Проблему оборота долей квот надо решать комплексно
Состоявшийся аукцион по продаже передаваемого права на заключение договора о закреплении долей должен положить начало развитию цивилизованного рынка квот, считает начальник Управления правового обеспечения ФАР Евгений Кац.
Он сообщил, что оборот прав на природные ресурсы имеет свое специальное правовое регулирование. В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах.
Законом о рыболовстве предусмотрена возможность перехода прав на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Как рассказал РИА Fishnews.ru Евгений Кац, переход права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому осуществляется в порядке универсального правопреемства, то есть реорганизации юридического лица (изменении его организационно-правовой формы) в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Законом о рыболовстве.
При реорганизации юридического лица – обладателя доли квот – права на эту долю переходят к его универсальному правопреемнику в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом в зависимости от вида реорганизации.
Также переход права на добычу водных биоресурсов от одного лица к другому путем продажи осуществляется на основании договора, заключаемого по результатам аукциона. «Долгое время этот механизм по различным причинам никак не мог заработать, – уточнил собеседник информагентства. – В этом году Росрыболовство провело аукцион по продаже передаваемого права на заключение договора о закреплении долей квот для промышленного рыболовства в Дальневосточном бассейне. На него были выставлены доли квот вылова кальмара, сайры, сельди. Аукцион проходил в рамках оказания государственной услуги Федеральным агентством по рыболовству рыбохозяйственным организациям, поэтому все вырученные средства были перечислены в доход организации-обладателя права. Прошедший аукцион должен положить начало развитию цивилизованного рынка оборота долей квот, формированию статистической базы стоимости долей квот, что, в свою очередь, будет способствовать развитию механизма залога долей квот».
Вместе с тем даже оборот долей при нынешнем его правовом регулировании имеет барьеры для развития, считает начальник Управления правового обеспечения Росрыболовства. Отсутствует правовой механизм перехода прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, аналогичный реорганизации юридических лиц. Также действующая редакция Закона о рыболовстве не позволяет использовать механизм законодательства о банкротстве, то есть невозможен переход прав на добычу при продаже всего имущественного комплекса должника.
Правовые барьеры приводят к другим проблемам, одна из которых – сохранение в отрасли так называемых «рантье», то есть обладателей долей квот, у которых вместе с тем отсутствуют средства производства (суда, орудия добычи и т. д.). При распределении долей квот в 2003 г. не имеющие собственного флота компании были наделены долями, а затем их благополучно передавали по различным правовым основаниям другим пользователям, не создавая при этом реальных производственных сил. В среднем, по словам Евгения Каца, у пользователей, не имеющих собственных судов рыбопромыслового флота или береговых орудий лова, находятся от 10 до 20% долей квот.
«Но ситуация и значимость проблемы, несомненно, меняется, – полагает представитель Росрыболовства. – Есть динамика снижения этих показателей. Происходит движение долей, в том числе в результате поглощения компаний более эффективными пользователями. Но проблема также и в том, что наряду с недобросовестными владельцами долей квот, которые реально заинтересованы только в получении «ренты» за передачу своего права третьим лицам, есть и другие – добросовестные пользователи, – которые столкнулись с определенными проблемами, в том числе правовыми. Некоторые наделенные долями квот организации также не имеют собственных средств производства, но являются частью холдингов или объединений, у которых производственные возможности одних участников холдинга используется всеми членами такой группы. Законодательство позволяет таким образом построить бизнес, минимизировать налогообложение, пользоваться возможностью применения ЕСХН».
Таким образом, считает Евгений Кац, эту проблему надо рассматривать комплексно, в том числе в части оценки и преодоления предпосылок, которые вынуждают хозяйствующие субъекты не расширять и не укреплять свое производство, а сохранять небольшую численность работников предприятия.
РИА Fishnews.ru
Добавить комментарий