Сергей ТИМОШЕНКО (Председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки) – Рыбаки Камчатки к путине готовы

 
16 июля 2012 15:00   388 просмотров
 

Рыбная отрасль имеет определяющее значение в обеспечении устойчивого социально-экономического развития Камчатского края, существенно влияет на занятость и закрепление населения на полуострове. По итогам трех последних лет рыбохозяйственный комплекс Камчатского края демонстрирует высокую динамику. Занимает первое место по вылову водных биологических ресурсов и выпуску рыбной продукции среди всех регионов Дальневосточного федерального округа. В целом в 2010 году предприятиями Камчатского края освоено 933 тысячи тонн, что составляет 34% в уловах на бассейне и около 23% общероссийского улова.

Производство рыбной продукции (без учета рыбных консервов) в 2010 году составило 682 тысячи тонн, или 98% к уровню 2009 года. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в 2010 году превысил уровень 2009 года на 6% и составил 29,8 млрд. рублей.

Ведущую роль рыбохозяйственный комплекс играет и в экономике региона: на его долю приходится более 50% объемов промышленного производства и около 86% экспортного потенциала края. Численность занятых в рыбопромышленном комплексе составляет около 17 тысяч человек.

А в данный момент на Камчатке разворачивается очередная лососевая путина, от итогов которой во многом будут зависеть и отраслевые показатели 2011 года, и благополучие значительной части населения края. О том, как складывается обстановка, журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказывает председатель регионального отраслевого объединения работодателей «Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки» Сергей Тимошенко.

- Первые итоги лососевой путины на Камчатке свидетельствуют о ее интенсивности. Как идет добыча, каких объемов ожидают рыбаки? Что можно сказать об организации путины 2011 года?

- Основная лососевая путина в этом году развернется на северо-востоке Камчатки. Массовые подходы рыбы ожидаем в первой декаде июля. Говорить об объемах воздержусь, скажу только то, что наука прогнозирует подходы горбуши даже большие, чем в рекордный по вылову 2009 год.

Региональная комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб заблаговременно установила места добычи, сроки и объемы вылова. Сформирован и приступил к работе федеральный штаб по проведению лососевой путины.

Для успешного проведения путины 2011 года необходимо привлечение плавучих приемных мощностей в количестве не менее 80 единиц промысловых судов. Камчатские рыбопромышленники выставят на приемку около 50 единиц флота. Потребуется помощь соседних регионов. Желание принять участие в путине высказали промышленники всех регионов Дальнего Востока. Наши добытчики лососей заключили с ними контракты на совместную работу.

Однако возникли вопросы по беспрепятственной передислокации приемных мощностей из районов промысла к ставным неводам.

Это связано с применением Правил получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ, которые пока не претерпели изменений после внесения поправок в ряд Федеральных законов.

Провели совещание с руководством Северо-Восточного Пограничного Управления Береговой охраны ФСБ России, нашли взаимопонимание. Надеемся на положительное разрешение проблемы.

Одним словом, рыбаки Камчатки к путине готовы.

- Когда лосось нынешнего года доберется до центральных регионов России?

- Не знаю. Заработать на путине хотят не только рыбаки, но и вся цепочка организаций, участвующих в продвижении рыбопродукции до потребителя, включая органы, осуществляющие контрольно-надзорные и разрешительные функции. Не буду говорить, кто и сколько зарабатывает в конечном счете. Вы об этом писали достаточно.

У меня складывается ощущение, что мы с береговых предприятий продукцию в этом году можем вообще не отгрузить.

Приведу выдержку из письма руководства Россельхознадзора по Камчатскому краю руководителю одного из предприятий нашего Союза.

«Для транспортировки продукции в пределах территории Российской Федерации необходимо в государственной ветеринарной лаборатории провести исследования продукции, оформить в Карагинской районной станции по борьбе с болезнями животных ветеринарные сопроводительные документы на партию продукции, планируемую к отгрузке, а также предъявить сопроводительные документы и партию продукции специалистам Управления для документарного и физического контроля. По результатам контроля специалисты Управления, находящиеся в пункте отправления, оформляют «Акт ветеринарного-санитарного осмотра грузов» и проставляют отметку на оборотной стороне ветеринарных сопроводительных документов.

