Галина ХОЛЗИНЕВА (Директор Владивостокского филиала ОАО «АльфаСтрахование») – Чем больше планы, тем выше ответственность
Проблемы поиска путей обновления рыбопромыслового флота, модернизации и строительства перерабатывающих мощностей, уже долгое время беспокоившие рыбаков, с прошлого года приобрели облик реальности. Начав свой тернистый путь с открытого обсуждения на рыбацких конгрессах, форумах и круглых столах, они продвинулись на уровень региональных, а затем и федеральных органов власти. Наконец, задача технического перевооружения отрасли и строительства рыбопромыслового флота вошла в стратегию развития рыбохозяйственного комплекса РФ. Так что и со сроками ее решения, похоже, государство определилось.
Однако нельзя забывать, что столь внушительные масштабы поставленных задач потребуют привлечения большого объема финансовых ресурсов, а значит – и серьезного внимания к вопросам управления рисками. Эта сфера в нашей стране всегда была и остается проблемной как для частных инвесторов, так и для крупных финансовых институтов.
О том, как снизить вероятность «неприятного исхода» столь масштабных проектов и уберечь свой бизнес и ответственность от крупных финансовых потерь, РИА Fishnews.ru рассказала директор Владивостокского филиала ОАО «АльфаСтрахование» Галина Холзинева.
- Прежде всего, стоит отметить, что страхование ответственности сторон при заключении государственных контрактов – неотъемлемое условие подобного рода отношений, предусмотренное федеральным законодательством.
Не секрет, что для любого предприятия работа по госзаказу – выгодный и статусный проект, поэтому интерес к госконтрактам в последние годы постоянно растет. На этом фоне, к сожалению, высок и процент случаев некачественного исполнения взятых обязательств. Поэтому для государства страхование ответственности за неисполнение обязательств по госконтракту является гарантией того, что результат будет получен в нужном объеме и в определенные сроки. А предприятиям страховка дает возможность оградить себя от рисков, которые неизбежно возникают при выполнении государственного контракта. Таким образом, страховая компания выступает гарантом надежности и качества и для исполнителя, и для заказчика работ.
- Если перенести эту схему на ситуацию, которая может сложиться в рыбной отрасли в случае, если государство включится в процесс обновления флота, и начнут действовать лизинговые схемы, о которых сегодня так много говорится. Будет ли возможность и у рыбака уберечь себя от риска оказаться наедине с непредвиденными финансовыми обязательствами?
- Конечно, ведь приобретаемое имущество пока принадлежит не покупателю, а собственнику – в данном случае лизинговой компании. Поэтому подобная финансовая услуга должна будет осуществляться совместно с услугой по управлению рисками, иначе говоря – страхованием.
Дальше, после выплаты всей стоимости имущества, к примеру, того же судна, владелец сможет уже самостоятельно решать, что и в каком объеме он будет страховать, помимо той обязательной ответственности, которая предусмотрена нормами КТМ. Но на первоначальном этапе это условие является обязательным.
- Имеет ли «АльфаСтрахование» опыт работы с государственными контрактами в судостроении?
- Нынешней весной астраханский филиал компании «АльфаСтрахование» заключил договор страхования ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному или муниципальному контракту с ОАО «Центр судоремонта «Звездочка». Предметом госзаказа является изготовление проекта для нужд Министерства обороны РФ. При этом в соответствии с условиями договора лимит ответственности «АльфаСтрахования» перед Минобороны составляет 291,3 млн. рублей.
Это лишь один из примеров работы нашей компании в сегменте страхования ответственности за неисполнение обязательств по госконтрактам: только в 2009 г. «АльфаСтрахование» заключило около 6 тыс. подобных договоров.
- Вернемся к особенностям проектов в области судостроения: помимо высокой стоимости здесь всегда приходится учитывать и их долгосрочность. Какими характеристиками должны обладать страховые компании, чтобы соответствовать подобным требованиям?
- Действительно, сроки реализации подобных проектов, включающие не только строительство судна, но и последующий длительный период выплаты пользователем их стоимости, предполагает и долгосрочные периоды сотрудничества страховых компаний и собственников предприятий. Здесь вопрос безопасности операций уже напрямую будет зависеть от выбора страховщика и того, насколько он способен обеспечить свои гарантии. Для этого помимо опыта и авторитета компания-страховщик должна обладать надежной и обширной системой перестрахования, чтобы в случае наступления риска суметь оперативно компенсировать застрахованной стороне убытки в полном объеме (в соответствии с договором).
ОАО «АльфаСтрахование» в течение периода своей деятельности наладила долгосрочные деловые взаимоотношения с крупнейшими перестраховочными обществами мира и страховыми компаниями России.
К примеру, среди зарубежных партнеров нашей компании по перестрахованию присутствуют такие известные организации, как Мюнхенское перестраховочное общество (Munich Re), Швейцарское перестраховочное общество (Swiss Re), Ганноверское перестраховочное общество (Hannover Re), СКОР (SCOR), Кельнское перестраховочное общество (GenRe), Партнер Ре (Partner Re), а также корпорация Lloyd’s of London, сотрудничество с синдикатами которой осуществляется через международных брокеров Willis Limited, Marsh, AON Benfield и многие другие.
- При заключении договора со страховой компанией условие перестрахования риска будет действовать в любом случае?
- В зависимости от условий договора и объекта страхования перестраховочная защита осуществляется «АльфаСтрахованием» как на облигаторной, то есть обязательной, автоматической основе, так и на факультативной – на добровольных условиях.
Так, к облигаторным договорам относится перестрахование технических рисков. По условиям данного договора покрываются технические риски, включая строительно-монтажные риски, риски поломки машин и электронного оборудования, ответственность перед третьими лицами, относящаяся к вышеуказанным рискам, строительная техника.
В соответствии с условиями данного договора возмещаются убытки, возникшие по договорам страхования до 50 млн. евро по каждому убытку. При этом по условиям договора перестрахования ответственность компании «АльфаСтрахование» составляет 1 млн. евро по каждому убытку.
Что касается морской сферы, то и здесь существует подобный облигаторный договор – перестрахование эксцедента, то есть суммы риска убытка. В соответствии с ним производится автоматическое перестрахование всех рисков грузоперевозок, страхования ответственности перевозчика/экспедитора, каско судов и судостроительных рисков, страхования ответственности судовладельцев и т.д.
По условиям этого договора возмещаются убытки, возникшие по договорам страхования до 12,5 млн. долларов США по каждому убытку. Ответственность ОАО «АльфаСтрахование» составляет в данном случае 1 млн. долларов по каждому убытку. Лидером по обоим видам договоров является Мюнхенское перестраховочное общество (Munich Re, Германия).
На мой взгляд, также важно отметить, что «АльфаСтрахование» является по-настоящему общероссийской компанией, поскольку сеть наших представительств охватывает сегодня 380 регионов Российской Федерации. Услугами Группы «АльфаСтрахование», которая объединяет ОАО «АльфаСтрахование», ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» и ООО «АльфаСтрахование-МС», пользуются 1,5 млн. частных клиентов и более 100 тыс. компаний. Консолидированный уставной капитал составляет более 5,5 млрд. рублей, а сама компания имеет международный рейтинг финансовой устойчивости Fitch и высший рейтинг надежности А++ рейтингового агентства «Эксперт РА».
Наталья СЫЧЕВА, РИА Fishnews.ru
Июль 2010 г.
Добавить комментарий