Финансовые тонкости «рыболовного» судостроения
Пока в России не появится специализированного банка, вопрос кредитования отечественных судовладельцев решен не будет, уверен председатель Совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» Олег Братухин.
Поводом для рассмотрения вопросов, связанных со строительством и финансированием строительства рыболовных судов, послужило совещание, которое 26 апреля 2012 г. провел руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. Обобщая прозвучавшую на нем информацию, а также собственный опыт, Олег Братухин делает вывод, что на сегодняшний день существует два основных вопроса, определяющих саму возможность строительства рыболовных судов на отечественных верфях. Первый – есть ли у рыбаков собственные средства в объеме 20-30% стоимости заказанного судна. И второй – готовы ли российские банки кредитовать рыболовные компании в той или иной форме, поскольку никто в мире не строит суда лишь за свои средства.
«Мы видим, что деньги у рыбаков есть, по крайней мере, у части компаний, поэтому тезис о том, что предприятиям отрасли самостоятельно, без поддержки государства решить вопрос обновления рыболовного флота невозможно, неверный, – размышляет в своей статье для журнала «Fishnews – Новости рыболовства» председатель Совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания», ЗАО «Морская инженерная компания». – Об этом свидетельствуют и факты начавшегося строительства рыболовных судов на зарубежных верфях – что невозможно без собственных средств в объеме минимум 20%. Об этом свидетельствует и та информация, которая попадает в открытую печать».
Однако при наличии у рыбаков лишь части собственных средств на строительство судна встает вопрос об их кредитовании отечественными банками.
«Что бы ни говорило о рыбном хозяйстве его руководство и как бы ни уговаривало банки, рыболовная отрасль считается и будет считаться среди финансистов всего мира сферой с весьма высоким уровнем риска в отношении возврата вложенного капитала. Возможно, такое мнение проистекает из того, что лишь очень небольшое количество банковских специалистов обладает достаточным уровнем знаний в области судостроения и рыболовства, но главное – по той причине, что эти отрасли действительно сложны по своей сути. Видимо, отсутствует и понимание, что, например, современные пелагические траулеры-заводы – это уже давно не суда-охотники за рыбой, у которых все зависит от удачи и умения капитана», – отмечает эксперт.
Между тем, по словам Олега Братухина, типов рыболовных судов действительно существует достаточно много, и они имеют не просто особенности, но принципиально отличаются друг от друга по размерениям, техническим характеристикам и т.д. Даже суда одного типа, в зависимости от уровня заложенных технических решений, могут отличаться в 3-5 раз по экономическим показателям. «Непонимание всего этого ведет к отрицанию. Поэтому, несмотря на существенно более высокие экономические показатели рыболовных судов по сравнению с другими типами судов, даже наиболее продвинутые банкиры склонны по возможности избегать кредитования судов, которые считаются специализированными (т.е. не являются стандартными транспортными судами, перевозящими груз из пункта А в пункт Б) и к недостаткам которых относится отсутствие одинаковости», – делает вывод автор статьи.
А отсутствие нужных специалистов и наработанной практики работы, по его мнению, приводит к тому, что сегодня к оценке рисков при реализации того или иного проекта строительства рыбопромыслового судна наши отечественные банки не готовы.
«В связи с этим уместно привести пример Китая. Обычно достаточно настороженно относящаяся к приходу на свой рынок иностранных банков, КНР приветствовала появление на нем норвежского морского банка DnB Nor, ставшего первым иностранным банком, который берет в залог суда под китайским флагом.
Пока в России не появится такого специализированного банка (или специализированного подразделения крупного банка), вопрос кредитования отечественных судовладельцев решен не будет», – заключает Олег Братухин.
Рассуждения же о том, что с созданием при помощи госсредств специализированной лизинговой компании все проблемы будут решены, не имеют под собой оснований, считает он: «поскольку банк взамен снижения рисков утраты или ухудшения состояния судна как обеспечения кредита получает значительное число дополнительных рисков, связанных с покупкой судна».
Полный текст читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте РИА Fishnews.ru.
Добавить комментарий