Ложная модернизация: тенденции мирового рыболовства и российский опыт
Модернизация – это «втягивание в современность стратегий бизнеса, технологических укладов и производственных мощностей», считает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.
По его мнению, в этом заключается вся сложность задачи. В мировом рыболовстве была команда с самым современным и мощным флотом, высокоэффективными технологиями лова, индустриальной рыбопереработкой. За эту команду играли Норвегия, Канада, Исландия, СССР, США, Япония, Южная Корея. В 80-90-е гг. эта команда снизила вылов с 36 млн. тонн до 19 млн. тонн. В то же время страны мелкомасштабного рыболовства – Индонезия, Индия, Вьетнам, Таиланд и Филиппины – почти утроили вылов.
Смена лидеров мирового рыболовства сопровождалась и другими важными изменениями. Как пояснил РИА Fishnews.ru президент АДМ, рыба превратилась в один из самых привлекательных товаров международной торговли.
Тридцать лет назад с помощью «огораживания» морского пространства, когда прибрежные 200-мильные зоны получили национальную прописку, была резко ограничена экономическая мощь лидеров мирового рыболовства. Сейчас с помощью специальных стандартов и систем сертификации ограничивают рыночную власть лидеров мировой рыбопереработки. «Экологическая маркировка» уже господствует в некоторых сегментах рынка: 24% мирового промысла лосося, 40% мирового промысла минтая, 56% промысла перуанского анчоуса.
Очень часто модернизацию сводят к повсеместному внедрению глубокой переработки. Однако, считает Герман Зверев, мировая рыбопереработка развивается по-другому: она становится все более специализированным бизнесом и в то же время «вставляется» в мощные вертикально-интегрированные корпорации. Главное – «пристегивание» к глобальным цепочкам снабжения. Только при этом условии крупномасштабная глубокая переработка рентабельна. «Рыбные цеха» меняют прописку, их переносят в регионы с низкой себестоимостью и дешевой рабочей силой.
Президент Ассоциации добытчиков минтая советует обратить внимание на сложившуюся структуру мировой рыбной индустрии. По его данным, 80% рыболовных компаний мира ориентируются преимущественно на сырьевой рынок и занимаются только выловом – они же обеспечивают половину добавленной стоимости мирового рыболовства. Примерно 17-18% компаний ориентируются на рынок массовой продукции, используют стандартные технологии рыбопереработки – они обеспечивают 40% добавленной стоимости. 1,5-2% компаний работают на рынок высокотехнологичной продукции (например, для фармакологии) и обеспечивают 10% добавленной стоимости.
«Рыболовная индустрия нуждается в четырех составляющих: рыба, деньги, технологии и люди, – отмечает Герман Зверев. – С рыбой в России все в порядке. С деньгами чуть похуже, но в принципе терпимо. Считаем реалистичным рост денежной выручки рыбной отрасли в ближайшие семь-восемь лет в полтора раза. Кредитование отрасли в течение трех-четырех лет вырастет в полтора раза. В принципе нет проблем и с технологиями. Можно купить производственные линии, проекты рыбопромысловых судов. Но вот с людьми – проблема. Это главный ограничитель модернизации рыболовства – особенно береговой переработки. Причем не только в России». В Европе старение и падение привлекательности рыбацкой профессии приобрело характер национального бедствия, констатировал глава АДМ.
Полный текст читайте в разделе «От первого лица» на сайте РИА Fishnews.ru.
Добавить комментарий