В случае отсутствия специалистов Управления в районе отгрузки, отметка на оборотной стороне ветеринарных сопроводительных документов проставляется в месте постоянной дислокации отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору на государственной границе и транспорте Управления (далее – отдел), расположенном по адресу: ул. Радиосвязи, 26 в г. Петропавловск – Камчатском….

Оформление ветеринарных сопроводительных документов на рыбу, рыбо-, морепродукцию и икру будет производиться только при наличии исследований ФГУ «Камчатская МВЛ» на соответствие указанной продукции предъявляемым требованиям к органолептическим, химическим, радиологическим показателям безопасности, представляющим опасность для здоровья человека и животных. В случае возникновения сомнений в безопасности вышеуказанной продукции проводятся дополнительные лабораторные исследования на соответствие ее микробиологическим и токсикологическим показателям безопасности».

Для справки: расстояние от Карагинского района (центра путины) до Петропавловск-Камчатского, куда надо привезти образцы продукции каждой отгружаемой партии в указанную в письме лабораторию, принадлежащую Россельхознадзору, составляет 800 км. Количество отгружаемых партий составит примерно 3000, стоимость лабораторных исследований одной партии в среднем составляет 30000 рублей.

Но это еще не все. Полученные на Камчатке сопроводительные документы действуют только до Владивостока. Приписка – «В случае возникновения сомнений в безопасности вышеуказанной продукции проводятся дополнительные лабораторные исследования» позволяет подразделениям Россельхознадзора во всех пунктах перегруза рыбной продукции по всей цепочке продвижения товара производить дополнительные лабораторные исследования. Что фактически и происходит. И везде надо платить. И самое главное, что это удлиняет время в пути продукции до потребителя.

Удручает и другое. Письмо Россельхознадзора датировано 19 мая 2011 года, несмотря на то что Распоряжением Правительства от 21 января 2011 года № 56 определено, что до апреля текущего года должна быть отменена выдача ветеринарных сопроводительных документов на уловы водных биологических ресурсов и сырье из них.

- Интересно, кто-нибудь подсчитывал, какую часть в стоимости каждого килограмма рыбы составляют расходы рыбопромышленников на всякие виды контроля – ведь им приходится иметь дело не только с Россельхознадзором. Кроме того, все это влечет за собой моральные издержки и временные потери. Между тем государственная власть много говорит о снижении административного давления на бизнес. Результаты есть, они ощущаются?

- На наш взгляд, необходимо добиваться устранения административных барьеров в рыболовстве, где деятельность рыболовных компаний контролируют 32 различных ведомства, которые выдают 511 различных документов, актов, сертификатов и свидетельств, зачастую дублирующих друг друга.

Если говорить об экономических мерах государственной поддержки предприятий рыбопромышленного комплекса в масштабах страны, то за трехлетний период прямые субсидии хозяйствующим субъектам были незначительными и составили менее 1,5% консолидированного денежного потока отрасли. Рыбопромышленный комплекс не относится к числу отраслей – получателей государственных субсидий, так как общий объем налоговых поступлений и таможенных платежей от деятельности отрасли в РФ составил 26 млрд. рублей, что в 3,7 раза превышает прямую и косвенную государственную поддержку.

Дальнейшее развитие рыбопромышленного комплекса зависит от состояния запасов водных биологических ресурсов в традиционных районах промысла. По данным КамчатНИРО о среднесрочном прогнозе состояния промысловых запасов традиционных объектов промысла до 2020 года, роста ОДУ не прогнозируется, а по некоторым видам ресурсов ожидается даже снижение запасов.

После закрепления за пользователями долей квот водных биоресурсов сроком на 10 лет и подписания соглашения между субъектами Федерации Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна о закреплении за территориями долей квот для прибрежного рыболовства по подзонам, определились четкие пропорции ресурсного обеспечения каждого региона Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. В соответствии с предварительными прогнозами КамчатНИРО, ресурсная обеспеченность рыбопромышленного комплекса Камчатки до 2020 года будет на уровне 2010 года. Уже сегодня необходимо готовиться к тому, что скоро в полный рост встанет проблема, что и где будем ловить.

