вопрос в том, чтобы эта программа прошла необходимые согласования и получила финансовую подпитку. «Думаю, что все-таки у нас будет возможность поддержать отрасль за счет государственных средств», – резюмировал начальник управления аквакультуры Росрыболовства.

Государственная поддержка сектора необходима, но пока ее масштабы весьма скромны, и очень важно работать над привлечением частных инвестиций, отметил старший научный сотрудник Института биологии моря ДВО РАН Сергей Масленников. В связи с этим Дальневосточное отделение Российской академии наук вот уже несколько лет продвигает предложение по созданию технопарков.

Не обошли участники встречи и вопросы экологии. Еще в самом начале круглого стола главный специалист по техническим вопросам, устойчивому развитию и внешним связям компании Birds Eye Iglo Group Питер Хаджипиерис подчеркнул, что ответственное производство рыбы в аквакультуре вполне возможно. Руководитель морской программы Всемирного фонда дикой природы Константин Згуровский отметил необходимость независимого экологическо-экономического мониторинга аквакультурной деятельности.

РОССИЯ СПОСОБНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОЕ РЫБОЛОВСТВО

Экологические и правовые основы ответственного рыболовства обсудили в рамках второго круглого стола, прошедшего 7 сентября. Открыл заседание заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, в своем докладе обозначивший основные принципы устройства управления водными биоресурсами в Российской Федерации. Представитель федерального агентства сделал акцент на положительных и проблемных моментах для того, чтобы отечественные и зарубежные эксперты смогли оценить уровень развитости российской рыбной отрасли и озвучили свои предложения по улучшению ситуации.

«Мы считаем, что в настоящий момент функции ФАР не позволяют в полной мере эффективно регулировать отношения в рыбохозяйственном комплексе именно по причине того, что отсутствуют полномочия в части транспортировки, береговой переработки, хранения и реализации рыбопродукции», – отметил Василий Соколов. В то же время сам промысел достаточно хорошо и эффективно урегулирован. «В этой связи мы подходим к пониманию того, что основа промысла лежит в сфере экономики, и все дальнейшее развитие отрасли может быть связано уже с реформами в этой области», – резюмировал он.

Среди положительных сторон заместитель руководителя Росрыболовства отметил сложившуюся четкую систему управления рыбным промыслом: «Тесное взаимодействие органов власти, структур и организаций, осуществляющих рыболовство, позволило в том числе переломить ситуацию с нерегулируемым промыслом в российской экономической зоне». Достаточно эффективно на сегодняшний день развит учет и контроль вылова, а управление рыболовством строится, в первую очередь, на научных данных. Все это позволяет говорить о существовании в России ответственного рыболовства, уверен Василий Соколов.

Но присутствуют в системе и недостатки. «Это неурегулированность научно-исследовательских работ в сфере рыболовства, таких близких между собой видов рыболовства, как промышленное и прибрежное, и ситуации с «подфлажными» судами, – перечислил докладчик. – На этих трех основных проблемах должны сконцентрироваться и ФАР, и рыбацкое сообщество, которое сейчас очень эффективно участвует в принятии управленческих решений. Если нам удастся их преодолеть, то российское рыболовство сможет выйти на еще более качественный уровень».

Правовые аспекты долгосрочного управления водными биоресурсами в России перечислил начальник управления правового обеспечения Федерального агентства по рыболовству Евгений Кац. В последние 5-6 лет в отрасли сформирована действенная нормативная база, которая способствует системному, поступательному развитию рыбохозяйственного комплекса. Вместе с тем, обратил внимание юрист, сфера обращения с водными биоресурсами является объектом специального регулирования и не должна копировать гражданско-правовые отношения.

«Это очень серьезный тезис, несоблюдение которого уже имеет последствия, – подтвердил президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. – А именно – запрет договоров о совместной деятельности в сфере рыболовства. Следующим шагом, исходя из логики этого движения, очевидно, станет определенное сокращение доли договоров аренды, договоров бербоут-чартера».

