Рафаэль ДАЕРБАЕВ (Начальник СВПУ береговой охраны ФСБ РФ генерал-лейтенант ) – Силы браконьерского флота серьезно подорваны
На Дальнем Востоке передышки между путинами небольшие. Не успел закончиться сезон «А» на минтае, как вовсю идет подготовка к добыче лососевых. Однако «передышка» – понятие относительное, ведь продолжается промысел других ВБР, а у рыбаков в море, как известно, выходных не бывает. Как нет их и у пограничников, осуществляющих контроль и охрану водных биоресурсов. О том, как выполняются сегодня эти функции, возложенные на Службу государством, РИА Fishnews.ru рассказал начальник Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации генерал-лейтенант Рафаэль Даербаев.
- Как Вы оцениваете итоги минтаевой путины 2011 года с точки зрения деятельности Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России?
- Мероприятия контроля минтаевой путины 2011 года Северо-Восточным ПУ БО ФСБ России проводились поэтапно с привлечением структурных подразделений управления, сил и средств Службы в городе Петропавловске-Камчатском, авиации ФСБ России, во взаимодействии с территориальными органами ФСБ и МВД России, органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации.
Для несения службы в районах проведения путины использовалось 7 пограничных сторожевых кораблей и 3 патрульных судна. Поставленные перед ними задачи были выполнены в полном объеме.
В сфере противоправной деятельности основным фактором, оказавшим влияние на формирование обстановки, явилось стремление отдельных пользователей водными биоресурсами к повышению рентабельности рыболовства за счет добычи минтая в районах, где добыча при данных условиях осуществляться не должна. На этапе вылова указанная деятельность осуществлялась как в форме нарушения режима запретных для специализированного промысла минтая районов, так и путем отражения в промысловых документах, вылова в районах с высоким качеством сырца, иных районов добычи.
В целях успешного решения поставленных задач были приняты меры по обеспечению необходимого состава наряда инспекторов на судах Охотоморской минтаевой экспедиции для осуществления эффективного контроля их промысловой деятельности с учетом обстановки в районах промысла.
В период минтаевой путины всего проведено более 1480 проверок промысловой деятельности судов, осуществлявших добычу морских биоресурсов в промысловых зонах Охотского моря. Выявлено 21 нарушение природоохранного законодательства РФ и Правил рыболовства судами, из них 11 судами, осуществлявшими специализированный промысел минтая. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила около 3 900 000 рублей. Конфисковано в доход государства 219,4 т рыбопродукции, изготовленной из незаконно выловленных морских биоресурсов. Задержано 2 российских промысловых судна. Необходимо отметить значительное снижение количества административных правонарушений, связанных с нарушением правил подачи данных оперативной отчетности. Это свидетельствует о том, что меры административного и профилактического воздействия, предпринятые пограничным управлением в 2010 году, привели к желаемым результатам.
Инспекторским составом при контроле перегрузок зафиксировано порядка 95 процентов уловов минтая, добытого за весь период путины, проконтролировано 100% заявленных перегрузов.
Наряду с обеспечением контроля судов, использовавшихся для специализированного промысла минтая, решались задачи выявления, предупреждения и пресечения противоправной деятельности, предметом которой являлись другие виды водных биологических ресурсов. В результате силами пограничного управления в Охотском море были обнаружены и задержаны 4 судна под флагом Белиза и Королевства Камбоджа.
- Что Вы можете сказать об оперативности оформления инспекторами грузовых операций в море? Как достигается координация с рыбаками и транспортниками?
- В целях успешного решения стоящих перед пограничным управлением задач, руководством Управления и Государственной морской инспекции был осуществлен комплекс организационных мероприятий.
Заблаговременно до начала путины проведено совместное заседание Объединенного штаба и представителей рыбодобывающих предприятий, на котором были уточнены цели совместной деятельности и проблемы, которые могли возникнуть при ее осуществлении. Принято участие в расширенном заседании Некоммерческой организации «Ассоциация добытчиков минтая» в городе Владивостоке. Для оперативного разрешения возникающих вопросов начальником Государственной морской инспекции еженедельно принималось участие в селекторных совещаниях, проводимых руководством Росрыболовства. Представители Ассоциации добытчиков минтая принимали участие в еженедельных совещаниях рабочей группы Оперативного штаба.
Кроме того, были приняты исчерпывающие меры по обеспечению необходимого наряда инспекторов с учетом складывающейся обстановки.
Основные усилия инспекторского состава были сосредоточены на установлении фактических объемов вылова, выявлении и пресечении добычи с нарушением правил рыболовства. На обеспечении полного охвата контрольно-проверочными мероприятиями перегрузок уловов и произведенной из них продукции. На проведении контрольно-проверочных мероприятий в пунктах выгрузки и доставки продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
Особое внимание было уделено контролю над использованием орудий лова, утилизацией производственных отходов, движением сырца и готовой продукции, а также соответствию количества фактически находящейся на борту продукции переработки минтая заявленному.