Что касается океанического рыболовства, то понятно, что остается резерв более полного освоения нетрадиционных объектов промысла. Но мы и сегодня их не осваиваем – и не потому, что не хотим, а потому, что нечем.

Еще один резерв – это освоение ресурсов в Мировом океане.

Но и в первом, и во втором случае необходим современный, экономичный специализированный флот. Поэтому нам крайне необходимо понять, какие будут приняты принципиальные решения относительно механизма поддержки судостроения со стороны государства (создание государственной лизинговой корпорации, лизинговые схемы, налоговое стимулирование, использование в качестве залогового обеспечения по кредитным договорам долей квот добычи водных биологических ресурсов и прочие меры).

- Для Камчатского края велика роль прибрежного рыболовства. Как Вы видите пути решения данной проблематики путем расширения границ для этого вида промысла?

- Определяя направление развития рыбной отрасли Камчатки, хотелось бы, чтобы мы избежали крайностей в определении приоритетов направления видов рыболовства. Для нас важно и прибрежное рыболовство, и океаническое рыболовство. Главное, что между ними практически нет ресурсной конкуренции.

В отдельное направление, пожалуй, необходимо выделить создание устойчивого лососевого хозяйства за счет искусственного и пастбищного воспроизводства. Высокий уровень прогнозной неопределенности тихоокеанских лососей, с одной стороны, и практически полная экономическая зависимость населения побережья Камчатки от подходов лососей, с другой стороны, делает первостепенной задачу создания устойчивого лососевого хозяйства.

На западном побережье Камчатки в Охотское море впадает 8640 рек, а в бассейн Тихого океана на восточном побережье – 19431 река. Промысел лососей осуществляется на 236 реках. Кроме того, исторически сложилось, что значимые объемы лососевых видов рыб подходят к западному и восточному побережью Камчатки один раз в два года. Это очевидные предпосылки того, что, приложив определенные усилия, на Камчатке можно стабильно ежегодно добывать более 200 тысяч тонн тихоокеанских лососей.

Программа искусственного воспроизводства лососей на Камчатке существовала и действовала с 1995 года, но была остановлена в 2001 году. Цель данной программы – добиться восстановления численности лососей в нерыбные годы на западном и восточном побережье. И изменить структуру лососевого стада на более предсказуемые (с точки зрения возврата) и более ценные в коммерческом отношении виды лососей.

Можно только сожалеть об упущенном времени. К примеру, на Аляске за 14 лет искусственного воспроизводства закладку на инкубацию с 22 млн. экз. икры довели до 1,4 млрд. Возврат составил почти 90 тысяч тонн, притом что главным направлением рыбоводства является одновременное развитие пастбищного рыбоводства и активное поддержание естественных стад лососей. Япония искусственно производит и выпускает 2 млрд. экз. молоди кеты и получает ежегодный возврат 200 тысяч тонн рыбы.

- Как решается проблема с загрузкой сырьем береговых перерабатывающих предприятий? Актуальны ли для Камчатки крупные перерабатывающие комплексы или инвестиции более необходимы для наращивания судовой переработки?

- За эти годы на побережьях полуострова построено 4 современных завода, нацеленных на глубокую переработку, выпуск высококачественной и рентабельной рыбной продукции – это заводы предприятий ООО «Тымлатский рыбокомбинат» (с. Тымлат), ООО «Витязь-авто» (п. Озерновский), ООО «Рыболовецкая артель «Народы Севера» (с. Усть-Большерецк), ООО «Лойд-Фиш» (п. Октябрьский).

В 2011-2012 годах на восточном побережье Камчатки планируется сдать в эксплуатацию еще два береговых рыбоперерабатывающих завода (п. Ивашка). Реализацию инвестиционных проектов осуществляют предприятия ООО «Восточный берег» и ОАО «Колхоз им. Бекерева».