В качестве другого важного тезиса, указывающего на развитость правового поля российской рыбной отрасли, Евгений Кац назвал действующий в стране принцип наделения предприятий долями квот вылова ВБР. «Федеральным законом о рыболовстве было установлено, что доли квот рассчитываются на основании данных о водных биоресурсах, добытых пользователем в предыдущие 5 лет. Таким образом, большие объемы стали получать более эффективные рыбопромышленники, наиболее полно осваивающие выделенные им квоты. Исторический принцип лег в основу и при заключении договоров, закрепивших доли за пользователями на длительный срок», – перечислил базовые моменты отраслевого законодательства начальник управления. Он отметил, что «право на долю на сегодняшний день является не только имущественным правом, но и правом на требование получения от государства положенного объема ресурсов, т.е. правом обязательственным».

Помимо этого в России идет формирование системы стандартизации и сертификации рыбопродукции. После завершения этого процесса, учитывая масштабы страны, ее ресурсный и производственный потенциал, Российской Федерации будет гораздо проще добиться признания собственной сертификации в мире, уверена заместитель начальника отдела АПК департамента развития секторов экономики Минэкономразвития России Ольга Доброчеева.

Пока же, несмотря на утверждения ведущих сертификационных организаций о том, что стандартизация и сертификация не являются ограничением доступа на мировой рынок, российские производители испытывают в этом вопросе серьезные трудности. «Для наших компаний это, конечно, является существенным барьером, который мы пока преодолеваем с трудом. Так что вопрос формирования собственной системы стандартизации и сертификации для нас очень актуален, мы плотно им занимаемся и, думаю, что в ближайшем будущем все же решим», – поделилась оптимизмом представитель министерства.

«Не совсем понятен для нас и сам процесс сертифицирования, действующий за рубежом», – согласился заместитель руководителя ФАР. Когда из общего числа компаний, ведущих промысел по одним и тем же правилам, часть пользователей получает сертификат, а другая часть уже на другом бассейне испытывает в этом плане затруднения, возникает естественный вопрос – почему? «Система регулирования рыболовства, применяемая на всей территории РФ, очень жесткая, без исключения на всех бассейнах у нас действуют одни и те же принципы. Поэтому признание того, что промысел ведется эффективно на одном бассейне, мы считаем, должно распространяться на всю страну», – высказал позицию Росрыболовства Василий Соколов.

ЧТО МЕШАЕТ КАЧЕСТВУ РЫБЫ?

Третий круглый стол на тему «Продовольственная безопасность: власть рынков, интересы производителей и государственное регулирование» завершал программу VI Международного конгресса рыбаков. Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, на заседании было представлено значительное количество зарубежных докладов.

С сообщением выступил Питер Хаджипиерис, представитель компании Birds Eye Iglo Group, являющейся крупнейшим покупателем российского минтая в Европе и членом Партнерства по улучшению промысла российского минтая (FIP). Иностранный эксперт подробно остановился на важности устойчивого рыболовства и выразил надежду на то, что российский промысел минтая получит сертификат Морского попечительского совета (MSC).

Представитель Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций Лем Аудун рассказал о перспективах мирового рыбного рынка. В частности, растет потребление рыбы в США, России, Бразилии, странах Евросоюза, Азии. ФАО ООН прогнозирует дальнейшее увеличение спроса на продукцию из водных биоресурсов и рост цен на нее.

Также в ходе круглого стола были рассмотрены такие темы, как приоритетные направления научно-исследовательских работ в поддержку продовольственной безопасности, снижение себестоимости рыбопродукции за счет оптимизации потребления топлива и другие.

Особое же внимание было уделено проблемам обеспечения качества продукции из водных биоресурсов. По словам представителя Союза переработчиков морепродуктов Рено Овсянникова, негативными факторами в этом плане являются отсутствие единого органа по вопросам, связанным с переработкой рыбопродукция и работой оптовых компаний, отсутствие реальной ответственности контролирующих органов. Недостаточна и государственная поддержка рыбной переработки: в СПМ убеждены в необходимости комплексной государственной программы поддержки, причем не только финансовой, но и правовой. Представители Союза вновь заявили о необходимости создания единого органа контроля за качеством рыбопродукции и переноса ответственности на бизнес.

Заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов подчеркнул, что корень проблем с качеством кроется в несовершенстве нормативно-правовой базы. Представитель ФАР напомнил о том, что на сегодняшний день сфера производства пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории России, регулируется федеральными законами «О техническом регулировании», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарном и эпидемиологическом благополучии населения» и законом «О ветеринарии», а также целым рядом подзаконных актов. Национальная система технического регулирования подразумевает создание двухуровневой системы нормативных документов – это технические регламенты, которые должны содержать обязательные требования, и добровольные стандарты. «При этом технические регламенты должны включать в себя как ветеринарные, так и санитарные требования, и в этой связи, со вступлением в силу технических регламентов на отдельные виды пищевой продукции, действие ряда положений перечисленных мною законов о ветеринарии и качестве и безопасности отменяются в отношении соответствующих видов продукции. Таким образом, мы в ближайшее время должны вступить в несколько иную эру регулирования производства продукции», – рассказал заместитель руководителя Росрыболовства.

Он призвал рыбопромышленников и ученых принять активное участие в открывшемся публичном обсуждении проекта Технического регламента Таможенного союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции». По словам Василия Соколова, в документе есть ряд недоработок, и профессиональное сообщество обязательно должно высказать свое мнение о проекте. Он отметил ту положительную роль, которую сыграло участие в подготовке проекта бизнес-объединений. Напомним, что в работе задействована Подкомиссия по рыбохозяйственному комплексу и аквакультуре Российского союза промышленников и предпринимателей, которую возглавляет Герман Зверев. Подключился к подготовке техрегламента и Союз переработчиков морепродуктов.

Василий Соколов заявил о необходимости внесения изменений в решение Комиссии ТС № 317 от 18 июня 2010 г. «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе», возложившее функции ветеринарного контроля/надзора за рыбной продукцией на Россельхознадзор. Серьезным шагом на пути к устранению административных барьеров для бизнеса, отметил докладчик, является распоряжение Правительства № 56 «О совершенствовании контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере рыболовства». Документ предусматривает отмену выдачи ветеринарно-сопроводительных документов для транспортировки добытых в российских водах уловов водных биоресурсов и продукции из них внутри страны – для подтверждения ветеринарной безопасности груза будет достаточно копии разрешения на добычу ВБР, содержащего сведения о безопасности водных биоресурсов и районов вылова. Распоряжение, по словам Василия Соколова, необходимо в обязательном порядке реализовать на практике. «Таким образом мы снимем колоссальный пресс с рыбаков», – пояснил он.

В доказательство своих слов Василий Соколов напомнил: «Для оформления документа на экспорт рыбы, выловленной в российской экономической зоне, требуется три часа – три часа времени, чтобы оформить пароход, получить все необходимые документы и отправить эту продукцию за рубеж. Для того чтобы ту же самую продукцию из российской экономической зоны отправить на внутренний рынок, зачастую требуется более 10 дней». С таким барьером увеличить поставки рыбы на внутренний рынок будет просто невозможно, констатировал представитель Росрыболовства.

Василий Соколов также выразил позицию ведомства по поводу добровольной сертификации. «С точки зрения Росрыболовства, это тот правильный путь, по которому нам нужно двигаться для обеспечения по-настоящему качественной продукции на наших прилавках», – заявил он.

В завершение заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству подвел итоги VI Международного конгресса рыбаков. «Прежде всего, хочу сказать, что, по моему мнению, конгресс удался», – заявил представитель Росрыболовства. В качестве основных тем форума он назвал совершенствование существующей в отрасли нормативно-правовой базы, сертификацию рыбных промыслов, основы управления рыбохозяйственного комплекса в части экономики и, конечно же, модернизацию отрасли.

По словам Василия Соколова, роль форума в части принятия управленческих решений с каждым годом возрастает. «Мы здесь пытаемся понять, какие проблемы существуют, ищем пути решения и потом начинаем их реализовывать. В этой связи конгресс, конечно, неоценим», – констатировал замглавы ФАР.

Маргарита КРЮЧКОВА, Наталья СЫЧЕВА, РИА Fishnews.ru

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/events/115
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.