Качественно спланированный состав наряда инспекторов на судах рыбопромыслового флота, организованное взаимодействие между должностными лицами Инспекции, непосредственно осуществляющими контроль рыболовства, капитанами транспортных судов и пользователями водными биоресурсами позволило избежать необоснованного простоя флота, обеспечен стопроцентный контроль деятельности перерабатывающих и приемно-транспортных судов, максимальный охват контрольно-проверочными мероприятиями судов добывающего флота.
Высокий уровень взаимодействия между инспекторским составом и пользователями водными биоресурсами был отмечен руководством Ассоциация добытчиков минтая.
- Как будет строиться работа пограничного ведомства в предстоящую лососевую путину?
- На заседании Объединенного штаба, которое мы провели в аппарате Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России накануне начала лососевой путины, мы обсудили и обстановку, которая будет складываться в этот период, и задачи всех контролирующих структур.
Как было отмечено, обстановка в части добычи тихоокеанских лососей в 2011 году будет складываться под влиянием следующих факторов:
- дрифтерного лова лососей японскими судами в разрешенных районах в рамках межправительственных соглашений;
- дрифтерного лова лососей российскими судами в разрешенных районах исключительной экономической зоны России;
- добычи лососей российскими судами в исключительной экономической зоне России по промышленным квотам;
- добычи лососей российскими судами в научно-исследовательских и контрольных целях;
- добычи лосося на рыбопромысловых участках в территориальном море и внутренних водах (в том числе внутренних морских) ставными орудиями лова со сдачей уловов на береговые перерабатывающие предприятия и приемно-перерабатывающие суда рыбопромыслового флота, а так же лов непосредственно судами рыбопромыслового флота в границах рыбопромысловых участков (Северные Курилы);
- возможного незаконного лова лососей судами с дрифтерными орудиями лова в Конвенционном районе северо-западной части Тихого океана с использованием флагов государств, не входящих в Конвенцию.
Исходя из этих факторов будет строиться работа пограничного управления по контролю и координации всех взаимодействующих структур в период добычи лосося в 2011 году.
- Дрифтерным промыслом лососей в ИЭЗ России на основе межправительственных соглашений занимаются японские рыбаки. В 2010 году российские пользователи также получили право вести коммерческий дрифтерный лов лососевых. Достаточен ли, на Ваш взгляд, контроль за добычей дрифтерами в экономзоне или его необходимо усиливать?
- В этом году дрифтерным промыслом лосося будут заниматься 9 среднетоннажных и 18 малотоннажных судов Японии. Принято решение, что на каждом из средних судов будут находиться наши наблюдатели, которые будут контролировать весь процесс добычи. Контроль за деятельностью малых судов осуществляют инспекторы ГМИ Сахалинского ПУ БО ФСБ России.
Но и российские промысловые суда не останутся без нашего пристального внимания, и я думаю, мы с этой задачей справимся.
- Как Вы относитесь к такой мере наказания за нарушения на промысле, как конфискация судна? Должна ли, на Ваш взгляд, применяться данная мера за нарушения, не связанные с причинением ущерба природоохранным и имущественным интересам государства? Есть ли, на Ваш взгляд, необходимость законодательно дифференцировать степень нарушения и, соответственно ему, степень ответственности?
- Северо-Восточное ПУ БО ФСБ России является органом исполнительной власти, который выполняет требования законов, установленных государством в сфере осуществления контроля добычи водных биоресурсов и при выявлении нарушений пресекает незаконную деятельность. Решение о конфискации судов принимает суд на основе действующих законов. Законодательство Российской Федерации в сфере охраны водных биологических ресурсов постоянно совершенствуется, рассматриваются и вносятся изменения. Эта деятельность не входит в обязанности нашего пограничного управления.
- Можно ли говорить о том, что в море становится меньше российских рыбаков, занимающихся браконьерством, о чем свидетельствует статистика ФСБ? Кто из рыбаков сейчас составляет основное беспокойство для пограничников, под какими флагами они ходят?
- Анализ деятельности пограничного управления по борьбе с браконьерским промыслом морских биологических ресурсов показывает, что количество добывающих и транспортных судов из года в год уменьшается. Так, если в 2009 году на нашем участке добывало 298 судов, то уже в 2011 – 253.
Результаты деятельности управления говорят о том, что за последние годы серьезно были подорваны силы браконьерского флота, так как на фоне наращивания наших усилий по контролю всего промыслового флота на участке ответственности, значительно снизилось количество задержанных судов: с 44 в 2009 году, до 8 – в 2011 году. Но говорить о том, что российских рыбаков, занимающихся браконьерством становиться меньше, еще рано. Так как практически все экипажи задержанных нами судов под иностранными флагами состоят из граждан России.