Только в 2010 году организациями регионального рыбохозяйственного комплекса в развитие береговых перерабатывающих мощностей, строительство и модернизацию рыбопромыслового флота вложено более двух миллиардов рублей. Основная часть инвестиционных проектов – это достаточно крупные среднесрочные проекты по строительству и модернизации флота и береговых перерабатывающих производств, направленные на внедрение передовых технологий глубокой переработки рыбы и морепродуктов в целях обеспечения увеличения добавленной стоимости, снижения затрат на производство продукции, повышения конкурентоспособности и рентабельности отрасли.

Предприятия, осуществляющие прибрежное рыболовство, и предприятия береговой рыбопереработки остаются чрезвычайно важной составляющей рыбохозяйственного комплекса Камчатского края. Береговые предприятия, в отличие от флота, по объективным причинам способны производить продукцию более глубокой степени переработки биоресурсов, к тому же используют местное сырье, энергоресурсы, используют услуги инфраструктуры края. Немаловажен и социальный аспект, поскольку создание каждого рабочего места в отрасли автоматически генерирует, как минимум, 6-8 рабочих мест в сфере торговли, транспорта, судоремонта и т.д.

Развитие прибрежного рыболовства и создание условий для расширения береговой рыбопереработки является реальным резервом увеличения числа занятых на производстве, увеличения объемов производства продукции и закрепления населения на всей территории края, а не только в краевом центре.

Хотелось бы сразу отметить, что бытует ошибочное мнение, если не сказать заблуждение, об отождествлении понятия прибрежного рыболовства и береговой рыбопереработки. Однако прямой зависимости развития береговой рыбопереработки от привязки к квотам для осуществления прибрежного рыболовства нет.

Береговая рыбопереработка возникает и существует там, где есть объективные экономические предпосылки для ее организации и эффективной работы. Наличие в прибрежных водах больших запасов водных биологических ресурсов еще не повод вкладывать средства в заведомо убыточное производство.

Объективным, существенным и определяющим фактором, влияющим на загрузку береговых предприятий рыбой, является расстояние до района промысла, из которого возможна доставка сырья на берег без потери качества.

Там, где невозможно выполнить это требование, рыбаки осуществляют сдачу уловов на плавучие приемные мощности.

Строительство вышеперечисленных береговых перерабатывающих заводов – лишнее тому подтверждение. Фабрики строятся в существующих населенных пунктах, где используется имеющаяся производственная и социальная инфраструктура. Фабрики ориентированы в основном на обработку лососевых видов рыб. Лосось, как известно, образно говоря, возить не надо, он сам приходит в реки. До и после путины обрабатывается рыба, выловленная в прилегающих районах промысла, откуда возможна доставка сырья без потери качества.

Настойчиво связывать решение вопроса загрузки сырьем береговых рыбоперерабатывающих комплексов только с обязательной доставкой на берег уловов, добытых по квотам прибрежного рыболовства, при этом не развивать инфраструктуру морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания рыбопромыслового флота, означает загонять существующую проблему глубже и еще дальше по времени уходить от реального решения вопроса развития берега.

Но хуже всего то, что это «заблуждение» оформлено федеральным законом. Практика применения этих норм закона ни на шаг не продвинула декларируемые цели, но зато породила существенное ограничение возможности по добыче биоресурсов флотом прибрежного рыболовства, во-первых, «заперев» его в 12-мильной зоне и, во-вторых, обязав его, не считаясь с потерями промыслового времени, потерей качества выловленной рыбы, затратами на переходы до берега и обратно до района промысла, доставлять уловы на территорию субъекта РФ.

Абсурдность ситуации заключается еще и в том, что на судах, работающих в режиме прибрежного рыболовства, запрещено производить продукцию из водных биоресурсов, хотя рыба, выловленная и поднятая на палубу судна, уже является продукцией, выпускаемой в обращение.