Одной из основных проблем в деятельности по контролю добычи морских биресурсов продолжают оставаться суда под так называемыми «удобными» флагами.
Регистрация судов под «удобным флагом», по нашему мнению, является одной из форм, которые используют криминальные структуры для незаконного промысла в пределах ИЭЗ РФ, так называемых «летучих голландцев» – судов, укомплектованных российскими экипажами, зарегистрированных под «удобными» флагами, без включения в отраслевую систему мониторинга и разрешений на ведение промысла. В результате создаются условия для нанесения прямого ущерба экономическим интересам государства.
В многолетней практике деятельности Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России нами задерживались подобные суда под флагами Белиза, Камбоджи, Панамы, Гандураса, Сьерра-Леоне, Грузии.
Конечно же, существует ряд проблемных вопросов по выявлению данных судов и предотвращению их незаконной деятельности.
Во-первых, иностранный регистр и иностранный флаг позволяет браконьерскому судну избежать при нахождении судов в ИЭЗ РФ обязанности иметь на борту средства спутникового позиционного контроля, разрешение на промысел, подачи данных судовых суточных донесений, прохождения контрольных точек и т.д. Таким образом, обнаружить подобные суда становится достаточно сложно, а при обнаружении доказать наличие на них признаков правонарушения или преступления крайне затруднительно.
При отсутствии на борту судна рыбопродукции, если судно только следует на незаконный промысел, привлечь капитанов к ответственности практически невозможно, так как они объясняют свои действия тем, что следуют через ИЭЗ РФ, не ведя промысловой деятельности. В ряде случаев при обнаружении объектов промысла на борту судна капитаны представляют различные документы на груз, свидетельствующие о приемке этого груза за пределами ИЭЗ РФ либо транспортировке его из иностранного порта. Капитаны судов-нарушителей при обнаружении преследования предпринимают попытки скрыться. В ходе преследования экипаж судна избавляется от улик, доказывающих ведение данным судном незаконного промысла, не выполняя законные требования об остановке до применения пограничными органами оружия либо до полной зачистки судна от улик. Такие действия во многом связаны с изменениями отдельных статей действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях. В КоАП РФ, действовавшем до июля 2002 года, за невыполнение законных требований об остановке более 1-го часа существовала безальтернативная санкция – конфискация судна и штраф. Теперь же за такие действия капитану грозит только незначительный штраф.
Во-вторых, остро стоит проблема взыскания штрафных санкций с нарушителей природоохранного законодательства и перечисления их в Федеральный бюджет. По состоянию на 1 января 2011 года из наложенных в 2010 году более 144 млн. рублей штрафных санкций взыскано только 3,6 млн. рублей. Существующая нормативно-правовая база позволяет нарушителям уклоняться от своевременной уплаты по штрафным санкциям и делает малоэффективными действия исполнительной власти по взысканиям вышеуказанных сумм (создание фирм-«однодневок», формальная смена судовладельцев, капитанов). При привлечении к ответственности судов под «удобными» флагами возникают проблемы по исполнению постановлений о назначении административных штрафов, т.к. судовладелец находится за рубежом.
В-третьих, на законодательном уровне не определен статус «задержанного судна», порядок содержания задержанных судов, реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания дела об административном правонарушении затруднительно.
В связи с этим остро стоит проблема содержания судов, являющихся вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях и уголовным делам. В первую очередь это касается задержанных судов, а также тех плавсредств, к которым в качестве меры обеспечения производства по делу применен арест.
В настоящее время на рейдах Петропавловска-Камчатского стоят 9 браконьерских судов, допустивших нарушения пограничного и природоохранного законодательства РФ, 7 из которых – суда под «удобными» иностранными флагами. Судовладельцы таких судов чаще всего скрываются, надеясь, что задержанный корабль после всех разбирательств отделается штрафом и вновь получит свободу. Все это время члены экипажа, брошенные судовладельцами на произвол судьбы, вынуждены проживать за границей, не имея права сойти на российский берег и не получая зарплаты. Многие судебные тяжбы тянутся по полгода.
В результате проводимой руководством Пограничной службы, Департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России серьезных положительных сдвигов в вопросе прекращения деятельности «подфлажников» удалось достичь лишь в последние годы. С 2007 года с участием МИД, пограничных органов, Росрыболовства и других заинтересованных ведомств проведен комплекс мероприятий, направленных на объединение усилий с государствами, которые предоставляют «удобные» флаги промысловикам. В результате в конце прошлого года появилась информация о том, что правительство Сьерра-Леоне приняло решение прекратить международную регистрацию иностранных рыболовных судов и отказаться от предоставления им права использовать свой национальный флаг. Аналогичная работа ведется сегодня и с Камбоджей.
РИА Fishnews.ru
Июнь 2011 г.
Добавить комментарий