Соответствующее поручение о необходимости расширения зон прибрежного рыболовства за пределы 12-мильной зоны дал Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин в ходе совещания по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, проходившего в Петропавловске-Камчатском 24 августа 2010 года. Но вопрос до сих пор не решен, хотя для этого не требуется внесения поправок в федеральное законодательство, а достаточно издать соответствующее постановление Правительства РФ.

Одновременно необходимо инициировать внесение поправок в федеральный закон о рыболовстве, о возврате к единому промысловому пространству и снятии введенных ограничений для рыбаков, работающих в режиме прибрежного рыболовства в части переработки и реализации уловов.

- Как показывает практика, проблем у рыбаков меньше не становится. Растет цена судового топлива. Не сняты с повестки дня вопросы о рыбных биржах, о «квотах под киль». Существует ли по этим проблемам единая позиция у Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки и насколько рыбацкое сообщество края стремится к консолидации?

- Позитивная динамика рыбной отрасли, прежде всего, обусловлена закреплением за предприятиями в 2008 году долей квот добычи ВБР на десять лет и заключением договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на 20 лет. Стабильности также способствует пока относительно устойчивая законодательная база в области рыболовства.

Это стало возможным только благодаря совместным усилиям всех рыбаков не только Камчатки, но страны в целом.

Между тем мы должны отчетливо понимать, что перечисленные выше факторы, придавшие импульс по наращиванию объемных показателей по добыче биоресурсов в основном за счет более полного освоения ОДУ, относятся к чисто организационным мерам и их влияние на дальнейшее поступательное развитие имеет предел роста.

Об экономической ситуации в отрасли края свидетельствуют финансовые результаты деятельности предприятий. По оперативным данным за 2010 год, крупными и средними предприятиями регионального рыбохозяйственного комплекса получена прибыль в размере 3,3 млрд. рублей, что составляет 92% к уровню аналогичного периода 2009 года.

Снижение величины сальдированного финансового результата обусловлено во многом ростом стоимости топлива, ГСМ, затраты на приобретение которых составляют значительную долю в расходах предприятий.

Цена на топливо в текущем году продолжает расти. А если учесть, что цены реализации минтая всех видов обработки в текущем году понизились на 15-20%, следует ожидать значительного понижения прибыли предприятий рыбной отрасли.

Если не принять мер финансовой поддержки, то мы можем потерять темпы высокой инвестиционной активности, сложившейся в отрасли края в 2008-2010 годах.

На наш взгляд, необходимо добиваться предоставления предприятиям отрасли края субсидий и других видов государственной поддержки не только в условиях роста цен на топливо и ГСМ, но и, как я уже говорил, для устранения административных барьеров в рыболовстве.

Кроме того, необходимо принять меры для возрождения системы подготовки кадров для рыбопромышленного комплекса края, для распространения специального режима налогообложения – единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) на все рыбохозяйственные организации края вне зависимости от штатной численности.

В части обновления флота нужно добиваться предоставления налогоплательщикам права применять к основной норме амортизации специальный коэффициент до 3-х включительно в отношении судов, построенных на российских верфях, освобождения от налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию РФ судов рыбопромыслового флота, построенных или приобретенных за пределами таможенной территории РФ.

Необходимо применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость для судостроительных и судоремонтных предприятий, осуществляющих деятельность по производству, ремонту, техническому обслуживанию, модернизации судов рыбопромыслового флота. Должно произойти снижение ставок ввозных таможенных пошлин на оборудование и запасные части к ним, используемые на судах и береговых предприятиях и непроизводимые в Российской Федерации.

Еще одна необходимая мера – совершенствование механизма субсидирования, в том числе путем предоставления бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета средств на софинансирование региональных программ развития береговой рыбопереработки и аквакультуры.

Должно, наконец, произойти установление правовых основ залога прав на добычу водных биоресурсов и оборота долей квот вылова водных биоресурсов.

Все проблемы, затрагивающие интересы рыбаков нашего рыбохозяйственного бассейна и требующие разрешения на уровне федерального центра, согласовываются всеми участниками Координационного совета рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока, который успешно действует уже несколько лет.

Елена ФИЛАТОВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Июль 2011 г.

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/interviews/205
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.